Больше историй

5 декабря 2015 г. 09:50

137

ШЕСТОЙ АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ДОМ (СЛУГИ И ПОДЧИНЕННЫЕ) В "ЖИЗНИ ДЭВИДА КОППЕРФИЛЬДА"

Великие книги создают собственный пространственно-временной континуум, локально замкнутый мир, с диапазоном отношения к реальности от точной копии до полного различия. Первое не приводит читателя в щенячий восторг, второе не ввергает в ступор, умный читатель на такого рода вещах не заостряет внимания: просто условия игры, автору удобно, чтобы цвет и размеры фишек были такими, а сукно стола и устройство рулетки вот эдакими; принимаем, как данность, играем.

Это антураж, финтифлюшки, декорации, не они определяют уровень удовольствия от игры. Пресловутая "правда жизни" нужна людям, которых на пушечный выстрел нельзя подпускать к книгам. Они и сами не стремятся (всеобщая грамотность населения вывела эволюционный подвид "человека, ошибочно думающего, что умеет читать и дерзающего говорить о книгах", но о том в другой раз). Умный читатель понимает - правд у жизни столько, сколько носителей определенной точки зрения в определенном социально-историческом контексте и в разные промежутки личного времени. Да и то, если не брать во внимание житейских потрясений, радикально меняющих взгляды.

Потому разного рода: "не знает автор, как гайки на шесть ввинчиваются - плохая книга" - оставим помянутым кадаврам и сосредоточим внимание на том, что отличает великую книгу от, хм, той. где гайки на шесть правильно ввинчивают. Архетипичность ситуаций и отношений - вот то, что наполняет книгу горячей кровью, делает ее персонажей живыми и неважно место-время действия: хоть стоянка первобытного племени, хоть космический корабль. Когда архетип взят и передан верно, встроенный детектор лжи читателя говорит - правдивая книга.

И готов простить писателю многое, что в противном случае отвратило бы от него. Слезливая сентиментальность вкупе со склонностью к высокой патетике могли бы оттолкнуть от Диккенса, если бы он состоял только из сантиментов и патетики. Но это (см. выше) фон. Главное - люди, их характеры, типы отношений, хитросплетения сюжета. И замечательно точное попадание в сферу архетипа общественного бессознательного. Четко схваченные, предельно точно описанные особенности отношений. "Жизнь Дэвида Копперфильда" - эталонный образец, энциклопедия шестого дома астрологии.

Который рассматривает (кроме прочего) отношения со слугами и подчиненными. В романе не только и не столько многообразие типов: от абсолютной безоговорочной преданности Пегготи до перманентного кошмара, сопровождающего супружество Дэвида и Доры. Но есть потрясающе описанное возвышение Урии Хипа. Есть жутковато-респектабельный Латимер - слуга Стирфорта. Есть невероятная квартирная хозяйка Дэвида. И странная привязанность мисс Дартл к дому своей работодательницы.

Обо всем этом хотелось бы поговорить подробно. Современная жизнь часто ставит людей, даже не озабоченных карьерными амбициями, в отношения того или иного рода с наемными работниками. А эта сфера с равной степенью вероятности может стать источником дополнительного комфорта и превратить вашу жизнь в чистилище. И поскольку умный учится на чужих ошибках, имеет смысл рассмотреть - как оно в правдивой книге.