Больше историй

1 октября 2015 г. 16:40

954

Вот такой флешмоб...

Когда в сентябре 1991-го года я начал учиться на первом курсе истфака МГУ, то вместе с подавляющим большинством однокурсников был поражен одним фактом.

Нам, натурально, читали лекции в больших поточных аудиториях. Куда - по крайней мере, поначалу, - набивался весь курс. 150 розовоухих студиозусов (125 историков + 25 искусствоведов).

В ходе лекций лекторам то и дело передавали записки с вопросами, на которых лекторы отвечали - кто сразу, кто в конце пары. И вот на КАЖДОЙ лекции в записках встречался один и тот же вопрос:

- СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н. ГУМИЛЕВА?

Личность лектора, наименование предмета и прочие детали не имели решительно никакого значения. Этот вопрос стабильно звучал на всех лекциях - по археологии, по истории СССР, по истории первобытного общества, по истории зарубежного искусства, по мастерству устной речи... Ну, а лекторы-этнологи получали такие записки по два-три раза за 80-минутную лекцию.

Слова "флешмоб" мы тогда не знали, но тем не менее это был именно он. Естественно, студенческая аудитория как начала ржать примерно после пятого-шестого раза, так и продолжала реготать аж до летней сессии. А преподаватели реагировали очень по-разному - кто-то начинал отвечать всерьез, кто-то всерьез же удивлялся, какое отношение эта теория имеет к его предмету, кто-то отшучивался... В общем, так прошел весь наш первый курс (1991/1992 гг.), и всем было очень смешно.

А в августе 1992-го года Лев Николаевич ушел из жизни. И смешно сразу быть перестало. И записки прекратились враз.

Сам я с трудами Льва Николаевича ознакомился позже - частично на старших курсах, частично уже в годы крайне невнятной учебы в аспирантуре. Не уверен, что готов к долгой дискуссии, но хочу сказать о том, что меня, как говорится, "зацепило". Именно благодаря книгам Гумилева мне удалось как-то всерьез почувствовать, что историю творят ЖИВЫЕ ЛЮДИ, а не пресловутые "производительные силы и производственные отношения". Что у этих людей есть достоинства и недостатки, таланты, амбиции, слабости, комплексы и промахи. Что народ так же может переживать стадии бурной молодости, расцвета зрелости, недомогания и угасания, как и отдельный человеческий организм.

И за это - спасибо.

P.S. А свято место пусто не бывает. Несколько лет спустя записки всем лекторам подряд пошли вновь, только на этот раз вместо теории этногенеза Гумилева в них фигурировала "новая хронология" Анатолия Фоменко.
Намного более подходящий объект для стеба, ИМХО.

Комментарии


Несколько лет спустя записки всем лекторам подряд пошли вновь, только на этот раз вместо теории этногенеза Гумилева в них фигурировала "новая хронология" Анатолия Фоменко.
Намного более подходящий объект для стеба, ИМХО.

Это точно, хороший повод для стеба над этими опусами:-))


По поводу Фоменко у меня только один вопрос: кто он такой? Свихнувшийся ученый, который искренне верит в то, что пишет, или же циничный расчетливый шарлатан, делающий деньги на людском невежестве и жажде сенсаций?
Кстати, о Фоменко и ему подобных монстрах "фолк-хистори" есть прекрасная книга История России в мелкий горошек , горячо рекомендую.


Спасибо, возьму на заметку. Фоменко я где-то в начале 2000-х пробовала читать, большой шум тогда был, как помню, но мой мозг был быстро сломан:-)). Глянула сейчас для интереса его книги тут на ЛЛ, блин, плодовитый он какой, оказывается... куча книг уже, и все как под копирку только меняй в аннотацию русскую историю на английскую, потом на египетскую, потом еще на какую-то, и так по кругу.


Плодовитый - это еще очень мягко сказано. Строчит как из пулемета :(((
Как говорится, такую бы энергию, да в мирных целях...


Замечательная история!
Как ни странно, наш историк (СПбГУ) тоже был помешан на пассионарной теории Гумилёва :)


А в какие годы Вы учились? Или как раз сейчас учитесь?


История у меня была в 2009-10 годах.


Тогда, на мой взгляд, ничего удивительного :)
Я поступил в последний год существования СССР. Советская историческая наука теорию Льва Николаевича так и не приняла, поэтому воспринимался он достаточно негативно. Одни считали его шарлатаном, другие - опасным энтузиастом и невеждой. Собственно, как мне кажется, эти записки изначально появились на свет из желания не то выяснить, как преподаватели относятся к этой принципиально новой для официальной науки концепции, не то просто позлить лекторов. И вряд ли мы были первым курсом, который практиковал подобный флешмоб - скорее всего, он возник двумя-тремя годами раньше.
Но время-то идет. Сейчас пассионарную теорию этногенеза проходят в ВУЗах, и отношение к ней существенно изменилось - ее, конечно, не признали как единственно возможную и правильную, но ныне она как минимум имеет право на жизнь. Вы познакомились со своим историком почти на два десятилетия позже, чем я - со своими, вот в эти два десятилетия изменения в сознании ученых и уместились :)


Мне понравилась идея с передачей записочек с вопросами преподавателю по ходу лекции, жаль, у нас такого не было :(


Никогда не поздно ввести традицию :)


Боюсь, что преподы не поймут :)


Вот заодно и выясните :)


Именно благодаря книгам Гумилева мне удалось как-то всерьез почувствовать, что историю творят ЖИВЫЕ ЛЮДИ, а не пресловутые "производительные силы и производственные отношения"


У меня хронологически сначала были Тойнби и Шпенглер, но Гумилев - самый "живой" и самый близкий.


А у меня сначала был как раз Гумилев :)


Я не сомневалась, что у тебя всё в более правильной последовательности.)