Больше историй

26 августа 2015 г. 20:08

399

Шестедесятники

Почему-то именно эта эпоха поэтов прошла мимо меня... Да, я хорошо знаю поэтов Серебряного века. Цветаева, Ахматова, Гумилев. И долгое время для меня оставалось загадкой - как же потом этот Серебряный век перерос в Поэзию Русского Рока. Это связующее звено - шестидесятников - я и упустил.

И очень даже зря. Очень непростая эпоха. И, что самое интересное, не менее интересная. Уже заготовил себе несколько книг для более глубоко анализа этого времени.

Конечно же, самые яркие фигуры - это Бродский и Высоцкий. Один явный эмигрант, который отрекается от России и не возвращается даже когда его зовут назад. Другой - известный советский актер и композитор. Дальше - больше. Это и Рождественский, и Евтушенко (последний живой из этой эпохи. Многая ему лета), и Ахмадулина, и Галич. И, конечно же, Булат Шалович Окуджава.

Вот именно от них переняли эстафету восьмидесятники - Макаревич, Шевчук, Гребенщиков. Двухтысячники уже другие - Арбенина, Васильев, Илья Чёрт, Алексей Горшенев, Сурганова - они уже зяглядываются назад, на Серебряный век, пытаются осмыслить ту эпоху Есенина и Маяковского, Ахматовой и Цветаевой. Хотя всё равно с той же неизменной гитарой в руках. С гитарой, которую им в руки вложили Окуджава и Высоцкий.

В чем особо яркое отличие шестидесятников? Во-первых, это постоянная травля. Не та, Сталинская, которую пережили Гумилев и Ахматова. Это совсем другая травля. Им то перекрывают кислород, то снова пускают, то снова перекрывают. И эти поэты уже не верят в светлое будущее. У них нет надежды на избавление. Советский союз бесконечен, не было времени, когда его нет, и в будущем он будет всегда. И если еще после смерти Сталина есть надежда на Оттепель - не на окочание эпохи, что вы, лишь на Оттепель, то после воцарения Брежнева, после 68ого и танков в Праге никаких надежд не остается. Это мы уже и не помним, что произошло в 68ом... Что-то давно и не правда. А для шестидесятников это переломный момент.
Вот они, пронзительные строки Евгения Евтушенко того периода:
Прежде, чем я подохну,
как - мне не важно - прозван,
я обращаюсь к потомку
только с единственной просьбой.

Пусть надо мной - без рыданий -
просто напишут, по правде:
"Русский писатель. Раздавлен
русскими танками в Праге"

Их раздавили, им снова перекрыли воздух. И шестидесятинки выживают как могут. Затравленные, не ожидая ничего светлого, они пытаются создать хоть какую-то платформу. И этой платформой оказывается музыка. И кинематограф.

Положение стихов на музыку выносит стихи в массы. От длительных периодов, когда поэтов изгоняют из официальной Советской литературы, когда их не публикуют и забывают - спасает только гитара. Появились пластинки, магнитафоны. И стихи уходят в массы совсем по другому. Их поют на застольях. Их слушают на кассетниках.

И еще одно яркое отличие шестидесятников. Их стихи поют известные исполнители, так сказать "разрешенные". Или эти песни попадают в кинофильмы. Всего несколько примеров из бесконечной череды песен: Арсений Тарковский появляется в фильмах своего сына, а его стихи "Вот и лето прошло" исполняет София Ротару. Роберт Рождественский - "Эхо любви" из фильма "Судьба" или "Позвони мне позвони" из кинофильма "Карнавал". Окуджава - Бери шинель или Госпожа удача из "Белого солнца пустыни", Ахмадулина - "А на последок я скажу" из "Жестокого романса" или "О мой застенчивый герой" из "Служебного романа". И таких примеров сотни.

Шестидесятники спокойнее. Даже таким бунтарям как Высоцкому или Галичу далеко до пафоса того же Маяковского. Они мягче, они спокойнее. Но при этом у них больше лирики. И они уже никому не верят и ни во что не надеются. Да, Рождественский, Ахмадулина и Рождественский подписали "Письма 42х" в 1993 году - призыв к Борису Ельицыну никогда не возвращаться к Советскому прошлому. Но надежды не было никакой.

И именно эта эпоха - эпоха поэтов с гитарами, эпоха поэтов, которых поют, породила новую культру - поэтов русского рока. Шевчук, Цой, Кинчев, Гребенщиков - они также пишут песни для кинофильмов, они также записывают свои записи и эти записи расходятся по Советскому Союзу. Но они уже другие. Они - прямые потомки, последователи того Советского наследия.

Комментарии


Спасибо огромное за рассказ!
Поэты с гитарами... Как мы их слушали в восьмидесятых! Без рекламы, даже без афиш они собирали полные залы.
Количество их стихов-песен, которые я в ту пору знала наизусть, исчислялось даже не десятками - сотнями. Мне не выпало счастья услышать "вживую" Окуджаву (он уже очень редко тогда пел со сцены), но были Визбор, Ким, Городницкий, Берковский, Дольский. Были Никитины и Суханов, Кукин и Егоров, Новелла Матвеева и Вероника Долина - те, кого называли бардами. А Окуджава был первым среди них, величайшим авторитетом, почти божеством.
Еще раз спасибо, что напомнили обо всем этом.
А старые бобины с записями их концертов я храню до сих пор, хотя магнитофона, чтобы их прослушать, давным давно уже нет.


Вам спасибо за тёплый отзыв. Я всё удивляюсь - как же так, как я смог пройти мимо этих гениев? "Слона-то и не приметил" )))


Так ведь не мимо. Просто время пришло только сейчас.


Интересная зарисовка, спасибо.
Хочется лишь добавить, что Гумилёва не Сталин травил, а Ленин и его господа-товарищи.


да, конечно... это я уж очень грубо обобщил )