Больше историй

10 июля 2015 г. 23:01

1K

Медитация випассана, как её пережила я

Сразу оговорюсь, что это мои субъективные впечатления от 10-дневного курса медитации по Гоенке. Существуют другие традиции. В Таиланде проходит 21-дневный курс випассаны, а olastr проходила в Бирме 60-дневный, но выжила даже там, хехе.

Юмор мой продиктован исключительно тем, что на курсе тибетского буддизма, который я проходила чуть позже, отношение к прошедшим випассану было примерно как к ветеранам Вьетнама. Ходили различные легенды о контузиях. Например, о том, как кто-то перестал испытывать эмоции после курса. Слышала я и о том, как кто-то после курса потерял способность спать. Один юноша-индиец из моей дискуссионной группы, понаслушавшись такого, категорично заявил, что "он туда − ни ногой!" Я искренне веселилась, и вот что могу сказать по сему поводу: випассана не представляет собой ничего больше (и меньше), чем встречу с содержанием своего собственного глубинного бессознательного. Встречу без посредников и напрямую − в отличие от психоанализа. Встречу относительно контролируемую − в отличие от психоделиков. И да, это то, что вы никогда не забудете. Остальные грани опыта зависят только от вас. В глубинном смысле, страх и непонимание собственной истинной природы, истинной природы ума, и вовлекает нас, как сказал один мастер адвайты, "в безумное странствование по бесконечному кругу".

Итак, медитация випассана, то есть медитация чистого видения, − восточная методика очищения бессознательного, открытая Буддой под тем самым деревом после долгих лет аскетических практик.
Исчезнув из Индии вместе с буддизмом, випассана практиковалась в пограничных странах и, как считается, сохранилась в наиболее чистом виде в монастырях Бирмы, откуда ее несколько десятилетий назад г-н Гоенка вывез обратно в Индию. После этого бесплатные (по окончании вносится необязательное добровольное пожертвование) курсы випассаны распространились по всему миру. Есть один даже под Екатеринбургом. Логично, что я решила проходить 10-дневный курс випассаны в деревне под Бомбеем.

Дальше...


Я собиралась проходить курс, как сказали бы индийцы, slowly-slowly в течение 2,5 лет. Впервые о випассане мне рассказал сосед по самолету где-то над Тихим океаном: у него мой родной город прочно ассоциировался с этой практикой. Затем мне встречались в сети отчеты людей, прошедших випассану, − они, мягко говоря, интриговали. Поехав в Индию, я решила обязательно пройти где-нибудь курс випассаны, благо там центров очень много.
Поездка в Индию оказалась богаче на события, чем я ожидала, так что через полтора месяца приключений, весёлых и разных, я поняла, что випассана − то, что мне нужно, и желательно прямо сейчас. Меня радовало расписание, обещавшее монастырский быт, ежедневный подъем в 4 утра, медитации по 9 часов в день, запрет на разговоры и прочие контакты с другими медитирующими, включая взгляд в глаза, а также на письмо, чтение и, разумеется, электронику, которую нас сразу попросили сдать на хранение.

Кроме того, запрещено было покидать центр до окончания курса, поскольку практика очень серьезная и преподается шаг за шагом. Ее сравнивают с хирургической операцией, во время которой сбегать тоже не рекомендуется. Тем не менее, некоторые сбегают все равно. Как можно представить, столкновение с бессознательным − не самое приятное занятие. Если от психоанализа всегда можно уклониться, говорить одно, не говорить другое, то тут ты предоставлен сам себе и видишь, как разворачиваются и благостные, и жуткие содержания ума примерно как в "Бардо Тхёдол". Ты, конечно, можешь обратиться к учителю, если совсем прижмёт, но прочий персонал следит только за тем, чтобы никаких микробов из внешнего мира не попало в твои открывающиеся раны. Отсюда жесткость правил и размер вступительной анкеты. С серьёзной психопатологией проходить курс не рекомендуется. С другой стороны, как я узнала впоследствии, с нами курс проходила девушка с некоторой степенью умственной отсталости, и прошла его вполне хорошо.

В первый вечер, прослушав правила, мы дали клятву соблюдать буддийские обеты sila (шила, precepts) - первая ступень практики.
Для новичков это пять обетов: не убивать, не воровать, не лгать (поэтому все обязаны молчать до десятого дня, ага), не прелюбодействовать (в данном случае ужесточенный до полного отсутствия секс. активности), не употреблять опьяняющих сознание веществ. Для тех, у кого это не первый курс, еще три правила: не спать на роскошных высоких кроватях (с этим проблем не было), не носить украшений на теле и одежде, не есть после полудня. Начинающие могут ужинать в пять вечера, но едят очень легкую пищу, дутый рис.
Всё было очень доходчиво и ясно. Буддизм не заморачивается никакой отвлечённой этикой. Просто человек, не соблюдающий обеты, не может заниматься серьёзной практикой: его сознание слишком подвержено отвлечениям. Эта позиция прояснила для меня присутствие моральных заповедей во всех религиях мира, как бы ещё их ни объясняли. Одержимое, обуянное страстью, гневом, алчностью, галлюцинациями сознание не способно выполнять тонкую работу по постижению самого себя. Проще простого.

Наутро первого дня началась... нет, не випассана, а подготовительная медитация анапана-сати, концентрация на дыхании, которая продлилась три с половиной дня. Анапана принадлежит к группе медитаций, называемых на пали "самадхи", на санскрите - "шамата (shamatha)", о которых много говорили на курсе тиб. буддизма. Практика более сложных медитаций, задействующих бессознательное, невозможна без успокоения сознания и высокой степени концентрации (еще эти медитации называют one-pointed concentration и к ним принадлежат разнообразные концентрации на внешних объектах). Продолжая операционную метафору, практика самадхи сравнивается с затачиванием скальпеля, которым предполагается затем разрезать свой ум. Скальпель может быть тупым, но такими же будут и результаты.
Всего мы занимались анапаной более 30 часов. Наблюдаешь за дыханием, замечаешь, как отвлекся, возвращаешься к дыханию, наблюдаешь за ним, замечаешь, возвращаешь и так далее. Та же методика используется в популярных зарубежных курсах mindfulness. Я рекомендую её всем, кто хочет успокоиться, развить концентрацию и волю.

Содержания бессознательного могут начать подниматься на поверхность уже во время анапаны. Начинают сниться яркие внезапные сны. Но что стало сюрпризом для меня, так это... видения, которые начались то ли к концу третьего дня, то ли в начале четвёртого. Учитель лаконично посоветовал не обращать внимание. Как я прочитала позже, это типичный опыт и он показывает то, что сознание до определённой степени очистилось. Были и другие сильные переживания, которые останутся при мне. Но именно тогда я поверила в истории о том, что некоторые йоги встречают в Гималаях невидимых учителей, что к тантрикам нисходят дакини и проч. Это не магия, не чудеса и не причуды воображения, это вопрос исключительно сознания - его грубости или его чистоты. Повторяю, мы не использовали никаких методик, кроме концентрации на дыхании (немного разной ото дня ко дню).

На четвёртый день началась випассана. То есть третья ступень практики: panna (панья) − обретение мудрости путём личного инсайта.
Технически випассана представляет собой постепенное перемещение внимания по всем точкам тела и прочувствование всех сенсорных ощущений. Ничего сверхъестественного. Другое дело, что по неким причинам содержания бессознательного в условиях успокоенного ума начинают "разматываться", манифестируя через телесные явления (также, разумеется, мысли и чувства) и, при отсутствии реакции (это крайне важно!), развоплощаться. Вечные слова Гоенки REMAIN EQUANIMOUS можно было бы выбить над дверями любого центра випассаны. Я говорю об этом, потому что на девятый день поддалась искушению освободить одну долго мешавшую мне эмоцию, повелась на неё и приходила в себя потом месяца полтора. В инструкциях по випассане, какими бы строгими они ни казались, ничего не говорят зря. Я не рекомендую экспериментировать, если вы находитесь на тех уровнях, куда вы войдете во время курса. Там любое движение мысли и чувства при условии (!), что вы на них среагируете, будет иметь огромное значение и огромную движущую силу. То же самое, только в значительно усиленном масштабе, согласно буддизму, ждет сознание после смерти. Необузданное сознание вообще является причиной всех человеческих проблем. Поэтому мантра Будды в переводе на русский звучит так: "Контроль, Великий Контроль, Величайший Контроль".

И поэтому главное качество практикующего випассану − equanimity, хладнокровие, спокойствие духа. Оно очень пригождается во время практики, когда тебе кажется, что ты стоишь на скале и смотришь, как на тебя надвигается огненный шторм, а твои поверхностные защиты уже отключены и больше не работают. Тебе объяснили, и ты знаешь по собственному опыту, что если ты дашь волю реакции любого рода, будет хуже, − ты поступишь прямо противоположным образом относительно рекомендаций и завяжешь новые узлы, распутыванием которых ты пришел сюда заниматься. Ты сделаешь новые засечки поверх старых. Проще говоря, ты поддашься своей программе, тогда как цель випассаны − освободить бессознательное от всех программ путём бесстрастного наблюдения.
Когда все программы развенчаны и уничтожены, это называется Освобождение.
Когда этому сопутствуют два великих буддийских крыла: проникновение в пустоту, природу реальности, и сострадание ко всем живым существам (которое естественно проистекает из проникновения в пустоту) − это называется Просветление.

Почему випассана выглядит именно так, а не иначе, я узнала, собственно, уже в Дарамсале. Буддисты давно описали схему возникновения dukkha - того самого "страдания", хотя на самом деле это слово точнее можно перевести как "неудовлетворительное состояние". Если не вдаваться в подробности, то начинается все с того, что сознание ошибочно воспринимает мир в дуалистическом ключе (считая, что есть субъект и объект). Это и есть знаменитое буддийское неведение, корень всех проблем. Когда сознание разрушает эту иллюзию и возвращается к изначальному недуальному восприятию, наступает просветление.
Менее продвинутых ждёт продолжение зловещей цепочки. Сознанию кажется, что объекты существуют отдельно от него. Затем ему кажется, что они бывают привлекательными и непривлекательными. Затем оно тянется к первым (craving) и бежит от вторых (aversion), в развитом состоянии страсть и ненависть, второй и третий корни зла по буддизму. Затем возникает привязанность. Совершается действие. Действие оставляет следы в сознании, которые толкают на совершение новых действий. Замыкается круг, и возникает состояние вечного бега, колесо сансары. После смерти самые глубокие следы определяют, какой будет следующая жизнь. Но, как говорится, не обязательно верить в это, чтобы получать пользу от практики здесь и сейчас.

Цепочку можно разорвать на всех уровнях, но випассана задействует одни из наиболее действенных: когда сознание регистрирует те или иные ощущения как отдельные от себя и готовится навесить на них ярлыки приятных и неприятных, а затем среагировать. "Перепрошивка" происходит, в то числе, через боль. Во время випассаны нужно сидеть один час, не меняя позы. Тут опыт бывает разный, но в среднем первые полчаса это забавно, потом двадцать минут не очень, а после просто мучительно. Однако реагировать нельзя. Нужно просто наблюдать. И это действительно работает. (Думала я, смело вставая по утрам под холодный душ: горячей воды в теплой Индии, не считая севера, нет почти нигде.)

На десятый день разрешаются разговоры и нас обучают "залечивать рану" − очень доброй медитации "метта", то есть разделению заслуг со всеми живыми существами. В буддизме эта практика занимает важное место и, по-моему, находится в родственных отношениях с одной из мощнейших тибетских практик по развитию сострадания, тонглен, когда страдания других живых существ обмениваются на собственный свет (можно и собственную тьму менять на свет, очень мощная практика).
Все радуются, беседуют, у всех чистые, глубокие сияющие глаза. Один мужчина, проходивший випассану в России, написал отчет и приложил к нему два фото: он до випассаны и он после випассаны. По выражению лица это были кардинально разные люди. Думаю, то же можно сказать про всех участников.

Да, после випассаны ты никогда уже не ошибешься, не будешь считать кого-то "злым". Чистое сознание безмятежно и полно сострадания и света. Остальное - омрачения, облака на ясном небе. Это то, что я никогда уже не забуду. Как и те двадцать-тридцать минут, когда я имела счастье соприкоснуться с абсолютной безмятежностью ума: смотрела на колеблющуюся занавеску и мне ничего больше не нужно было, настолько это было совершенно. Это был один из первых проблесков чистого видения. (Нечто похожее я переживала после многодневных походов в диких местах.)

А книгу эту, к которой история, только на английском, я прочитала сразу же после курса, купив её там же. Но потом оставила в гостиничной библиотеке гималайского городка Наггара. Может, ещё кому пользу принесёт. :)

P.S. То, чем ты не можешь овладеть, овладевает тобой.
P.P.S. May All Beings Be Happy :)

Сайт випассаны, где можно узнать больше и посмотреть расписание курсов.
А тут можно прочесть более краткий и более эмоциональный отчет русской девушки, которая проходила випассану в том же маленьком центре, что и я. С фотографиями.

Ветка комментариев


Очень познавательно! Поехали бы еще раз на такого рода медитацию?


Пожалуй, да.
Их и рекомендуют проходить с определённой периодичностью - хотя бы раз в год.