Больше историй

29 июня 2015 г. 10:56

900

Мой первый урок в школе

При чтений этой замечательной книги мы узнаем, как Нестор Петрович Северов провел свой первый урок. Да, речь идет не о том уроке в вечерней школе, показанном также и в художественном сериале. Нестор в повести "Иду к людям" рассказывает о своей педагогической практике, которую он проходил еще будучи студентом.

Читая эти строки, я невольно вспомнил свой такой урок, было также (если не более) интересно. Учился я тогда в педагогическом институте на физико-математическом факультете. Первая практика проходила на четвертом курсе (мы учились тогда пять лет). Она была небольшой - два месяца, мы прикреплялись к одному классу, где должны были провести по четыре урока математики и физики, внеклассное мероприятие, классный час и поучаствовать в родительском собрании.

Нашу группу из пятерых студентов (со мной были еще четыре девушки, включая мою жену) распределили в самую обычную среднюю школу со средним уровнем обучающихся. Примечательность у этой школы, правда, действительно была - это была школа с углубленным изучением французского языка. В каждой параллели были элитные классы, у которых каждый день был французский язык (либо другие спецпредметы, связанные с ним - литература, страноведение и т.п.). Конечно же, такие классы нам не доверили.

Были, конечно, и обычные классы, у которых первым иностранным языком был французский, а вторым (начиная с 9 класса) был английский. Вот в такие классы нас и направляли - 8 или 9-я параллель. Старшие классы нас ожидали уже на второй, более продолжительной, практике на пятом курсе.

В итоге мне достался (как говорили учителя: "Вам повезло") самый малочисленный класс - 8 "Б". Но малочисленный - не значит самый простой, как оказалось. Учителя называли между собой этот класс "классом коррекции" или "классом дураков". Совершенно непристойной считаю идею, когда учеников с самой худшей успеваемостью "закидывают" в один класс, с тем настроем, чтобы они "не тянули еще и других учеников вниз на дно". Но в этой школе, к сожалению, так делали, освобождая тем самым элитные классы от "неспособных во французском языке" учеников.

Моя руководительница по практике из института пришла буквально в ярость, узнав о моем распределении в 8-ой "Б". Возмущалась и говорила: "Вы что! Хотите моего единственного мальчика навсегда отвадить от работы в школе, подсовывая такой класс?". Но ничего не поделаешь, директор школы надавила и меня оставили так и распределенным. И пошли мы знакомиться в класс.

Несмотря на то, что класс был "классом коррекции", ученики там были как и во всей этой школе "фанаберистыми", считали себя "городской элитой" (Эта школа была единственной в городе, в которой изучался французский язык в качестве основного иностранного). Учится не хотят, но из себя строят Ришелье, Де Голлей, Ришаров и Сартров. Первое впечатление о классе было просто страшное. Видно, что ребята ничего не хотят, с ними надо работать и работать. Если бы они учились в обычных классах, то, возможно, при правильном подходе, некоторые бы потянулись за средними и сильными учениками и смотрелись бы неплохо. Здесь же был "полный расслабон"!

Когда меня представили и я рассказал парочку слов о себе и детям разрешено было задавать вопросы, первым пришел ко мне стандартный вопрос, задаваемый во всех таких школах: "А Вы знаете французский язык?"

Я ответил: "Нет! Никогда не изучал!.." И не договорив до конца фразы (а я хотел им рассказать о своих увлечениях Дюма и историей Францией восемнадцатого века), я услышал хор громких возгласов ребят: "Фу-у-у-у-у!", а потом от кого-то: "Да что с ним разговаривать!.." И решил я пока проглотить этот факт...

Первый мой урок был геометрией и новая тема "Теорема Пифагора", я готовился к уроку, как обычно мы это делали в институте на занятиях по методике преподавания математики в школе - очень серьезно. Моя руководитель по практике была мастером своего дела, профессионалом. Она разбила наши конспекты в пух и прах и только после его третьей версии, исправленной и переработанной, нас допустили к моральной подготовке урока. Я с нетерпением ждал этого урока. И, кроме того, я подготовился к первому уроку дополнительно, что осталось "за кадром" для нашего руководителя практики...

И вот мой первый урок, начальные минуты прошли как и было ранее запланировано в конспекте, и мы уже в середине урока, перешли к новой теме. Я сделал красивую (стандартную для передовых методических разработок) подводку к теореме Пифагора, я видел, что некоторым ученикам даже это понравилось, хотя весь класс был настроен ко всему происходящему (как это и ожидалось) скептически.

И тут пришел центральный "момент истины"! Я сказал: "Ну, а теперь запишем формулировку теоремы Пифагора в тетрадях!" И "завалил" эту формулировку им... на чистейшем французском языке!!!

У ребят был шок!... После их вопросов "Что-что-что?" я сказал громко "А Вы что, даже французского языка не знаете?! Фу-у-у!" И повторил им эту формулировку наизусть еще разок!..

Понятно, как я "подготовился" к уроку, я пошел на кафедру иностранных языков и попросил знакомого преподавателя перевести формулировку теоремы Пифагора и научить меня это красиво произносить с французским прононсом. Целую неделю я тренировался и выучил ее наизусть.

Понятно, что урок мой был разгромлен руководителем практики в пух и прах, как говорится, получил я "желтую карточку за неспортивное поведение"! Слава богу, не красную! Но главное, что я таким своим поведением вернул к себе расположение детей, мы познакомились ближе, провели внеклассное мероприятие (которое я не оставил на последнюю неделю, а решил поскорее провести, что закрепить свой успех во внеклассном общении).

Практика мне понравилась, и несмотря на действительно слабые знания учеников, я увидел на уроках у некоторых малепусенькие искринки в глазах, особенно это было заметно на уроках физики.

Как рассказал нам однажды мой любимый вузовский преподаватель: "Если ученики уже совсем "никакие", то ваши мотивационные речи могут быть для начала тоже очень примитивны. Например, скажите им, что без знания математики их легко обсчитают в супермаркете при больших закупках, а без знания физики они не смогут оценить, можно ли закупаемые товары сложить во взятую с собой тару и без проблем донести до дома. Иногда любые аргументы могут сдвинуть глыбы и растопить лед" :))

Как говорится, и французский язык может послужить на веру царице математике!

З.Ы. Через 11 лет встретил я однажды на улице двух молодых женщин из того самого, бывшего восьмого "Б". Выяснилось, что первая из них работает бухгалтером в одной строительной организации, а вторая учится на последнем курсе мединститута. Я искренне порадовался за них.

Ветка комментариев


А вы потом работали в школе или дело ограничилось практикой?


После окончания пединститута работал год в школе, после чего пригласили в пединститут на педработу. Сначала вел лабораторные и практические занятия, потом стали доверять и чтение лекций. Отдал родному ВУЗу тринадцать лет, причем из них пять лет работал еще заместителем декана по учебной работе на матфаке и два года начальником учебно-методического отдела университета. После переезда в Германию балуюсь на работе только руководством дипломниками :))