Больше историй

20 мая 2015 г. 21:30

687

Магия и/или наука

Свою историко-мистическую концепцию (художественную, разумеется) Краули излагает достаточно четко: мир проходит через некие временные турникеты и кардинально меняется, даже в смысле физических законов. Магия и алхимия в прошлом могли быть действенными. Такие «турникеты» были в прошлом, есть и в настоящем, скажем, в самом загадочном десятилетии недавно закончившегося века. Люди (по крайней мере, некоторые) тогда по-настоящему выбирают – куда пойти.
«Тридцать лет назад люди жили во время перемен, когда мир стоял на распутье: будущее могло остаться за наукой — или принадлежать магии», – сказано о цикле Д.Краули в одной из рецензий. Однако так ли уж несовместимы наука и магия. Не питает ли последняя первую. Мы не о том, чтобы подменять строгие эксперименты тарабарщиной заклинаний или заменять рациональные средства познания таинственной псевдомистикой. Но ведь на протяжении многих веков было не так.
Кто, например, оказал большее влияние на развитие естествознания и техники? Баснословный Гермес Трисмегист, который, разумеется, никогда не существовал или какой-нибудь реальный Герон из Александрии со своими куклами-автоматами? Вера в несбыточные чудеса у тех же алхимиков имела множество вполне реальных результатов. А какое количество людей преследовали и преследуют недостижимые, в принципе, с рациональной точки зрения, цели! Побочным результатом алхимических опытов может быть, например, саксонский фарфор. Пожалуйста.
Не будем подробно вдаваться здесь в тему «алхимии финансов» нынешнего глобального мира. Чернокнижники веками бились над рецептом философского камня, превращающего свинец в золото. Но зачем золото само по себе? Достаточно нарезать зеленой бумаги и сказать: «вот золото». И – заставить всех в это поверить. Или – еще лучше – перевести денежные расчеты в виртуально-цифровую форму. Геополитика, как и геоэкономика также имеют алхимические корни.
У Краули, не только с наукой, но и с обществом, с политикой всё не так просто. В тексте романа, а также в примечаниях переводчика рассыпано немало любопытных фактов. Вот, например, Жан Боден, что стоял у истоков современного концепции суверенитета (хрестоматийный сюжет при изучении политологии), помимо того весьма интересовался методами борьбы с ведовством и придумывал эффективные способы дознания, которые нужно применять к самим ведьмам и колдунам.
Или вот еще: «Средневековый энциклопедист Исидор Севильский (ок. 570 – 636) пишет: «Медведь (ursus) назван, как передают, именем, похожим на слово «устник» (orsus), потому что своим ртом (ore suo) он придает форму детенышам. Ведь, как говорят, у медведей рождается бесформенный плод, некая плоть, которую мать, облизывая, придает форму тела. Поэтому сказано: «Так медведица, родив, лепит плод языком» Это происходит из-за преждевременных родов: медведица рождает на тридцатый день». Ничего из текущей политики не напоминает?..
Джон Краули своим творчеством показывает, что фантастика может выйти из жанрового «гетто», занять достоянное место в литературном «мейстриме», если будет стилистически совершенной и интеллектуально содержательной.
Пока же перечтем «Дэмономанию». Как, должно быть, приятно будет потом, когда-нибудь перечитать весь цикл – от начала и до конца.