Больше историй

12 марта 2015 г. 06:31

325

Мистификация, как способ творчества.

Мне знакомо ощущение собственного интеллектуального превосходства. Нескромно, но правда. Впрочем, как-то слишком на эту тему никогда не обольщалась. Только быстрый ум, хотя бы даже и развитый чтением - декоративная штука, самодеятельность, артефакт для личного использования. Чтобы о нем можно было говорить по-настоящему уважительно, нужно иметь фундаментальные умения и навыки в какой-то из базовых областей знания. Что-то из физики, химии, математики, биологии - ну, вы понимаете. Или владеть языками. Свободно, имею в виду. И творить.

Елизавета Ивановна Дмитриева мало кому известна, кроме специалистов. Сужу по себе, серебряный век русской поэзии знаю неплохо. Люблю хорошие стихи, а там насыщенность до кристаллизации. В разное время разных читала. Был период Блока, Ахматовой, Гумилева, Пастернак, Мандельштам. Брюсовские стихи не сумела полюбить, но "Огненный ангел" его перечитан трижды, Волошин и Ходасевич мимо, а Хармс - совсем совсем мимо. Кто-то твой, бкто-то другой - нет. Просто так случается.

Имя "Черубина де Габриак" ничего не говорило мне. Излишняя, нарочитая виньеточность одновременно Буратино и Коломбину на ум приводили. И не пробовала узнать, чем знаменита помянутая дама. Вчера попробовала (узнать) и совершенно очарована. Это литературная мистификация, реально не существовавший персонаж, которого Дмитриева под идейным руководством Волошина придумала и вывела в свет. Красавица католичка со звучным именем взорвала тогдашний поэтический мир. Стихи очень хороши, сколько могу об этом судить. А думаю, что могу. Тем более - мнение мое совпадает с оценкой Анненского и Вяч. Иванова.

Громкий скандал, последовавший за разоблачением, на долгие годы обернулся творческим кризисом. М.Кузмин постарался (вот не любила его никогда). Это еще по времени совпало с дуэлью из-за нее между Гумилевым и Волошиным, ах, как нехорошо все получилось. С первым до конца его жизни словаом не перемолвилась уже. И со вторым так и не сложилось. И какая была бы разница. Ну не красавица-католичка, а вполне себе русская губернская барышня, дочь небогатого дворянина. Но миловидна, хотя хромоножка ( в детстве долго лечилась от туберкулеза, осложнения). Но умница ведь, языками владеет, а как пишет.

Свет жистокосерд и с упоением пинает ныне поверженного вчерашнего кумира. А поэтический дар тонкой настройки требует. Розы не растут прямо из навоза. Осторожно, с добавлением целого комплекса других удобрений. Только так. Она потом будет еще писать, много. В ссылке. Вернувшись, в сотрудничестве с С.Маршаком детские пьесы. А в новой ссылке, в Ташкенте, там, где умрет, создаст еще одну изощренную литератукрную мистификацию, китайского философа Ля Син Цзы, "Сосланного на чужбину за веру в бессмертие человеческой души.

Вот, теперь знаю.