Больше историй

15 ноября 2014 г. 21:28

4K

Проза Токаревой вызывает двойственное чувство: истории писательницы собраны наспех.
Читаешь, вроде интересно; а глаз ловит несоответствия, рождающие недоверие автору.
Давным-давно прочитанный рассказ "Паша и Павлуша" как раз и держится в памяти такими несоответствиями.
" Паша был лыс, голова – как кабачок. Но красота для мужчины имеет значение только в Испании. А у нас, в средней полосе, ценятся другие качества."
Глупости какие, скажите! Вы согласитесь, если только отутюжены жизнью.
Паша работал с дефективными детьми, чувствовал с ними своё родство, "вытаскивал в жизнь совершенно адаптированных людей." А потом в школу приходило уже второе поколение - дети выпускников школы - Токарева сама об этом пишет.
"Она переходила от картины к картине, сунув руки в карманы длинной вязаной кофты. Народу битком, а она существовала так, будто никого вокруг – одинока, независима. Длинная, какая-то халдистая юбка, длинная черная кофта с оттянутыми карманами; вид то ли домашний, то ли супермодный. Паша в этом плохо разбирался. <...> Так могла выглядеть поэтесса-декадентка двадцатых годов: та же заполненность, самоценность, никому не принадлежность. Она стояла и ходила, и рядом с ней, вокруг нее перемещалась ее судьба, или, как говорят индусы, карма."
Собственно, здесь Токарева права - в этот момент Марина действительно кармически решала себя - это соответствует сюжету.
Ну и т.д. Будет красивый, как испанец Павлуша с охапкой красных гвоздик; филолог Марина станет приемщицей в ателье. Жизнь развалится, чтобы собраться, когда уже попивающая Марина рада и Паше, который...
Что это в целом?
Бабская такая правдивая слезливая жизненная история? Глупость, неаккуратность, цинизм автора?
Скажете, что я не доросла до прозы Токаревой и просто бесчувственная особа - и я не соглашусь с вами.
В таких неаккуратных историях, когда сердце не шалит от восторга словом, а щёлкает арифмометр в голове, лучше всего находить себя. Ага, кармически.
У меня жесткая такая зависть, практически комплекс насчет возможности ходить по выставке с видом утомленного жизнью филолога в халдистой юбке (а не с видом человека с ночного паровоза в удобной дорожной одежде); любовь к красным гвоздикам (крайне не модный сейчас цветок - можно даже сказать исключительно ритуальный), ну и другое всякое.
Чего плохого, в том, что я это знаю?