Больше историй

23 октября 2014 г. 07:09

5K

после сказки

(ПОСЛЕ СКАЗКИ)

У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь”. Чингиз Айтматов, “Белый пароход”



Разбирала с дочкой повесть Чингиза Айтматова “Белый пароход”. Приходит она ко мне расстроенная: “Мам, ну я просто не понимаю это произведение! Странное оно какое-то, непонятное, а нам еще по нему писать сочинение!” Ну что делать… на мой взгляд, нет ничего хуже, когда ты чего-то не понимаешь, говорю ей: “Садись, рассказывай”, – думаю: “Послушаю ее, пока тут на кухне хлопочу”.

По мере того как я слушала, все заботы остались далеко позади и в какой-то момент я поняла, что плачу, да что там… заливаюсь слезами. Стали говорить – время от времени меня душили слезы. Анечка с удивлением и недоверием смотрела на меня (Уж не знаю, что она там себе думала, но наверняка не всякая мама станет рыдать над непонятной повестью. В последствии моя сноха и психолог по совместительству сделала резюме: “у тебя разыгрались гормоны). Не знаю… может и так. Мы говорили о “Белом пароходе”.

Меня поразило то, о чем думали люди, составляющие программу по литературе для 7 классов, о чем думают сами педагоги? Насколько ясно и адекватно ребенок в 13-14 лет способен понять эту повесть, в которой показана жизнь с ее самой жестокой стороны: одиночество, беззащитность и отчаяние ребенка, у которого и имени то нет во всем этом повествовании, который, не справившись с “реальностью” жизни, добровольно ушел из нее в 8 лет? Мне по-настоящему это непонятно. Как непонятно и то, чему мне нужно учить своего ребенка? Не вникать в суть таких вот произведений, не принимать близко к сердцу, с детства учить делать ее “на отвали”, сознательно учить черствости..?

Мой брат сказал мне, что Чингиз Айтматов – писатель-реалист – тот, кто описывает реалии жизни, затрагивая самые глубинные проблемы человеческой души. И я соглашаюсь с ним, потому что помню, что “писатель – это сверхчувствительная клетка в организме, канарейка в шахте”, но мне пока не очевидна необходимость знакомить ребенка таким образом с этой самой реальностью… Воистину, “буква убивает”.

Ведь чтобы научить ребенка чувствовать и воспринимать этот мир, ощущать себя его частью, а не просто потребителем, не обязательно сразу тыкать душой в грязь и боль. Я часто вспоминаю своего учителя литературы. Она сама формировала нашу программу, зачастую под свою ответственность заменяя одни произведения другими, зная, что мало кто будет из учеников читать что-то, посвящала уроки тому, чтобы читать нам вслух – Шукшина, Лиханова, Токареву. Сейчас, оглядываясь назад, вспоминая те произведения, что она нам читала, я понимаю, насколько мудрым и чутким человеком она была тогда, в сущности молодая женщина, значительно моложе меня теперешней. Так что же происходит такое вокруг, что делается с нами?..

Что сделала я? Постаралась прожить “Белый пароход” вместе с дочкой. И когда я прочитала ее сочинение “Одиночество кордона”, я поняла, что “….надежда не постыжает…”

“Одно лишь могу сказать теперь – ты отверг то, с чем не мирилась твоя детская душа. И в этом мое утешение. Ты прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая. А молнии высекаются небом. А небо вечное. И в этом мое утешение. И в том еще, что детская совесть в человеке – как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает. И что бы ни ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди… Прощаясь с тобой, я повторяю твои слова, мальчик: “Здравствуй, белый пароход, это я!”

Чингиз Айтматов, “Белый пароход”



P.S. Привожу здесь сочинение дочки, которое она написала после нашего с ней разговора

Дальше...


Одиночество кордона

“…а надежда не постыжает” Рим. 5:5

Кордон находился далеко в горах, возле заповедного леса. Он был единственным жилым местом в округе. Это был одинокий кордон. И люди в нем жили такие же одинокие. Почему они были такими? У каждого на то была своя причина…

Дед Момун бесхребетный, всю жизнь был на побегушках, им пользовались. С семьей еще хуже – у обеих дочерей сложилась несчастная жизнь. Младшая дочь родила сына, потом развелась и оставила мальчика на попечение деду, старшая была бесплодна. Его вторая жена не любила его и считала тряпкой. Единственной отрадой деда Момуна был внук, и то он ему не мог довериться до конца, не станет же он рассказывать ребенку о своих взрослых проблемах.

Бабка – вторая жена Момуна, мачеха… Она чужая: “А чужой – всегда чужой, сколько его ни корми, сколько за ним ни ходи. Чужой… А что, если он не хочет быть чужим? И почему именно он должен считаться чужим? Может быть, не он, а сама бабка чужая?” Когда-то у нее были родные люди, но они все погибли, и она больше не смогла любить ни своего мужа Момуна, ни падчерицу, ни мальчика – в этом ее беда.

Тетка Бекей – дочь Момуна, бесплодная. Муж ненавидел ее. Отец ради нее терпел любые унижения, он хотел, чтобы она была счастливой, но она приходила в еще большее отчаяние.

Орозкул – самый недостойный житель кордона. Он не любил ничего, кроме славы, власти и денег. И для него люди вокруг – лишь способ стать властнее, статуснее и богаче, но жители кордона не могли дать ему это. Его жена, тетка Бекей, не родила ему потомство, Момун – слабак, что с него взять, мальчик путался под ногами и напоминал о том, что у него нет детей. От этого он ненавидел всех.

Каждый из этих людей был отчаявшимся, одиноким и потерянным. Их проблемы глубоко вошли в их сердца и приносили огромную боль. Со временем каждый научился терпеть, для этого они закрывали сердца от всего и всех. Каждый думал, что его ситуация безвыходна.

Но у одинокого кордона был маленький лучик надежды – мальчик. Он был ребенком, а дети не обременяют себя проблемами. Они всегда ищут выход, мечтают, надеются на чудо. По сути у него была самая тяжелая судьба: его бросили родители, он жил среди людей, которые его не любили, он был один. Единственной удачей в его жизни был дед, и то он был стар и мало что мог сделать для внука.

Он был самым одиноким из всех, самым беспомощным, но единственым, кто с этим боролся. Он не закрывал свое сердце от других, а отдавал его. Искал друзей в камнях, травах и цветах, портфеле, бинокле. Он ухаживал за ними и находил покой: “И я понял, что он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их потушить…” (А. Экзюпери, “Маленький принц”)

Даже со всем своим желанием бороться с одиночеством и стремлением к мечте, мальчик оставался ребенком – слабым, беспомощным существом. Его сердце не могло выдержать всей жестокости мира взрослых. Мальчик верил, что Рогатая Мать-Олениха сможет найти выход из ситуации любого жителя кордона. Она могла принести Орозкулку и Бекей люльку, и у них родился бы ребенок, они были бы счастливы, а если бы они были счастливы, то и дед Момун былы бы счастлив. Рогатая Мать-Олениха помогла бы осуществить мечту мальчика – он бы встретился с отцом.

Но однажды одиночество кордона убило последнюю каплю надежды: жители кордона убили Мать-Олениху. Орозкул и Момун уничтожили свою последнюю попытку на счастье. И только мальчик не мог с этим смириться, с этим не мирилось его детское сердце… Он прыгнул с горы, ушел, оставил этот мир: “Одно лишь могу сказать теперь – ты отверг то, с чем не мирилась твоя детская душа. И в этом мое утешение”.

” Ты уплыл. Не дождался ты Кулубека. Как жаль, что не дождался ты Кулубека. Почему ты не побежал на дорогу. Если бы ты долго бежал по дороге, ты непременно встретил бы его. Ты бы узнал его машину издали. И стоило бы тебе поднять руку, как он тотчас бы остановился.
- Ты куда? – спросил бы Кулубек.
- Я к тебе! – ответил бы ты.
И он взял бы тебя в кабину. И вы поехали бы. Ты и Кулубек. А впереди по дороге скакала бы никому не видимая Рогатая Мать-Олениха. Но ты бы видел ее”. -

Чингиз Айтматов говорит нам о том, что надежда есть всегда. Просто нужно уметь ждать и верить. Если бы мальчик вышел на дорогу, он встретил бы Кулубека (своего друга с “большой земли”), ему стало бы легче, но…он ушел, уплыл. Одиночество победило в этот раз, в этой истории…

Аня Пак (13 лет)

Ветка комментариев


Да, Вы правы, эта повесть - прививка против черствости... однозначно.