Больше историй

22 октября 2014 г. 00:03

2K

История о том, как я писала рецензию на книгу Людмилы Петрушевской „От первого лица“

В качестве вступления я должна признаться. За два года пребывания на ЛайвЛибе я написала 96 рецензий, и все, все до единой – как бог на душу положит. Я ни разу не поинтересовалась, как именно надо писать рецензию и в душе отговаривалась тем, что это, в общем-то, и не рецензии, а отзывы или просто так, мое скромное мнение просле прочтения. Хотя в комментариях к некоторым „особенным“ рецензиям я часто встречала претензии к непрофессиональности авторов и пожелания, чтобы „рецензии“ были и правда рецензиями, а не черт знает каким образом сформулированными предложениями. Поэтому я постепенно созревала на то, чтобы просветиться по поводу того, что же такое „настоящая рецензия“.

Не знаю, что сыграло роль именно в этот раз. Во-первых, видимо, то, что после прочтения книги Людмилы Петрушевской у меня никак не могло сложиться четкое впечатление. Оно было смутным, расплывчатым, непонятным ( я и к самой Петрушевской так же отношусь – никак не могу понять, как). В таком случае я обычно не пишу никакой рецензии, и всех делов. Но – я увидела, что на эту книгу вообще нет ни одной рецензии. Значит, надо написать! воскликнула моя душа, уже воспитанная ЛайвЛибом в духе „спаси книгу – напиши рецензию“. Значит, надо написать – а не пишется. Вот на этом я застряла. Ну, и во-вторых, подозреваю, что количество рецензий, подходящее к сотне, тоже как-то подействовало. Сколько можно работать так кустарно, так любительски? Пора уже вступать на стезю грамотного рецензирования и решительно отходить от вкусовщины.

Каково же было мое удивление, когда я с лету нашла целую кучу разных определений рецензии и множество разных планов для ее написания. Когда я училась в университете (ох, как давно это было!), все было одинаковым и типовым: определи нужный тебе жанр, возьми схему и дуй по ней, не ошибешься. А тут – такое разнообразие! Пришлось выбирать, отсеивая не совсем подходящие варианты. В том числе отсеялась „рецензия марксистская“. Я поняла, что не справлюсь, потому что:

„Современная марксистская Р. должна быть строго научной и в то же время актуально-публицистической. Давая информацию о выходе книги и оценку ее, рецензент должен произвести научный анализ материала и осветить результаты своего исследования с точки зрения политических задач рабочего класса.“

В итоге я остановилась на довольно распространенном в Сети плане „рецензии на литературное произведение“.

1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.
2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).
3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
- смысл названия
- анализ его формы и содержания
- особенности композиции
- мастерство автора в изображении героев
- индивидуальный стиль писателя
4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
- основная мысль рецензии
- актуальность тематики произведения.

Выглядит несколько устрашающе, но справиться, думаю, можно! Поехали!

Дальше...

1. В 2012 году издательство „Астрель“ (Москва) издало книгу Людмилы Петрушевской „От первого лица“. Туда входят новые эссе писательницы и ее интервью. В определенном смысле книгу можно назвать уникальной: долгое время она наотрез отказывалась давать интервью. Только после того, как Петрушевская вышла на сцену со своим музыкальным кабаре (в 67 лет, между прочим), она решила, что в этой „новой жизни“ можно открыть себя журналистам и просто интересующимся, засыпавшим ее вопросами. И вот у нас в руках книга, где героиня рассказывает о своем детстве, о творческих планах и людях, с которыми приходилось работать.

2. Книга живая, как сама Петрушевская. (А кто в этом сомневается, пусть посмотрит хотя бы один ролик с ее выступлением на Ютубе). Книга такая же прямолинейная, честная, прикольная, откровенная, как сама Петрушевская. И если вы все-таки смотрели хотя бы один ролик с ее выступлением на Ютубе, то легко представите себе, как она это все рассказывает.

3.

Смысл названия (полное название: „От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем), думаю, в том, что Петрушевская решает сама рассказывать о себе, не передавая этой роли всевозможным журналистам, которые всегда склонны где-то подправить, а где-то укоротить. В книге она дает оригинальные варианты своих интервью и откровенно сердится, если кто собирается сократить ее рассказы о жизни („постричь волосики“, как выразились однажды французы, покромсавшие пьесу Петрушевской). В данной книге Петрушевская выходит с читателем (слушателем) один на один и ведет искренний, прямой разговор о прошлом и будущем.

Форма и содержание полностью соответствуют заявленному. Эссе повествуют о тяжелом детстве писательницы и необычных людях, которые встречались ей в жизни. Интервью представляют собой ответы на вопросы журналистов и разных людей.

Особенностей композиции практически никаких нет. Можно усмотреть немножко хронологии (начинается с детства, заканчивается тем, как героиня приходит к пению в кабаре). Но в общем и целом многое повторяется, снова проговаривается, облекается в форму. Думаю, что Петрушевской и самой было приятно собрать такую книжку. В суетливой насыщенной жизни бывает приятно обратиться к воспоминаниям, к, прошедшему, ушедшему. Описать его и оставить с собой.

Мастерство автора в изображении героев очень велико. Особенно я хотела бы выделить эссе „Легко ли быть интеллигентным человеком“. Оно не лучше и не хуже других, потому что все хорошие. Просто оно мне как-то особенно запомнилось, да и вопрос, вынесенный в заглавие, согласитесь, настраивает на особенное внимание. Легко или нет, спойлерить не буду, читайте сами. А главная героиня рассказа – Елена Афанасьева, главный художник по костюмам МХАТа. И хотите верьте, хотите не верьте, я так и увидела эту женщину – преданную своему делу, творящую чудо из кусочков материи. Как она собирает настоящую старинную одежду по знакомым и незнакомым. Как она оглядывает цепким взглядом того, кого надо одеть и преобразить. Как она шьет, держа в искалеченной руке (осложнения после перелома и неправильного лечения) иголку. Увидела и прониклась. Спасибо Петрушевской.

Индивидуальный стиль книги – это стиль Петрушевской. Я уже писала насчет ролика на Ютубе, да? В общем, смотрите – там и стиль, и обаяние, и искрометность, и шарм, и все.

4. Основная мысль рецензии: если вам нравится Петрушевская – читайте! Если не нравится – тут уж как хотите. Нового вы в ней, скорее всего, не откроете. Так что книга, думаю, для верных читателей Людмилы Петрушевской.

Тематика книги более чем актуальная. То и дело автор заговаривает о болевых точках своей страны и своего окружения. Состояние больниц, школ, положение одиноких матерей и стариков, сирот, всех слабых, униженных и оскорбленных. Петрушевская, как всегда близко принимает к сердцу их боль, ведь она была одной из них. А может быть, и осталась до сих пор. У „первого лица“ живое и сострадающее сердце.

________________________________________________________________________________________

Ну что, как получилось? По-моему, и хорошо, и не очень. Все пункты пройдены, но у меня было ощущение, что я украшаю бумажными гирляндами железобетонную конструкцию. Дорогие друзья, прошу: не слушайте строгих комментаторов и любителей „правильных рецензий“. Пишите, как бог на душу положит! Пусть расцветают все цветы: и маленькие, и большие, и кривенькие, и прямые, и синие, и серо-буро-малиновые в полосочку. Главное, чтобы с душой, так я считаю.

Комментарии


Поддерживаю Ваш вывод :)


Приятно!


Спасибо за информацию, как писать рецензии. Отличный план. Интуитивно его и придерживалась при написании, но тут все четко и полочкам :)
Сохраню себе :)


Пожалуйста! Думаю, что его надо держать для справки или для необходимого толчка, если что-то не ладится. Но каждый раз ехать по этим рельсам...


В "неправильных" рецензиях больше индивидуальности. Что было бы, если бы все писали по схеме? Скука. Так что очень вас поддерживаю. :)


Если б не последний абзац, не знала бы, что и думать)))


Попытка - не пытка ;-)


Замечательная история! Я с Вами полностью согласна.


Спасибо за историю!
Я - новичок на Лайвлибе. Но поставила себе цель писать отзыв или рецензию на каждую прочитанную книгу или серию книг. (глупо наверное, но мне так захотелось XD) А ваша история помогла мне многое понять.


Я тоже одно время намеревалась на каждую книгу рецензию писать. Но тут какая проблема: иногда не получается (или не хочется, или нет времени, или не идет просто) написать хорошую, развернутую рецензию. Тогда встает вопрос: писать что-нибудь коротенькое, вроде как себе на память, или вообще не писать, раз уж хорошо и красиво не выходит.
Еще важно, конечно, сколько книг прочитывается, скажем, за месяц.


у меня всё зависит от времени)))
Летом его полно так что чуть ли не через день прочитываю, а вот сейчас почти нет его, что по книжке за неделю.
Ну пока всё, что читаю, нравится, а то что не нравится просто пишу заметку о своих впечатлениях)))


Если у книги и так полно отзывов, можно в таких случаях ограничиться оценкой, а вот если очень мало или нет совсем... надо писать!:) Пусть и что-нибудь коротенькое. Уверена:)


Согласна! Иногда смотришь на книгу, и аннотации недостаточно для того, чтобы решить: браться-не браться... Тогда хотя бы один отзыв может сыграть решающую роль.


Парочку таких уже написала.
*Горжусь собой - немного)))*


Хороший план! Наверное, если ему придерживаться хоть чуть-чуть, то на ЛайвЛибе будет все меньше рецензий типа: "Книга не очень", "Мне не понравилось" или "Школьная классика". Довольно часто встречаю такое и в душе возмущаюсь.


Согласна с "придерживаться хоть чуть-чуть". Но когда я подумала, что мне каждую рецензию надо будет писать по плану (пусть даже разным планам, их можно найти штук пять, наверное), то мне стало тоскливо.


Согласна, что тоскливо. Да и надо ли это каждый раз? Писать про издательство и автора есть смысл только о новинках и совсем неизвестных авторах, например.


В принципе, написано хорошо, понятно, интересно. Но я всё же предпочту прочитать маленький, абы какой читательский отзыв, отражающий его автора, словно зеркало, чем нейтральную и безликую оценку по плану: в ней слишком много лишнего. Того, что, быть может, оценит уже прочитавший книгу человек, но что не столь важно, если ты просто думаешь: "Читать или не читать эту книгу? Гляну-ка то, что пишут читатели!" Имхо.


Да я ведь согласна с вами. Я специально писала по плану, чтобы в итоге убедиться: постоянно им пользоваться нельзя. Схемы схемами, и живая жизнь - жизнью.


Здорово, тоже не раз думала уже о том, чтобы рецензию всё-таки писать не абы как. Пробовала также по схеме, но они выглядят действительно как гирлянды.

В общем, история получилась интересная, заодно и спасаете книгу рецензией)


Пожалуй, подобного плана рецензия оправдана в случае, когда имеет место открытие для себя нового "незаезженного" и потрясшего автора. Когда хочется побольше разузнать - кто это чудо - и делиться, делиться, делиться! Или когда книга категорически не понята и не заслужено замалчивается. Я, к примеру, уже пару месяцев обдумываю рецензию на Ольгу Славникову. При том что рецензий отродясь не писал. Спасибо за каркас.


Пожалуй, да. Если хочется написать как можно более обстоятельно и подробно, то план вполне хороший.
А можете по-секрету сказать, какая книга Славниковой вам так сильно понравилась? У меня тоже есть одна любимая у нее :)


Ну, право же, какие секреты :). Писать хотел бы о Стрекозе - она, на мой вкус, самая пылкая и характерная. Хотя слово "пылкая" по отношению к математически точной, просчитанной до 10 знака прозе Славниковой представляется мне сомнительным, но пусть так. Вешь, написанная заведомо в стол. Диалог между писателем и Создателем, открытый чат с читателем и никакого издателя на горизонте. о-понесло. А любимую мне сложно назвать - все ее книги слились для меня в некий многомерный кристалл. Я и читал-то параллельно три, по нескольку глав - начал с Головы и не поверил, ухватил 2017 и припух, прикоснулся к Стрекозе - ослеп и онемел окончательно. А у Вас?


У меня с прозой Славниковой сложные отношения. "Стрекоза" не пошла совершенно, я просто не смогла читать текст. "2017" - с трудом, и впечатление было такое, что мы с этим автором никак не пересекаемся :( И вдруг - "Легкая голова" (еще удача, что опять взялась за Славникову! просто книгу подарили) - совершеннейший восторг. Рассказы тоже очень понравились, перечитывала по нескольку раз. У меня такого разногласия между книгами одного автора практически никогда не бывает. Даже не могу вспомнить другого случая.


Не исключено, что еще вернетесь. :) Рассказы и сам перечитывал с удовольствием, последние 3 любимые. Я вижу вами прочитано большое количество современной русской прозы. Как раз решил заполнить этот пробел. У меня цепочка ......Аксенов-Битов-Петрушевская-Веллер-Соколов-Мамлеев-Пелевин-Сорокин... обрывается в пустоту. Открыл вот для себя Ольгу Славникову и Алексея Иванова, взял на галочку Прилепина. Звезды-звездами, рецензии-рецензиями, но получить от вас живую рекомендацию чего-нибудь настоящего, не упакованного в заведомо коммерческий формат мне было бы приятно ))


Судя по упомянутой цепочке, я не очень хороший вам советчик ;-) Из них всех только Веллера люблю безоговорочно, а к остальным отношусь очень осторожно. Из не очень известной, но качественной прозы недавно открыла для себя Павла Сутина. Точно не коммерческий и приятный начинающий писатель.
А вот интересно, почему в вашей звездной цепочке нет Дмитрия Быкова? Не сошлись характерами, или просто?... По-моему, он достойный продолжатель той самой литературной традиции.


Наверное действительно вкусовые аберрации. ): И спасибо за пример, Быков-то как раз на мой вкус тот самый формат. Ярко выраженный пример диалога с читателями и издателями. Всех гладит по шерстке. Эдакий Минаев для умных. Как Фрекен-Бок хочет в телевизор. Для меня неформат - это когда читаешь и чувствуешь, как автора невысказаное рвет на части, когда он не может не писать, необязательно сложно, заумно ли... О, Довлатова забыл. Если Быков ваш любимец, извиняюсь, ничего личного, имхо. :) За новую фамилию спасибо, обязательно гляну кто такой.


Ну разные у нас вкусы, что поделаешь! Главное, не бросаться в бой за любимых/против нелюбимых писателей :) К тому же, точки соприкосновения есть (из последнего, я заглянула, Сэлинджэр, он у меня среди самых-самых почитаемых).
Насчет Сутина - все-таки посмотрите рецензии. Может быть, он и "формат", я даже не знаю. Вы к Стругацким - как?


Перечитывал раз 5 за жизнь. И еще раз этим летом, когда навялил филологическо-уклончивому сыну старшекласснику темой для реферата. Я наверное показался эдаким снобом - борцом за высокую литературу. Фигня, удовольствие от чтения имеет много гитик. Сейчас читаю вторую подряд книгу Макса Фрая. Шутка! Стивена Фрая. Ну такая прелесть, диалоги чем-то напоминают мне именно Стругацких, "Гадких Лебедей"(остроумием, актуальностью, глубиной, точностью и изяществом). Лайвлиб подсказал, 4-й день здесь, а столько хороших рекомендаций выловил из читательских рецензий.


А с Быковым - это я не воюю, досадую на себя. Знаете, наверное, как иногда бывает - чувствуешь, что не твое, а все равно читаешь, читаешь, читаешь, а потом голосишь что обманули.


Бывает! Но, с другой стороны, мне многие уже говорили: не нравится автор - не читай, зачем себя заставлять? Правильно, казалось бы, но... я бы тогда третью книгу Славниковой не взяла бы и лишилась бы этого удовольствия! Я всегда стараюсь автору дать еще шансы, хотя иногда и с первой книги ясно, что мы в разных плоскостях; даже одну книгу бывает невозможно дочитать.


Здорово. Тут мы сходимся!


И, если вспомнить вокруг какого материала разворачивается наш диалог, - http://mexalib.com/view/107430. после ТАКИХ рецензий перечитал Сэлинджера по-новому.


Спасибо за совет, с удовольствием почитаю! Помню, когда-то давно попалась мне книжечка минимального тиража - о цифрах и символах в прозе Сэлинджера. Я была потрясена, сколько мне интересного там открылось. Хотя вообще-то не всегда помогает долгое разглагольствование на тему "что же нам на самом деле хотел сказать автор" ;-) Но это было для меня образцовая помощь читателю. С тех пор не могу эту книгу найти. А Сэлинджер для меня - это автор, которого читаешь многократно на протяжении всей жизни. Всегда по-разному.