Больше историй

20 октября 2014 г. 07:47

290

О веерных отношениях.

В "Психологической топологии пути" Мамардашвили наткнулась на мысль о том, что уровень развития человека определяется тем, какое количество отношений ему удается одновременно выстраивать, не задевая при этом локтями никого из участников. Ну, вы понимаете, не ущемляя интересов, не даря напрасных неисполнимых надежд, не вызывая зависти, злобы, ненависти или ревности. Мераб Константинович не утверждает, что изобрел ее, больше того, определенным образом дистанцируется. Это и понятно. Письменного наследия он не оставил, книга - расшифровка лекций перед студентами (студентками, во многих местах он оговаривается, что аудитория практически женская), филологами, 84-й год, среда консервативна.

Так вот, если бы для социума, в котором мы живем, были приемлемыми свободные, немоногамные отношения. Потому что речь в данном случае о любви, не дружбе, уважении и сотрудничестве. В этом случае уровень виртуозности, демонстрируемой человеком, вовлеченным в веер отношений с разными индивидумами (не обязательно только своего пола), мог бы свидетельствовать о его общем уровне. Косность мышления, характерная для времени и места, в которых лекции эти читались, переводит их целиком в разряд отвлеченных рассуждений, однако занятных.

Философ по сути предсказал замещение патриархального, традиционного института семьи теми формами, которые во множестве сегодня, спустя тридцать лет. Я не о пресловутой шведской семье, упаси, тем более. что и не наблюдала ни одного примера подобной в жизни. Довольно долго просуществовал брак приятельницы, изначально заключившей с мужем договор о свободных отношениях для обоих. Вылилось все в форму непотребного промискуитета, как со стороны посмотреть, но какая-то красота и гармония была в отношениях, лишенных ревности, на определенном этапе.

То радикальный пример. Есть еще гостевые браки. И к ним все чаще склоняются люди, имеющие собственное автономное жилье. Казалось бы, чего проще. Объедините хозяйство, суп на семью стоит столько же, сколько на одного человека. А одну из квартир сдайте, продайте и стройте свою отдельно взятую ячейку с учетом дополнительных средств, полученных из источника. Не хотят в ячейку, нужно, чтобы было свое пространство. Или жизнь в разных городах с редкими ненадолго встречами, обусловленная работой. Общение не прерывается, нынешний уровень развития средств связи позволяет. Дружескую поддержку, участие и безусловное одобрение своих действий люди ощущают, воплощают в жизнь совместные цели, но суп едят порознь.

Много, в общем, форм. Но сейчас не об этом. У Пруста, а "Топология " Мамардашвили в форме цикла лекций, комментирующих "В поисках утраченного времени", способность Альбертины строить отношения одновременно с героем и любовницей (ну да. героиня бисексуальна) чудовищно ранит Марселя и служит источником перманентнывх тотальных мук для него. Выходит, она неправильно делает? И вспомнилось еще (поймать не могу, как это связано с темой Альбертины, но неумение протянуть ниточку не означает ее отсутствия), как на рубеже веков втискивала в голову отчаянно не умещавшуюся там мысль о полигамности мужчин, существующей как данность.

Тогда подряд случилось прочесть что-то из Лукьяненко-Олди-Валентинова (не припомню), где тема выпукло обозначалась. После "Транквилиум" Лазарчука. Две женщины, обе прекрасны, каждая по-своему и обеих герой любит, губя своей любовью. Друг к другу они продолжают относиться с большой приязнью. Но там больное и очень завязано на роковые, по типу сказочных или мифологических заклятий, свойства Глеба. А потом был роман Вячеслава Рыбакова "Дерни за веревочку". И долго не могла приспособиться к типу отношений, о которых говорится в книге.

Жена героя знает о существовании в его жизни другой женщины и, не испытывая по этому поводу восторга, относится достаточно спокойно. То есть, она уверена, что во время командировки в другой город, куда муж часто ездит, тот будет накормлен, обихожен и в тепле. Та, которую принято называть любовницей, не пытается правдами и неправдами вырвать любимого из семьи. С искренним интересом расспрашивает о жене, передает ей и дочери какие-то небольшие подарки. Пребывание мое в культурном шоке закончилось ровно тогда, когда поняла: речь о параллельном мире, где Иисус не был распят.

Даниил Андреев в "Розе Мира" не раз говорит о том, что мучительная смерть Спасителя явилась чудовищным искажением первоначального божьего замысла, отбросившим мир с правильного пути развития на долгие столетия и что-то неисправимо изломавшим во всех нас. А Фаулз в "Женщине французского лейтенанта", агностик Фаулз, рассуждает о приходе новой религии, правильной и гуманной, в которой люди не станут поклоняться вечно переживающему ради них муки, но снимут наконец с креста и омоют раны. Кстати, и нелюбимый Мерабом Константиновичем Чернышевский, механицист и вечный изобретатель вечного двигателя человеческого счастья, разве он не создает для своих героев отношения нового типа? Куда более уважительные и приемлемые, чем островский домострой за высокими заборами.

Так-то на этой бы высокой ноте и закончить. Да вчера оказалась невольно вовлечена в отношения, о которых пару слов, чтобы снизить пафос. Переобувала машину, мастер в шиномонтаже попросил сдать назад, чтобы выпустить девочку, которой закончили делать. И я, да, виновата, попятившись, уперлась в бампер Газели. Прикоснулась, на моем даже потертости не осталось, но владелец начал визжать так, словно полмашины ему разнесла, с непременной "курицей". На предложение уладить несуществующий конфликт миром назвал сумму, ровно в десять раз больше. чем собиралась ему сунуть. Вызвать ГАИ отказался: Ты виновата, ты и вызывай, а уедешь - сообщу скрылась с места происшествия, тебя лишат.

И позвонила в ГИБДД (после суток на работе, тягания колес и очереди в шиномонтаже, а никто не виноват - курица), а после шесть часов ждала приезда. Газелист, кстати, уехал через полчаса примерно. Кинув мне бумажку со своим именем и телефоном. Сергей, мать его, Петрович. Которую с наслаждением изорвала в клочки. Разве я секретарь Сергею моему Петровичу? О чем бишь я? Ах да, те отношения не сложились.

Комментарии


уровень развития человека определяется тем, какое количество отношений ему удается одновременно выстраивать, не задевая при этом локтями никого из участников. Ну, вы понимаете, не ущемляя интересов, не даря напрасных неисполнимых надежд, не вызывая зависти, злобы, ненависти или ревности.


Прекрасная мысль! Только, думается, что тогда все вовлеченные в отношения люди должны быть примерно одного "уровня", иначе обиды и пр. неизбежны.


)))а я думаю, они в любом случае будут неизбежны, эти обиды. Вот в том и талант, вне зависимости от уровней находить гармонию)))


Если есть обиды, то какая же гармония? Тогда будет классика: более слабый обижается, но терпит, а более сильный беззастенчиво пользуется слабостью, понимая, что слабый никуда не денется.


Это если пустить на самотек. Мне кажется, Майя приводит пример некоего состояния просветления, в котором все выходит на высшем духовном уровне.


Да, именно поэтому я и говорила, что этого "уровня" должны достичь все вовлеченные лица, иначе всё будет криво.


Так каждый "дурак" сможет. А вот быть таким просветленным среди непросветленных - искусство.


в этом есть смысл только если другие просветляются от такого общения. Иначе это не "просвлетленный", а самый натуральный садист.)


Нее, у каждого Абрама своя программа))


Прекрасный афоризм.)


Майя, на Кавказе полно семей, где у мужчины жена с детьми, любовница с детьми, и случаются еще случайные связи, тогда жена с любовницей объединяются)) и все в нейтралитете, а бывает что дети даже дружат...


Класс. Наташ, я снова, в который уже раз убеждаюсь, что наш взгляд на вещи во многом совпадает. Это счастье, когда тебя так правильно понимают. А великолепный цинизм Нади способен по-новому расцветить самую банальную тему.
Я только добавлю еще, что ушла, слава Богу, от взгляда на отношения: в любви один любит, другой позволяет себя любить и лучше быть вторым. К тому, что я первое. Независимо от выгод и/или страданий. Тут главное - процесс, не всевозможные мелкие и крупные результаты.


У Нади не цинизм, а отрезвляющий реализм))


Ах, ну да, ну да. Мы то наивные губернские барышни. Тургеневские.


Не уверен, что принятие немоногамных и гомосексуальных отношений за нечто приветствуемое приведёт к чему-то хорошему. Человека делает человеком культура. Культура - это сложнейшая система табу. Если нет табу, то всё позволено и заведомо правит тот, кто умеет лучше всех насильничать и совращать, вседозволенность в своём логическом завершении прямо переходит к нацизму. Дайте полную свободу всем видам ЛГБТ и через некоторое время абсолютно логично возопят педофилы и насильники - мы то чем хуже? Почему свобода не распространяется и на нас? И у Вас уже не будет возможности сослаться на священность закона, потому что понятие о священности уже будет разрушено...


Дайте полную свободу всем видам ЛГБТ и через некоторое время абсолютно логично возопят педофилы и насильники - мы то чем хуже? Почему свобода не распространяется и на нас?

Потому что представителей лгбт привлекают взрослые, половозрелые, свободные мыслящие люди, например.
А педофилов - несформировавшиеся еще как физически так и психологически дети.

И сразу вопрос: насколько больным нужно быть, чтобы приравнять представителей лгбт-сообщества к насильникам?


Хамство, маскирующееся под вопрос, не способствует беседе в культурном обществе.


Гомофобия и невежество тоже этому не способствуют, знаете ли.


Русская культура базируется на христианской этике, которая ясно и недвусмысленно трактует гомосексуализм как греховное непотребство.
Обвинение же в невежестве считаю оскорблением и требую извинений.


Христианская этика вроде что-то там говорила про прощение и всякое такое.
И вообще, мол, подставили одну щеку - подставьте и другую.
Так что проявите истинно христианское великодушие, простите меня и всякое такое.
Можете еще и помолиться за мою грешную душу.
Вроде как так было принято.


Я принимаю Ваши извинения. Мира Вам и спокойствия.
Готов просить прощения, если хоть на один миг был слишком резок, но только за это.
Безусловно остаюсь при своей позиции, она верна.


Зачем мы снова об зтом? Неужто больше не о чем?


Я прокомментировал немаловажную часть Вашей истории.
Если захотите - могу впредь не комментировать.


Я очень хочу, чтобы вы комментировали и вообще хочу, чтобы были. Но они не виноваты все: Пруст, Фрай, моя любимая детективщица, что любят людей одного с собой пола. Это не преступление, правда. И даже не несчастье. Потому что любовь всегда счастье. Даже и с болью. Извините, если не в тему.


Это может и не преступление, но безусловно и не любовь, но тёмная, инфернальная болезнь, грех, то есть психофизиологическое повреждение природы человеческой, именно что извращение любви. Всё, что неестественно, то и антиморально. Но хочу быть правильно понят - у меня нет ненависти к болящим, у меня есть ненависть к болезни. Я с большим неприятием воспринимаю не людей, а попытку внушить этим людям, то, что гомосексуализм должен быть поощряем.
Пруст - великий талант, но признавая это, не могу с равной приязнью воспринимать все его страницы. Фрай не знаю, потому ничего не пишу об этом человеке.
Всего Вам доброго.