Больше историй

6 октября 2014 г. 22:06

1K

Как читать Диккенса, не умереть от скуки и даже начать наслаждаться его произведениями

Посвящается всем тем, кто читая Диккенса, впадает в спячку, или хуже того в депрессию. Для тех, кто думает "Диккенс, что ты делаешь, прекрати, а лучше побыстрее заканчивайся, да чтобы мои глаза тебя больше не видели. Н-И-К-О-Г-Д-А". Для тех, кому легче пробежать марафон, чем закончить 10 страниц. Для тех, кому мистерия КАК этот автор сумел попасть в английские классики и стать создателем известного английского юмора взрывает мозг похлеще деления на ноль.

Ровно три месяца назад решила познакомиться с творчеством данного великого писателя. Создала особый квест в своих читательских приключениях: "Прочитать 10 книг Диккенса дабы познать силу этого мастера". Все началось с "Больших надежд". Мучилась месяц, впала в спячку. Решила добавить книгу в "Игру в классики" дабы иметь хоть какую-нибудь реальную мотивацию дочитать. Еле-еле, душа в теле. Только на последних главах проснулся какой-то интерес к книге... и поняла, что пропустила все действие из-за спячки и ужасного стиля Диккенса.

"Ну, что ж," - думаю я, - "Раз интерес проснулся, может получиться прочитать еще одну книгу. Будет легче". Ох, как же я ошибалась.
"Лавка древностей" в конец испортила мою "Игру в классики". Мысли о самоубийстве, а лучше о воскрешении Диккенса и убийстве сего автора, посещали меня на протяжении всей книги. Единственное спасения было просто пробежать сквозь книгу и забыть. Так и сделала. Три дня. Только Диккенс. Быстрое чтение. Результат -- книга прочитана, но ощущение как после месяца копания картошки без перерывов и выходных. Никак не могла понять, как люди в Америке не могли дождаться корабля, который перевозил газету с последними главами книги лишь бы узнать, что же случилось с бедной Нелл. Загадка похлеще Лох-несского монстра.

А потом был "Приключения Оливера Твиста". Затянуло сильно. Герои уже не казались плоскими. Интрига держала как в хорошем детективе. За судьбу мальчика честно-пречестно волновалась. Без вопросов -- "пять звездочек" в оценку и даже добавление в "любимые".

Что произошло? Диккенс остался Диккенсом. Все те же громоздкие авторские отступления. Все те же черные и белые тона, лишь изредка будучи в середине. Все тот же слишком тяжелый язык и стиль написания. Все те же метания среди героев. Но я уже воспринимала Диккенса по другому. Дело в том, что вместо того, чтобы писать рецензию на "Лавку Древностей", где будто бы Зевс я метала бы грозы и молнии во всех и вся, я решила провести независимое расследование о том, что это за фрукт такой, Диккенс, и как его едят.

Еще во времена "Больших надежд", люди, любящие и/или знающие Диккенса, давали две подсказки: "Диккенсу платили за слова." и "Книги Диккенса были телесериалами 19 века". Хороши советы, да не особо участь облегчили. А потом до меня дошло...

О Диккенсе
Для начала - небольшая прелюдия про автора, поскольку для того, чтобы начать воспринимать Диккенса, необходимо ознакомиться с его ситуацией, понять писателя и контекст как таковой.

Диккенс был в первую очередь журналистом. И журнализм во времена Диккенса очень сильно отличался от современного ремесла. Что такое журнализм в 19 веке, где не было Интернета, телевизоров, форумов и социальных сетей? Во-первых, возможность для умных людей вести диалог между собой и просвещать публику. Одна книга, одна статья могли полностью поменять политическую обстановку в стране. Мощный рычаг воздействия. Во-вторых, развлечение для образованных слоев общества.

Диккенс не имел возможности, как многие другие классики, выпускать свои произведения одной книгой. Отсюда и пошли серии, две-три главы в газете. Ему необходимо было держать публику в подвешенном состоянии, чтобы заработать себе на хлеб. Нужно было добирать квоту слов, чтобы денег платили больше. К дополнению к этому, судьба страны, а точнее обездоленных, сильно его волновало, поскольку он сам прошел сквозь этот Ад. Для Диккенса книги/статьи были возможностью а) вновь не оказаться на улице, б) помочь низшим слоям, показывая их жизнь.

Итак, какие практические советы можно вынести из этого?

1. Не читайте Диккенса как новелиста. Воспринимайте его как добротного журналиста.
Для чего: Дабы пробраться сквозь непроходимые джунгли диккенского стиля и наконец-то найти этот самый английский юмор.
Как? Книги Диккенса не совсем книги. Это статьи. Один большой репортаж, который разделен на несколько десятков мелких репортажей. В новелах лирические отступления по пять страниц раздражают нас, потому что новела -- о развитие действия, о героях, о размышление героев, но никак не об авторе. В репортажах же или других видах качественного журнализма, где успех зависит от истории, мы приветствуем эти размышления, поскольку они заставляют задуматься, начать диалог с автором как таковым.

При этом, если статья хорошо написана, обычно мы не пропускаем 10-20 параграфов лишь бы отделаться от лирических отступлений. Мы смакуем их, и тем самым привыкаем к стилю. И это момент, который крайне важен для нахождения юмора. Юмор сокрыт под пеленой размышлений автора. Чаще всего это горькая ирония или жесткий сарказм, который никак не понять, если выбиваешься из истории.

2. Диккенсу не так важен психологизм или супер-динамичная история. Его цель - показать пороки общества и облегчить участь бедных людей.
Для чего? Чтобы герои не бесили, а история не усыпляла.
Как? Как наиболее наглядно показать всю чернь? Контрасты. Жесткие контрасты. К черту реализм -- сомнений не должно быть. Есть белое и черное, и ничего больше. Плохие герои настолько плохие, что возможность восстановление их души не кажется возможным. Хорошие герои -- ангелы без единого пятнышка. Время от времени попадаются посередине, но все равно, как литературные герои, к которым мы привыкли и которых мы любим за их многогранность, этим "серым" героям как до Луны на велосипеде.

Такое видение может показаться наивным. Но стоит заметить, что люди в хорошем достатке с комфортной жизнью не будут особо интересоваться жизнью какого-нибудь бродяги... если только ты, как автор, не проникнешь в его мир и не покажешь всю несправедливость того самого добротного общества, которые совершенно безразличны к его судьбе. И такое отношение всего лишь как минимум. Как максимум -- презирают, мама не горюй.

И Диккенс показывает. Показывает, что эти презренные слои общества, оказывается, тоже люди. И более того, есть среди них честные, добрые, порядочные. И иногда они могут соприкосаться с "хорошим обществом" не только как разбойники и негодяи. Добавишь плохих черт к хорошим героям -- блюстители добродетили и те, кому не выгодно "обеление" низших слоев, разнесут их в пух и прах, и социальная направленность Диккенса будет уничтожена.

3. Для чтения Диккенса очень важно понимать контекст произведений. То бишь "времена и нравы".
Для чего? Чтобы начать наконец-то наслаждаться произведениями Диккенса.
Как? А теперь, леди и джентельмены, представьте себе, что вы самые настоящие леди и джентельмены викторианской Англии. Что это значит?

Во-первых, у вас нет забот о еде, существовании, крышей над головой, работе, и прочее, прочее. Во-вторых, если вам повезло, большую часть своего времени вы будете проводить в светских кругах или на престижной работе, наслаждаясь иделлическими пейзажами Англии в загородном коттедже летом-весной-осенью, охотой и прочими забавами, или же жить в роскошных апартаментах в Лондоне. Если не особо повезло - будут удовлетверены большинство потребностей, хотя концы с концами возможно будет сложно свести. Но раз у вас есть образование, все не так уж и плохо. Большинство людей в вашей стране не умеют ни читать, ни писать, нечего говорить о других высших науках или ремеслах. В-третьих, ваши ценности - семья, Королева, церковь. Информационный поток довольно-таки низкий. В основном сплетни, да редкие новостные сводки о тех или иных политиках.

И вдруг, в одни прекрасный день, вы открываете любимую газету за завтраком из 4х блюд и видете там новое произведение этого самого знаменитого Диккенса. Языком образованного, такого как Вы, джентельмена, он начинает рассказывать историю, коей стал свидетелем. Он начинает рассказывать историю о тех, кого Вы, уважаемый джентельмен, не замечаете, когда проезжаете в своей карете. Об этих нищих попрошайках, об этих разбойниках, об этих невидимках, численность которых намного превышает ваше добротное общество. Вам уже изрядно надоели сплетни, светские разговоры и политические памфлеты. Нужно что-то новенькое, эксклюзивное, экзотическое. И он есть, Диккенс, который разбавляет свои истории о невидимках ужасно смешным сарказом. Который показывает вам лица этих невидимок. И что самое страшное -- которые убеждает, что несчастье может коснуться и Вас. Вы сопереживаете героям и уже не можете пройти мимо такого беспредела, что твориться в стране. Ведь они тоже люди!

Как превратиться в такого джентельмена или леди? Прочитать больше про викторианскую Англию, посмотреть пару документальных фильмов и представить себе, что вы ничего не знаете о страданиях людей, кроме своих собственных. Забудьте все фильмы, сериалы и книги о судьбе обездоленных и позвольте Диккенсу рассказать Вам о горькой участи обычных людей его времени.


Вот такие простые советы. Есть еще один способ, но я его не испробывала и не буду: читать 2-4 главы раз в неделю, разбавляя другими книгами, дабы поместить себя в ту эпоху. Для меня не сработает, потому что уж очень я забывчивая. Даже "Игры Престолов" не смотрю, пока весь сезон не выпустят по той самой причине.

Я верю, что только погрузив себя в диккенсовскую эпоху, можно понять какой фурор он произвел и какую службу он сослужил обездоленным. И, да, если для нашего современника он - проклятия для скуки, для своих современников он был лекарством от скуки.

PS Поняв эти простые истины, надеюсь, остальные 2(7) книг уже не будут такой пыткой. Спасибо Игре в Классике за то, что помогла не сдаться и все-таки познать величие Чарльза Диккенса.

Cсылки, которые так или иначе связаны с Диккенсом и помогли понять его сущность... (большинство на английском)

http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Диккенс,_Чарльз
http://www.victorianweb.org/authors/dickens/diniejko.html
https://suite.io/elizabeth-fredericks/2w1a2sm
http://www.charlesdickensinfo.com/
http://www.dickensworld.co.uk/
http://www.charlesdickensinfo.com/
http://www.amazon.com/The-Friendly-Dickens-Norrie-Epstein/dp/0670839434/ref=sr_1_1?ie=UTF8&qid=1412618698&sr=8-1&keywords=friendly+dickens
http://dickens.stanford.edu/archived/index.html

Комментарии


Спасибо за ссылку! Буду иметь в виду!
Думаю, есть ещё одна важная деталь - перевод. Плохой перевод может убить даже очень хорошего автора и наоборот. Я вот, например, при первом прочтении плевалась от "Хроник Нарнии" - и хорошо, что позднее узнала, что мне попал в руки просто очень дурной перевод. Оказалось, нормальный текст, вполне читабельный, а сюжет так и вообще интересный (при первом прочтении я в сюжет толком и не вникла, такое раздражение от текста было :( ).


Эх, по поводу перевода ничего не могу сказать :( Когда книга на английском - читаю оригинал...

А по поводу стиля - соглашусь полностью) иногда у авторов руки не из того места растут... Долгая прогулка в этом году уже наказала одним таким экземпляром.


Огромное спасибо - эта статья действительно помогает читать Диккенса с удовольствием.
Хочется кричать: "АФТАР, ПИШИ ИСЧО!"


Спасибо! Очень рада, что Вам эта история помогла. Диккенс отличный писатель, к нему просто нужен специальный подход.