19 января 2016 г., 10:40
4K
Хаяо Миядзаки. Путеводитель по творчеству
75 лет назад, 5 января 1941 года родился знаменитый японский художник-мультипликатор и режиссёр Хаяо Миядзаки. Его добрые и познавательные мультфильмы знакомы и любимы зрителями не только на территории Японии, но и во всем мире. В творчестве Хаяо Миядзаки гуманизм играет действительно важную роль. Кроме того, в фильмах Миядзаки находит отражение его любовь к летательным аппаратам — они присутствуют практически во всех его фильмах. Графика его произведений отличается реалистичностью и большой точностью. Пресса часто называет Миядзаки «японским Диснеем»: он участвовал в создании множества полнометражных анимационных фильмов. Кроме того, он автор нескольких манг.
АиФ.ru вспомнил самые значимые моменты творческого пути режиссёра.
В 1982 году в журнале Animage началась публикация манги авторства Миядзаки «Навсикая из Долины ветров», после чего автору поступило предложение от руководства Tokuma Shoten экранизировать своё произведение. Вышедший в 1984 году одноимённый фильм приобрёл всемирный успех, серьёзно вдохновивший Миядзаки.
Для работы над следующим аниме Миядзаки и его друг Исао Такахата организовали анимационную «Студию Гибли», на которой были сняты многие ставшие впоследствии известными анимационные фильмы. «Небесный замок Лапута» (1986), погружает зрителя в альтернативную реальность, соответствующую началу XX века, и знакомит с девочкой по имени Сита, в руках которой находится Летающий Камень.
«Мой сосед Тоторо» (1988), рассказывающий о приключениях двух сестер и лесного духа Тоторо («тролль»).
«Ведьмина служба доставки» (1989) о молодой ведьме Кики, которая по достижению 13 лет должна прожить определенное время среди людей. Кики вместе со своим котом Зизи отправляется в город, где и знакомится с добрым пекарем, который помогает ей начать собственное дело — Экстренную Службу Доставки.
Мультфильм «Порко Россо» (1992) основан на короткой манге Миядзаки и повествует о том, как виртуозному летчику трудно быть человеком среди свиней, которые вдобавок считают, что он сам — свинья между людей.
После выхода в 1997 году фильма «Принцесса Мононокэ» Миядзаки объявил об уходе из «Студии Гибли» и намерении заняться некоммерческими анимационными проектами.
Однако вопреки сделанному заявлению Миядзаки не оставил кино. В 2001 году он вернулся к работе и занялся созданием фильма «Унесённые призраками» (2001), сказке о приключениях десятилетней девочки в волшебном мире, который впоследствии стал самым прибыльным фильмом в Японии за всю историю.
Также огромный успех имел фильм «Ходячий замок» (2004)
И «Рыбка Поньо на утесе» (2008) – о любопытной рыбке Поньо, мечтавшей стать человеком и уплывшей из дома, чтобы понаблюдать за жизнью людей.
В сентябре 2013 года, во время работы 70-го Венецианского кинофестиваля, Миядзаки заявил о завершении своей карьеры. Байопик «Ветер крепчает», согласно его словам, станет его последней режиссёрской работой. В ноябре 2014 года был удостоен почетной Премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Комментарии 17
Показать все
Спасибо за статью, замечательный режиссер, я помню как его принцесса Мононокэ перевернула мне весь мой детский мир, настолько этот мультик отличался от обычных диснеевских лент. И я еще столько его фильмов не смотрела, теперь я знаю, что буду делать сегодня вечером после работы. :))
И прекрасный Ходячий замок, который ведь очень сильно отличается от книги, но при этом благополучно ее дополняет и расширяет.
Gwenhwyfar, Действия героев "Ходячего замка Хаула" не объясняются абсолютно ничем, кроме левой пятки автора. Уинн Джонс я до просмотра мульта не читала, поэтому была совершенно не в курсе, о чём там будет. В результате по окончании у меня сложился список вопросов без ответов:
Зачем колдунья прокляла Софи?
Зачем красавчик Хаул крутил шуры-муры с мерзкой тёткой?
Почему он истерит из-за цвета волос?
Зачем он, будучи пацифистом, не ушёл от войны, а вдруг резко передумал и полетел сражаться?
Почему он не отвёл замок подальше от мест сражений?
Зачем Софи подобрала и приютила мерзкую бабку?
Зачем Софи разрушила замок?
Зачем мать Софи сделала то, что сделала?
С чего вдруг придворная магиня внезапно решила прекратить войну? И с чего вообще они решили её начать?
Что всё-таки сняло проклятие с Софи?
Какова роль собаки?
В принципе, все эти вопросы вкратце пересказывают основные линии сюжета и одновременно дают понять, что ни одна линия сюжета не связана с остальными и абсолютно ничем не объяснима. Всё притянуто за уши и насильно сшито белыми нитками. Я долго думала, зачем Миядзаки решил рисовать мульт по такому бреду, когда все остальные его произведения (а я посмотрела почти все) вполне сюжетно адекватны. А потом узнала, что именно "Ходячий замок" ставил не он, а его сын или кто-то типа этого из его студии.
Замечательный режиссер и отличный мультфильмы. Любим всей семьей и каждый просмотрен не по одному разу.