Н. С. Лесков на протяжении всего своего творческого пути отличался устойчивым интересом к здоровым и крепким началам русской национальной жизни. Это был, по выражению М. Горького, писатель, «открывший праведника в каждом сословии, во всех группах», или, как писал сам Лесков, «в сферах самых обыкновенных, где, кажется, ничего особенного ожидать невозможно».
Герои Лескова непредставимы вне России, они просто немыслимы без «единодушия... с отечеством», «без почтения к деяниям предков великих». «Праведны они, — писал Лесков, — ... или неправедны — все это надо... потом разобрать: что тут возвышается над чертою простой нравственности и потому «свято Господу».
Писатель, без сомнения, остро чувствовал, как мало сопоставимы иногда его герои, выхваченные из гущи живой, случайной и непредвиденной жизни, с традиционно православными идеалами святости, как своеобразно отличны они и от лучших образов русской литературы.
Лескова интересовали «тихие, тайные струи, которые текли под верхней рябью русских вод, кой-где поборожденных направленскими ветрами».
© П. Горелов. Собрание сочинений Н. С. Лескова в 12 томах
Содержание цикла:
Однодум (1879)
Пигмей (1876)
Кадетский монастырь (1880)
Русский демократ в Польше (1880)
Несмертельный Голован (1880)
Инженеры-бессребреники (1887)
Левша (1881)
Очарованный странник (1873)
Человек на часах (1887)
Шерамур (1879)