В настоящее собрание вошли избранные сочинения известного русского писателя и общественного деятеля Александра Андреевича Проханова. Издано в 2012-2013 годах. Номера томов при выходе из печати не указывались. Поэтому в подборке при их нумерации учитывался только год издания.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К СОБРАНИЮ СОЧИНЕНИЙ
Господь подарил мне долгие годы жизни. Он открыл передо мной панораму грандиозных событий, показал мне материки и океаны, высоты и бездны. К тому же Он мне подарил способность всё это описывать. И я воспользовался всеми Его дарами.
Очень рано, при написании моих первых рассказов и повестей, я почувствовал, что время, которое я проживаю, является историческим, что время — это не просто смена часов, дней и недель. Время — это история. Стройки, которые я описывал, войны, на которых я побывал, революции, в которых принимал участие, — всё это были явления истории, её завершённые картины, её метафоры. В моем творчестве я отыскивал эти исторические метафоры и лишь придавал им литературные формы. Я нырял из одного сюжета в другой, нырял из одной метафоры в другую. Собрание моих книг, перечень моих романов — это сборник исторических метафор.
Очень рано я ощутил смерть как страшную несокрушимую силу. Ощутил родную культуру как непрерывную борьбу со смертью. Постепенно я понял, что смысл художественной деятельности — это сражение со смертью, которая уносит в небытие события и образы, имена и философские воззрения. Моя жажда описывать, моё торопливое перемещение из романа в роман были стремлением спасти явления жизни от смерти. Так кидаются в огонь, чтобы выхватить из пожара драгоценную картину или забытого в люльке ребёнка.
Моя жизнь совпала с грандиозными событиями в судьбе моей отчизны. Я писал мои романы, как пишут летописи, и до сих пор ощущаю себя Пименом-летописцем. Спасая моими романами от смерти исторические события, я не был уверен, что сами романы избегнут смерти.
Ребёнком я формировался в советское сталинское время. Я был сыном Победы сорок пятого года. Это была историческая эпоха, и главным персонажем этой эпохи был герой, творец, мученик.
Моя юность и молодость пришлись на время, когда образ героя меркнуть и вытесняться из культуры рефлексирующим интеллигентом или пресыщенным мещанином, стремящимся обустроить свой маленький уютный мирок.
С крушением Советского Союза образ мещанина сменился на образ купца. Банкир и богач, ненасытный потребитель и гедонист — вот кого восхваляли господствующая идеология и житейская философия.
Постепенно образ купца стал тускнеть, его холёное лицо покрывалось шерстью, и он превратился в зверя. Зверь поселился в народе, и культура, которую он насаждал, была культурой зверя, а бесчисленные его проявления складывались в число зверя.
Мои романы имеют своим истоком эпоху героя. В эпоху мещанина и интеллигентского нытика они встречали острое неприятие со стороны победившего в культуре направления. В эпоху купца герои моих романов сталкивались с отвратительными извращениями человеческой природы, с карикатурными и мерзкими образами, с которыми мой герой вступал в мировоззренческую или политическую схватку.
В последних книгах он сражается со зверем. Он напоминает первобытного стрелка, почти безоружного охотника, который выходит на бой с косматым монстром. И его оружием является не отточенное копьё, не каменный топор, а молитва и волшебные силы. Мистика моих романов — это открытые мною художественные средства, побеждающие смерть. Мой стиль, моя эстетика, от первых работ до последних, сильно менялись, иногда скачками. Эти рывки и видоизменения стиля являются свидетельством катастроф, которые я, художник, испытывал, устремляясь на штурм неведомого. Я бросался на глухую стену, отделяющую нас от непознанного. По эту сторону стены были великие открытия наших предшественников, гениев поэзии и прозы. И можно было оставаться на этом возделанном и ухоженном поле, где произрастали божественные цветы. Однако я бросался на эту глухую стену, карабкался по ней вверх, изобретал художественные приёмы и средства, которые позволили бы мне перемахнуть эту преграду, и каждый раз срывался, чувствуя недостаточность изобретённых средств, старался изготовить всё новые и новые.
Если бы мои попытки победить непознанное, отвоевать у великой тайны хотя бы один микрон и таким образом увеличить поле великой культуры удались, если это моё стремление увенчалось бы успехом, то я бы считал, что моя задача художника выполнена.
Что такое мои романы? Это я сам, мой генетический код, выраженный в букве. Если настанет пора воскрешения из мёртвых, будущий кудесник выберет из оставшихся после меня книг несколько фраз, направит на них магический кристалл или волшебную лампу. И я воскресну.
Александр Проханов
ISBN: | 978-5-4444-0054-8 |
Год издания: | 2012 |
Издательство: | Вече |
Язык: | Русский |
ISBN: | 978-5-9533-6314-3 |
Год издания: | 2012 |
Издательство: | Вече |
Язык: | Русский |
ISBN: | 978-5-905820-67-0 |
Год издания: | 2012 |
Издательство: | Амфора, Рипол Классик, Вече |
Язык: | Русский |
ISBN: | 978-5-9533-6595-6 |
Год издания: | 2012 |
Издательство: | Вече |
Язык: | Русский |
ISBN: | 978-5-9533-6594-9 |
Год издания: | 2012 |
Издательство: | Вече |
Язык: | Русский |
ISBN: | 978-5-9533-6214-6 |
Год издания: | 2012 |
Издательство: | Вече |
Язык: | Русский |
ISBN: | 978-5-9533-6213-9 |
Год издания: | 2012 |
Издательство: | Вече |
Язык: | Русский |
ISBN: | 978-5-4444-0670-0 |
Год издания: | 2013 |
Издательство: | Вече |
Язык: | Русский |
ISBN: | 978-5-4444-0150-7 |
Год издания: | 2013 |
Издательство: | Вече |
Язык: | Русский |