Классическая музыка в художественной литературе — 10 книг

В данной подборке будут представлены произведения, где есть хотя бы одно упоминание любого классического произведения

№1
Мартин Иден
Джек Лондон
ISBN:978-5-17-081580-7
Год издания:2016
Издательство:АСТ
Язык:Русский

Книга с самым потрясающим описанием классической музыки. В данном описании нет конкретного композитора или произведения, но есть нечто большее: Итак Глава 2: Руфь играет на фортепиано Мартину. Пока они еще только недавно познакомились, и читатель не знает, что будет у них впереди...

Позднее, за фортепьяно, она играла для него, наперекор ему, играла с вывозом, смутно желая подчеркнуть, как неодолима разделяющая их пропасть. Она обрушила на него музыку, словно беспощадные удары дубиной по голове, и музыка ошеломила его, подавила, но и подхлестнула. Он смотрел на девушку с благоговением. Как и она, ощущал, что пропасть между ними ширится, но еще того быстрее в нем росло стремление преодолеть эту пропасть. Однако слишком чуткий, слишком впечатлительный, не мог он просидеть весь вечер, уставившись в эту пропасть, да еще когда звучит музыка. Он был необычайно восприимчив к музыке. Словно алкоголь, она воспламеняла его чувства, словно наркотик – подхлестывала воображение и возносила над облаками. Она изгоняла низменную прозу жизни, затопляла душу красотой, возвышала, у него вырастали крылья. Той музыки, что играла Руфь, он не понимал. Совсем по-другому барабанили по клавишам в дансингах и ревела медь духовых оркестров, а ничего, иного он не слыхал. Но в книгах что-то попадалось о такой вот музыке, и игру Руфи он принимал больше на веру, поначалу терпеливо ожидая певучей мелодии, ясного, простого ритма, озадаченный тем, что ритмы, постоянно менялись. Вот он как будто уловил мелодию, расправил крылья воображения, а она тут же тонет в сумбуре враждующих звуков, которые ничего ему не говорят и возвращают на землю его утратившее легкость воображение.
В какую-то минуту ему подумалось, уж не хочет ли она оттолкнуть его этой музыкой. Он ощутил ее неприязнь и пытался разгадать, что же твердят ее пальцы, летая по клавишам. Потом отмахнулся от этой мысли, недостойной, невозможной, и уже свободней отдался музыке. В нем пробуждалась прежняя чудесная окрыленность. Тело стало невесомым, и весь он – дух, уже не прикованный к земле; и в нем и вокруг разливалось ослепительное сияние; а потом все окружающее исчезло, его подхватило и он, качаясь, взмыл над миром, над бесконечно дорогим ему миром. Перед глазами теснились несчетные яркие картины, в них смешалось знакомое и незнакомое. Он входил в неведомые гавани омытых солнцем земель, бродил по базарам меж дикарей, каких еще никто никогда не встречал. Он вдыхал ароматы пряных островов, как бывало теплыми безветренными ночами в море или длинными тропическими днями, он лавировал в полосе юго-восточных пассатов среди увенчанных пальмами коралловых островков, утопающих в бирюзовом море позади и всплывающих в бирюзовом море впереди. Картины эти возникали и исчезали, быстрые как мысль. Вот верхом на необузданном скакуне он летит по сказочно расцвеченным пустынным просторам Аризоны; а через миг уже глядит сквозь мерцающий жар вниз, в Долину Смерти, в гроб повапленный, или плывет на веслах по стынущему океану, где высятся и сверкают под солнцем громады ледяных островов. Он лежит на коралловом атолле, где кокосовые пальмы подступают вплотную к воркующему прибою. Голубоватым пламенем горят останки давным-давно потерпевшего крушение корабля, и в отсветах женщины танцуют хулу, и раздаются варварские любовные клики певцов, поющих под звон укулеле и грохот тамтамов. Чувственная тропическая ночь. Вдалеке, среди звезд темнеет кратер какого-то вулкана. Над головой плывет бледный лунный серп, и низко в небе горит Южный Крест. Мартин был точно арфа: все, что он в жизни узнал и что стало его сознанием, было струнами, а нахлынувшая на него музыка – ветром, бьющим в струны, и струны отзывались воспоминаниями и грезами. Он не просто чувствовал. Ощущения облекались в форму, цвет, сияние, а воображение, разыгрываясь, дерзко воплощало их в нечто возвышенное, волшебное. Прошлое, настоящее, будущее смешались; и Мартина несло, покачивая, по необъятному теплому миру через доблестные приключения и благородные дела, к Ней и с Ней, да, с Ней, и он завоевывал ее, и, обхватив одной рукой, влек в полет через королевство своей души.


Также в книге показано пристрастие ГГ к музыке Вагнера (что неудивительно, поскольку у него также есть пристрастие и к Ницше - на мой взгляд, уж больно сопоставимые и схожие величины, хоть и в разных сферах искусства) :

Глава 8:

Однако он обнаружил плебейское пристрастие к Вагнеру - когда Руфь познакомила его с увертюрой к "Тангейзеру", музыка эта захватила его как ничто другое. В этой увертюре словно отразилась вся его жизнь. Его прошлое воплотилось в музыкальной теме "Грота Венеры". Руфь же для него слилась с темой "Хора пилигримов"; и, восхищенный увертюрой, он уносился ввысь, в далекие дали, в смутный мир духовных поисков, где вечно борются добро и зло.

Stin007 4 июля 2017 г., 12:48

№2
Портрет Дориана Грея
Оскар Уайльд
ISBN:978-5-389-07440-8
Год издания:2015
Издательство:Азбука, Азбука-Аттикус
Серия:Азбука-классика. Школьная библиотека
Язык:Русский

Глава 2. Роберт Шуман "Лесные Картинки" - первая встреча лорда Генри с Дорианом Греем. Дориан Грей перелистывает шумановский альбом "Лесные Картинки"

Глава 4. Вагнер "Лоэнгрин" - Леди Уоттон упоминает об опере при знакомстве с Дорианом. Леди предпочитает музыку Вагнера любой другой музыке

Глава 10. "Когда прелесть музыки Шуберта, дивные элегии Шопена и даже могучие симфонии Бетховена не производили на него никакого впечатления" - Достаточно длинное перечисление коллекции инструментов Дориана, в том числе и музыки, симпатичной Дориану ("варварской")

Там же. Вагнер "Тангейзер" - восторгает Дориана. "и ему казалось, что в увертюре к этому великому произведению звучит трагедия его собственной души"

Глава 19. Лорд Генри просит Дориана поиграть ему Шопена, в частности ноктюрны. В Дориан уже чувствуются перемены.

Stin007 3 марта 2017 г., 02:52

№3
Колыбельная
Чак Паланик
ISBN:978-5-17-090790-8
Год издания:2015
Издательство:АСТ
Серия:Чак Паланик и его бойцовский клуб
Язык:Русский

Глава третья.

Шум машин за окном - это уже неприятно. И от концерта в ре-миноре для фортепьяно Шопена легче не станет.

Stin007 17 марта 2017 г., 01:43

№4
Тень ветра
Карлос Руис Сафон
ISBN:978-5-17-082149-5
Год издания:2014
Издательство:АСТ, Neoclassic
Серия:Кладбище забытых книг
Язык:Русский

глава "Город Теней. 1954" 19. отец Даниэля (ГГ) вместе с Густаво Барсело собирается вечером идти на Вагнера "Тангейзер" в "Лисео"

глава "Город Теней. 1954" 32. Даниэль посещает дом Густава Барсело. Клара, его давняя возлюбленная, в это время "мучила Дебюсси"

глава "Город Теней. 1954" 39. Работник морга, Мануэль Гутьеррес Фонсека (второстепенный персонаж) - имеет абонемент в Лисео и любит Верди и Доницетти

глава Нурия Монфорт: Воспоминания о призраках 1933-1935 1. Хулиан Каракс по приезду в Париж пытался устроится работать пианистом. В присутствии 15 проститук исполнил ноктюрн Шопена. Все зааплодировали, кроме Ирен, главной в этом заведении. Тогда Хулиан сыграл ей регтайм и Оффенбаха, чем и заслужил её дальнейшую благосклонность.

глава Нурия Монфорт: Воспоминания о призраках 1933-1935 3.
Софи Каракс, мать Хулиана работала частным педагогом по фортепиано.

Ее любимой ученицей была талантливая девочка по имени Ана Вальс... ... Ана не скрывала своего желания стать известным композитором и исполняла для Софи небольшие пьесы собственного сочинения, в сущности, неплохие, но уж больно напоминавшие мелодии Грига и Шумана.

Stin007 12 марта 2017 г., 04:18

№5
Страж
Чарльз Маклин
ISBN:978-5-352-02260-3
Год издания:2008
Издательство:Азбука-классика
Серия:Azbooka. The Best
Язык:Русский

Книга первая Сон разума
11.
Сомервиль, психоаналитик, в ожидании пациента (ГГ) слушает Моцарта. Моцарт, на мой взгляд, вообще подходит для психоаналитиков :)

Сомервиль сидел в углу, закрыв глаза, откинув голову на спинку кресла, и слушал Моцарта.


Книга пятая Придет последняя тьма
17.
Главная сцена в книге для сражения "добра со злом" - колокольня. При описании колокольни:

В дневные часы автоматика колокольного подбора настроена на мотив Святого Грааля из оперы Вагнера "Парсифаль"...

Вообще тема Грааля в книге раскрыта более чем: ГГ нашёл свой "Грааль", который потом хранил до сцены на колокольне.

Stin007 18 марта 2017 г., 22:59

№6
Камера обскура
Владимир Набоков
ISBN:978-5-389-05660-2
Год издания:2013
Издательство:Азбука, Азбука-Аттикус
Серия:Азбука-классика (pocket-book)
Язык:Русский

Глава III Мюллер при общении с Левандовской (Мюллер потом становится одним из главных персонажей - Горном) обсуждают Вагнера Лоэнгрин:

Он пожал плечами, окинул Магду каким-то хлещущим взглядом, но вдруг просиял добродушной улыбкой, сел на диван рядом с ней и принялся рассказывать серию анекдотов о каком-то своем приятеле певце, который, в "Лоэнгрине", не успел сесть на лебедя и решил ждать следующего.

Глава XV Званый ужин у Кречмара. Ламперт потом окажется врачом, который будет лечить вплоть до смерти дочку Кречмара и будет одним из свидетелей "падения в бездну" Кречмара.

Кречмар стоял подбоченясь и, через белый бобрик старого Ламперта (врача и меломана), посматривал на Магду: черное с тюлем платье очень ей шло, на груди был большой бархатно-оранжевый цветок, она сдержанно и туманно улыбалось, и в глазах у нее было особое ланье выражение, - признак, что она ни слова не понимает из того, что ей говорит Ламперт о музыке Гиндемита.

Stin007 23 марта 2017 г., 23:46

№7
Групповой портрет с дамой
Генрих Бёлль
ISBN:978-5-17-070555-9, 978-5-271-33063-6
Год издания:2011
Издательство:АСТ, Астрель
Серия:Книга на все времена
Язык:Русский

III.

Баркель вне всякого сомнения, очаровательное создание - она нежная, хрупкая, утонченная; по ней сразу видно то, что не станет отрицать никто из близких к ней лиц, даже Мария, - видно, что она играла на рояле Шумана и Шопена, говорила довольно свободно по-французски, умела вязать, вышивать и т.д.


Он {Эрхард} водил её в музей и объяснял, как можно отличить подлинное полотно Босха от полотна, которое ему ошибочно приписывают; он хотел, чтобы она перестала бренчать на рояле Шуберта и играла бы Моцарта, давал ей стихи, наверное, Рильке, точно не помню.

И как вы думаете, что я услышал после пятнадцатилетнего перерыва? Модерато из ля-минорной сонаты и аллегретто из соль-мажорной, услышал в таком ясном, таком чётком и глубоком исполнении, какого я раньше не слышал.


VII.
В цветочном:

Ей-богу, когда он{Борис} исполнял арии из опер Карла Марии Вебера, его рулады не уступали руладам оперных певцов. А бетховенскую "Аделаиду" он пел совершенно безукоризненно и с точки зрения музыки и с точки зрения немецкого языка.


X.

Ширтенштейн проклинал рояль и музыку и в припадке мазохизма и самоуничижения подбежал к своему инструменту и забарабанил на нем "Лили Марлен"

Stin007 31 марта 2017 г., 01:51

№8
Планета Ка-Пэкс
Джин Брюэр
ISBN:978-5-17-046491-3, 978-5-9713-5865-7, 978-5-9762-4587-7
Год издания:2007
Издательство:АСТ, АСТ Москва, Хранитель
Серия:Альтернатива. Фантастика
Язык:Русский

В книге очень много оперной музыки. Психиатр, который лечит ГГ увлекается оперным искусством.
Итак -
Беседа Вторая - "Я вдруг вспомнил оперу Мейербера "Африканка", в которой Инез ждет возвращения своего, давно ушедшего в плавание, возлюбленного Васко Де Гама, и подумал: есть ли на белом свете семья, которая страстно молится о пропавшем без вести муже, отце, брате или сыне и все еще надеется на его возвращение?"

Беседа Третья - "Вечером, возвращаясь домой, я вел машину под аккомпанемент "Фауста" Гуно, и, подвывая Фаусту, в который раз с восхищением думал о том, на что только не способен человеческий ум.

Беседа Четвертая - А я прекрасно провел время: поймал зубами летящий пончик, спел дуэтом партию Надира из "Искателей Жемчуга"(опера Бизе) и даже не опоздал на свою девятичасовую электричку в Коннектикут.

Беседа Девятая - В тот вечер, когда фейерверки уже отгремели, а гости разъехались, ко мне в подвальную комнату, где я играл сам с собой на бильярде и одновременно слушал на нашей старенькой стереосистеме "Летучего Голландца" (опера Вагнера), спустился Фрэд.

Беседа Шеснадцатая - В последующие три часа я пытался работать под магнитофонную запись "Манон Леско"(опера Дж. Пуччини).

Stin007 29 апреля 2017 г., 02:07

№9
На куличках
Евгений Замятин
Издательство:"Заветы"
Язык:Русский

Глава 8. Соната

Андрей Иванович сразу сел за рояль. Весело перелистывал свои ноты: "А Шмита-то нет, а Шмита посадили". Выбрал григовскую сонату. Уж давно Андрей Иванович в нее влюбился: так как-то, с первого же раз по душе ему пришлась. Заиграл ее теперь - и в секунду среди мутного засиял зелено-солнечный остров, и на нем...

Stin007 3 мая 2017 г., 23:09

№10
Шоколад
Джоанн Харрис
ISBN:978-5-699-87193-3
Год издания:2016
Издательство:Эксмо
Серия:Культовая классика
Язык:Русский

Единственное упоминание какой-либо музыки - сопровождение похорон:
Глава 27
Я вспомнила нью-йоркский крематорий, звучащий орган, исполнявший "Токкату" Баха, дешёвую блестящую урну, запах лака и цветов.

Stin007 12 мая 2017 г., 10:12