После выхода мирового бестселлера "Имя розы" (1980), прославленною знаменитый фильмом, итальянский историк, эстетик, структуралист Умберто Эко оказался в трудном положении. Как второй раз взять подобную высоту? Как сочинить не менее удачную книгу для разных читателей, и эрудированных и неискушенных? Книгу столь же живую, сколь и мудрую, столь же сардоничную, сколько и нежную? Автор рискнул - и подтвердил прежний рекорд. "Маятник Фуко" (1988) прославился не меньше "Имени розы", а фильм по нему не сняли только оттого, что автор сам не разрешил это великому Стенли Кубрику. На этих страницах взаимодействуют редакторы миланского издательства, рыцари-храмовники, жрецы вуду и антифашисты-партизаны. Рассказано и о легендарных тамплиерах, о тайных хозяевах мира, но только чтоб напомнить: история достоверна тогда, когда ее основа - неоспоримый документ. Все остальное - игра. Игра, которая бывает опасной.
Сюжет романа (подобно одноименному маятнику) вращается вокруг трех друзей, Бельбо, Диоталлеви и Казобон, которые работают на «фабрике славы» (или «тщеславиздат» — издательство, выпускающее книги на деньги авторов, часто графоманов) в Милане. После прочтения множества рукописей, посвященных оккультным теориям заговора, они решают, что могут сделать лучше и начинают, развлечения ради, создавать их собственную теорию. Они называют эту сатирическо-интеллектуальную игру «План».
Чем больше Бельбо, Диоталлеви и Казобон развивали свое детище, тем сильнее, незаметно для себя, они погружались внутрь своего «Плана» и даже забывали порой о том, что это всего лишь игра. Более того, когда сторонники других теорий заговора узнавали о «Плане», они воспринимали его абсолютно всерьез. Бельбо, в итоге, обнаруживает, что является мишенью для реального тайного общества, которое считает, что он владеет разгадкой тайны потерянного сокровища Тамплиеров.
Множество под-сюжетов произведения сплетаются в главную тему создания «Плана». Так, например, причины одержимости Бельбо «Планом» проистекают из его детства, проведенного в Италии в период Второй мировой войны, из безответной любви к ветреной Лоренце Пеллегрини и его желания освободиться от постоянного чувства собственной несостоятельности. На примере Плана Ордена Тамплиеров о мировом господстве, роман демонстрирует врожденную доверчивость и склонность к мистификации присущую всем людям.
После выхода мирового бестселлера "Имя розы" (1980), прославленною знаменитый фильмом, итальянский историк, эстетик, структуралист Умберто Эко оказался в трудном положении. Как…
Комментарии
В "Лабиринте Мёнина" ближе к концу упоминается рассказ Эдгара По "Письмо".
Было бы круто, если бы вместо аннотаций тут приводились цитаты из Фрая, где данная книга упоминается. Я зашла сюда в поисках книги, которую Макс как-то порекомендовал Шурфу, сказав, что автор - настоящий маг. Я совсем забыла и название, и где оно было рекомендовано. У меня были подозрения, что это "Арабский кошмар", нашла его тут, но полной уверенности нет, тк у вас тут слишком много книг без более конкретных отсылок к Максу.
Я не стала вставлять цитаты, потому что это всего лишь собрание абсолютно всех книг, упомянутых автором в "Книге для таких, как я". Цели расшифровать все отсылки или собрать все упоминания я перед собой не ставила.
Думаю, "Арабский кошмар" вполне мог упоминаться в Лабиринтах, как и многое другое из этого списка. И я припоминаю момент, о котором вы говорите. Только мне почему-то казалось, что конкретного имени и произведения в этом эпизоде нет. Да и откуда у Макса информация, что автор настоящий колдун, если у нас тут, по идее, они не водятся?
А вообще, если ищете конкретную книгу, упомянутую Фраем, рекомендую для начала посмотреть сноски к книгам, там обычно есть ссылки на них.
Я была не в курсе, а у Фрая есть книга, где это всё перечисляется. Я с Фраем пока по Хроникам Ехо знакома, и там временами проходят названия книг, которые Макс упоминает по ходу или советует Шурфу. Думала, у вас именно такая подборка.
Вспомнила, это не Макс сказал, что Ирвин маг, а Шурф, после того, как прочитал.
Там что-то вроде сборника рецензий-размышлений о книгах, фильмах и вообще всем на свете. Сейчас Фрай много подобного пишет, но когда-то были только эта книга и блог на ЖЖ)) Полезная штука для тех, кому интересно, "что курил автор".
Другие подборки тоже в основном по этой книге составляют, но там указывают только произведения, которым посвящены отдельные эссе, а я постаралась все упоминания учесть. Надо будет потом в описание добавить название своего источника, чтобы не было путаницы.
Мне кажется, Фрай "курила" не только книги. У неё качественный сдвиг сознания по сравнению с обычным человеком.
Да хоть Скайнет пусть в подвале разрабатывает, лишь бы книги были интересными, я считаю ;)