В эпоху Просвещения, немецкий врач, Франц Антон Месмер, выдвинул гипотезу о «животном магнетизме» (в последствии именуемую также «месмеризмом», по имени основателя), согласно которой, все животные существа вырабатывают особую магнитную энергию (флюид) и способны проводить ее и даже передавать на расстоянии, устанавливая телепатическую связь друг с другом. Человек, практиковавший месмеризм, назывался магнетизером. Месмер верил, что причиной болезней было неравномерное распределение магнитной энергии в организме, и люди, обладавшие талантом к «магическому магнетизму» были способны воздействовать на других и равномерно перераспределять флюид в человеке, тем самым, излечивая различные недуги.
В течение XIX века было написано множество трактатов о данном учении, и оно также стало подспорьем для множества художественных произведений этого столетия.
Немецкий писатель, Эрнст Гофман посвятил теме месмеризма ряд работ: «Магнетизер» (1814), «Пустой дом» (1817), «Зловещий гость» (1819), в которых он выражает весьма настороженное отношение к месмеризму и видит в нем проникновение в «темную сторону бытия».
Другой пример — утопический роман американского автора, Эдварда Беллами, «Через сто лет» (1888), где главный герой прибегал к месмеризму, чтобы излечиться от бессонницы, и не мог уснуть без помощи знакомого «врача»-магнетизера.
В дилогии «Смотритель» Виктора Пелевина, Франца Антона Месмера в Идилиуме почитают за одного из трех верховных богов, а главный герой, Смотритель, обладает силой воздействовать на «флюид».
ISBN: | 978-5-699-90903-2 |
Год издания: | 2016 |
Издательство: | Эксмо |
Язык: | Русский |