Прочтение 2020: Литературный фулл-хаус — 47 книг

№1
Меланхолия сопротивления
Ласло Краснахоркаи
ISBN:978-5-17-112572-1
Год издания:2019
Издательство:Corpus
Серия:Corpus.(roman)
Язык:Русский

Полина Бояркина
Главный редактор «Прочтения»

Интересно, что за книгу, поразившую меня больше всего, я взялась еще в прошлом году, а в начале этого дочитывала. Это «Меланхолия сопротивления» Ласло Краснахоркаи. Плотный, сложно устроенный стилистически и композиционно роман венгерского автора повествует о распаде социума. Завязкой сюжета становится приезд в город странной цирковой труппы, гвоздь программы которой — гигантский синий кит, точнее, чучело гигантского синего кита. А основное содержание текста составляют, скорее, не события, а ожидание событий, разлитое в тревожных внутренних монологах героев, плавно и подчас незаметно перетекающих друг в друга. Через пространные описания и ироничный юмор автор доносит до нас главную мысль: «Не надо ждать апокалипсиса — надо понять, что мы уже в нем живем». Оглядываясь сейчас назад, я думаю, что это, кажется, была книга — предсказание 2020 года.

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 06:55

№2
Мельмот
Сара Перри
ISBN:978-5-86471-848-3
Год издания:2020
Издательство:Фантом Пресс
Язык:Русский

Полина Бояркина
Главный редактор «Прочтения»

Не оправдал моих ожиданий «Мельмот» Сары Перри, выхода которого я с нетерпением ждала. Он написан по мотивам готического романа (который я очень люблю) англичанина Чарльза Роберта Метьюрина, текста, на который опирался Пушкин, создавая образ главного героя своего романа в стихах, вслед за персонажем-предшественником наследующего одновременно черты и Фауста, и Мефистофеля. Динамичное, пугающее, но в то же время увлекательное произведение, состоящее из цепи эпизодов, происходящих в разное время, повествует о человеке, который был обречен на вечные скитания за свою гордыню и желание возвыситься над другими. Перри перенимает композиционные особенности метьюриновского текста, сохраняя рамочную конструкцию, в которую вложено несколько сюжетов, однако будто бы упрощает его: главный персонаж становится женщиной (причем логику такого хода трудно объяснить чем-то, кроме реверанса в сторону актуальной повестки) и превращается скорее в минус-прием. Так будто бы нарушается самый стержень повествования, поскольку избранной на это место героине — англичанке Хелен Франклин — явно не хватает того, что можно назвать геройностью, чтобы вывезти на себе столь оригинальный сюжет.

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 06:56

№3
Я/сновидения Набокова
Владимир Набоков
ISBN:978-5-89059-403-7
Год издания:2021
Издательство:Издательство Ивана Лимбаха
Язык:Русский

Полина Бояркина
Главный редактор «Прочтения»

В следующем году я хочу прочитать книгу, выхода которой на русском жду уже не первый год, — «Я/сновидения Набокова» Геннадия Барабтарло. В 1964 году Набоков, всю жизнь страдавший бессонницей, следуя инструкциям британского философа Джона Данна, начал эксперимент, в ходе которого сразу после пробуждения записывал сны. Так он хотел проверить, может ли более позднее событие стать предтечей более раннего сна, а также изучить всегда итересовавшее его состояние, находящееся за границей сознания. Один из крупнейших специалистов по творчеству Набокова подготовил издание этого своеобразного дневника, снабдив его фотографиями карточек и комментариями. К сожалению, в процессе подготовки к выходу в России Геннадий Барабтарло скончался, и это отсрочило выход книги почти на полтора года. Но буквально недавно стало известно, что она, наконец, ушла в печать, так что следующий год обещает начаться с приятных книжных событий.

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 06:56

№4
Лишь краткий миг земной мы все прекрасны
Оушен Вуонг
ISBN:978-5-00169-112-9
Год издания:2020
Издательство:Манн, Иванов и Фербер
Серия:МИФ. Проза
Язык:Русский

Юлия Коровкина
Редактор «Прочтения»

В очень тяжелое в этом году ноябрьско-декабрьское время неожиданным открытием стала книга Оушена Вуонга «Лишь краткий миг земной мы все прекрасны». Такой особенный текст, который приходится проживать всем своим существом, не пытаясь найти объяснение высказанному. Это длинное письмо героя не умеющей читать матери — невыносимо искреннее и удивительно жесткое воспоминание о детстве ребенка эмигрантки. Читая его, каждый удар рукой, каждый крик, каждое прикосновение, даже каждый звук ощущаешь так, как будто тебе только что загрузили в мозг очень реалистичное воспоминание об этом ударе, прикосновении или звуке. В итоге эта книга становится испытанием, проходя которое, ты шаг за шагом приближаешься к ответу на вопрос: почему же я все еще живу, несмотря ни на что?

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 06:56

№5
История смерти. Как мы боремся и принимаем
Сергей Мохов
ISBN:978-5-6044580-7-5
Год издания:2020
Издательство:Individuum
Язык:Русский

Юлия Коровкина
Редактор «Прочтения»

Книга, которая не оправдала ожиданий, — это «История смерти» Сергея Мохова. На самом деле это хорошая книга, учитывая тот факт, что подобных научно-популярных текстов, комплексно рассказывающих о смерти с социальной и антропологической точек зрения, в России, кажется, не было. И то, как автор проводит нас через разные пласты восприятия процесса умирания и его итога, действительно заслуживает уважения — это чрезвычайно увлекательный процесс. Но, увы, мне не удалось найти в книге идеи более-менее новые, а некоторые — например, об осмыслении смерти в поп-культуре — оказались еще и довольно поверхностными. И единственным действительно ценным для меня в итоге стал вывод: «Современный западный человек не умеет говорить о смерти». А вопросов после прочтения осталось неприятно больше, чем ответов.

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 06:56

№6
Королевство
Джон Макнот
ISBN:978-5-907305-13-7
Год издания:2020
Издательство:Бумкнига
Язык:Русский

Юлия Коровкина
Редактор «Прочтения»

В последнее время я не составляю списки для чтения, потому что не знать, что будешь читать дальше, — по-своему прекрасное ощущение. В нем есть некоторая доля приключенчества. Но все же есть книга, которую точно не смогу не прочесть в следующем году, — это комикс «Королевство» Джона Макнота. Это книга-настроение, в которой визуальная составляющая не только ничуть не уступает тексту, но и даже в какой-то степени является более важной. Это книга, в которой ты как бы смотришь в окно мира, созерцаешь его изменчивость и постоянство.

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 06:57

№7
Пока течет река
Диана Сеттерфилд
ISBN:978-5-389-18698-9
Год издания:2020
Издательство:Азбука, Азбука-Аттикус
Серия:The Big Book (мягкая обложка)
Язык:Русский

Арина Ерешко
Редактор «Прочтения»

Роман «Пока течет река» Дианы Сеттерфилд оказался захватывающим, но при этом неторопливым (если не считать скорости прочитывания) путешествием по той самой реке: туманной, где-то удивительно медленной, а где-то разбивающейся о пороги, но неумолимо движущейся вперед. Это возможность окунуться в историю с головой, поддаваясь удивительно точно (относительно чего? знать бы!) выстроенной атмосфере небольшого мира, где все зыбко и обманчиво, словно в замутненной илом воде, и не знать — выйдешь ты из этой реки прежним человеком или все же немножечко другим.

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 06:57

№8
Моя сестрица - серийная убийца
Ойинкан Брейтуэйт
ISBN:978-5-6043605-2-1
Год издания:2019
Издательство:Popcorn Books
Язык:Русский

Арина Ерешко
Редактор «Прочтения»

О книге «Моя сестрица — серийная убийца» никто особо не говорил, да и попалась она мне очень случайно, прочиталась — за ночь, но если начиналась она за здравие, то кончилась за упокой, литературный боженька, такую развязку. В центре сюжета — отношения двух сестер, одна из которых, собственно, убийца, нашедшая прекрасный способ расставаться с парнями (даже лучше, чем бросить перед днем рождения, ну!), а вторая, и ей сначала сочувствуешь, — чудовище ничуть не менее страшное. Могла бы это быть история о созависимости и одержимости друг другом двух сестер? Вполне. Могла бы она стать сказкой о том, как добро все-таки побеждает зло или хотя бы все признают, что они слегка того и ничего нормального в этом нет? Еще бы! А может быть, затронем социальные и этнические проблемы? Пожалуйста! К сожалению, ничего из этого не хватило: ни токсичных отношений, ни условного хэппи-энда, ни проблематики. Но вот перевод — перевод прекрасен.

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 06:57

№9
Ведьмин вяз
Тана Френч
ISBN:978-5-86471-861-2
Год издания:2020
Издательство:Фантом Пресс
Язык:Русский

Арина Ерешко
Редактор «Прочтения»

Спасибо рецензии Ксении Грициенко, теперь мне невыносимо хочется начать год с «Ведьминого вяза» Таны Френч (и припасть к другим ее романам тоже). Ненадежный рассказчик, неизбежность трагедии, неразгаданная загадка — что еще можно пожелать в меланхоличный зимний вечер? А если все это сопровождается понятными и близкими проблемами вроде «женщина не человек» и «с хорошими девочками такого не происходит», то поиск справедливости и ответов становится еще интереснее. Надеюсь, кровь застынет в жилах, а книжка поселится в сердце — люблю, когда в процессе чтения вздрагиваешь от каждого шороха.

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 06:57

№10
Тот, кто полюбит все твои трещины
Рафаэль Боб-Ваксберг
ISBN:978-5-6044959-6-4
Год издания:2020
Издательство:Индивидум паблишинг
Язык:Русский

Анна Журавлева
Редактор «Прочтения»

В этом году мне не довелось прочитать ни одной книги, которая бы меня прям поразила. Но приятно удивила, например, «Тот, кто полюбит все твои трещины» Рафаэля Боб-Ваксберга. Абсурд, творящийся на страницах сборника рассказов, — то, что нужно для логичного завершения 2020 года. Ожиданий не было никаких, зато эмоций от сюрреалистичности текстов, например, от «Самого счастливого и знаменательного события», — масса. Тот, кто когда-нибудь женился или выходил замуж, сразу вспомнит «традиционную» дичь, которую обычно пытаются навязать родственники или друзья для проведения церемонии. А чем так-то заклание десятка козлов хуже откусывания каравая на потеху толпе?

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 06:57

№11
Полиция памяти
Ёко Огава
ISBN:978-5-6042677-6-9
Год издания:2020
Издательство:Поляндрия No Age
Язык:Русский

Анна Журавлева
Редактор «Прочтения»

Не оправдала ожиданий «Полиция памяти» Ёко Огавы. Хотелось больше динамичности, ожидалось больше «красивостей». Но основное — мне не доставало логики в исчезновении вещей из памяти, в голове всегда зудело: «Ну как, как у них за ночь пропадают все воспоминания? И зачем? И что значит „пропали все воспоминания“? Вот же они, отличают как-то розу от тюльпана, чтобы выбросить ее в реку, уносящую запретные предметы! Не смешались они с остальными забытыми предметами в общую массу!» Конечно, суть книги не в механике забывания, но вот эта невозможность полностью поверить писательнице и с головой погрузиться в жизнь загадочного острова как раз и перенесла книгу в список «не оправдала ожиданий».

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 06:58

№12
Путешествие к Источнику Эха. Почему писатели пьют
Оливия Лэнг
ISBN:978-5-91103-540-2
Год издания:2020
Издательство:Ad Marginem
Язык:Русский

Анна Журавлева
Редактор «Прочтения»

В первой десятке на следующий год стоит «Путешествие к источнику эха. Почему писатели пьют» Оливии Лэнг. Как сказала Елена Васильева, это «книга о том, что — и кто — объединяет алкоголизм и литературу». Я всегда говорила, что писателями (впрочем, как и филологами) от хорошей жизни не становятся. Всегда есть какая-то травма, подталкивающая спрятаться от внешнего мира в другой, более уютный. Для кого-то таким миром становится алкоголь, для кого-то — литература. А для кого-то и два в одном. Наверное, этой книгой я хочу подтвердить (или опровергнуть) свою теорию, так как моего любопытства на подобный анализ не хватало, а тут всю работу сделали за меня — только сиди да читай.

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 06:58

№13
Любовь: сделай сам. Как мы стали менеджерами своих чувств
Полина Аронсон
ISBN:978-5-6044581-1-2
Год издания:2020
Издательство:Индивидуум
Язык:Русский

Ольга Мигутина
Редактор «Прочтения»

Не оправдала ожиданий книга Полины Аронсон «Любовь: сделай сам». Конечно, со многими тезисами в книге хочется согласиться: мол, да, любовные страдания — это точно уже не модно и не продуктивно, безусловно, важно уметь вовремя выйти из токсичных отношений и уважать свои и чужие личные границы. Но с чем соглашаться не хочется, так это с тем, что трансформация романтического сценария в эпоху позднего капитализма — это что-то плохое: идеалы меняются, и это нормально. Декларативность манеры рассуждения и публицистичность авторского голоса, на мой взгляд, подрывают читательское доверие, да и ставить диагнозы современности — дело не то чтобы благодарное.

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 06:58

№14
Почему патриархат все еще существует?
Кэрол Гиллиган, Наоми Снайдер
ISBN:978-5-7598-2151-9
Год издания:2020
Издательство:Издательский дом Высшей школы экономики
Серия:Социальная теория
Язык:Русский

Ольга Мигутина
Редактор «Прочтения»

У меня уже сформирован довольно длинный «лист ожидания» на следующий год, и возглавляет его новинка издательства ВШЭ в серии «Социальная теория» — небольшая книжка Кэрол Гиллиган и Наоми Снайдер «Почему патриархат все еще существует?». Особых ожиданий на ее счет у меня нет, но все-таки надеюсь запастись аргументами (и фактами) на случай спонтанной инстаграм-дискуссии на тему «в Европе феминизм не нужен».

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 06:58

№15
Пиранези
Сюзанна Кларк
ISBN:978-5-389-17973-8
Год издания:2020
Издательство:Азбука, Азбука-Аттикус
Серия:The Big Book
Язык:Русский

Сергей Лебеденко
Куратор рубрики «Опыты»

На писательскую карьеру принято смотреть как на прямолинейную траекторию, где за производством одного текста идет другой текст, очень похожий на первый, либо хуже, либо лучше, но в целом — такой же. Чаще всего такое ожидание оправдывается. Где-то это даже удобно: ты знаешь, чего ожидать от Салли Руни, или Оливии Лэнг, или Михаила Елизарова, поэтому погружаешься в их тексты, как в воду, уже с готовым аппаратом восприятия: вот тут у нас будет алкогольно-танатофилический угар, вот тут у нас будут оТнОшЕнИя (именно в таком написании), а вот тут — разговор в комнате с самим собой. В этом смысле «Пиранези» Сюзанны Кларк — это внезапное переключение стрелки, переход от объемного к камерному, от ветвящейся фэнтезийной ризомы к фэнтезийному детективу почти что в духе старой школы, приправленному мистикой и литературными аллюзиями. Этот поворот был вынужденным: Кларк страдала от неизвестного заболевания, и ей пришлось отложить сиквел монументальных «Стренджа и Норрелла» (да, история работы над второй книгой Кларк поинтереснее иного автофикшена) — но в итоге получилась идеальная книга о 2020 годе. Герой «Пиранези» обнаруживает себя лишенным памяти посреди гигантского особняка, представляющего собой практически teatrum mundi, он может опираться только на собственные дневники и на помощь друга. Как водится, друг оказывается не совсем другом и дневники оказываются с секретиком, да не одним — короче, вспоминать Линча по поводу и без стало уже частью обязательной программы критического текста, но здесь мастер игры в «странно и наоборот» кажется идеальным референтом для чтения «Пиранези», где смысловые коды детектива переплетаются с триллером и мистикой и порождают что-то новое. А что именно? Ну, об этом я вам говорить не буду — что это за рекомендация, если в ней есть спойлеры?

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 06:59

№16
Нормальные люди
Салли Руни
ISBN:978-5-00131-143-0
Год издания:2020
Издательство:Синдбад
Язык:Русский

Сергей Лебеденко
Куратор рубрики «Опыты»

Возможно, мое разочарование в «Нормальных людях» Руни — результат завышенных ожиданий; в конце концов, обласканная критикой и призами книга, снятый по горячим следам сериал — все вроде бы указывает на качественную работу. Но, увы, в отличие даже от дебютного романа Руни, «Нормальные люди» — выхолощенный до царапания слуха текст, по ощущениям от чтения напоминающий наждачную бумагу. Секс здесь скучный, да и вообще на каждой странице кажется, что тебя обманули, — откровенный роман об отношениях миллениалов и их потерянности в мире смешения цифры и офлайна обернулся плохоньким порно, в котором сопереживаешь только маме одного из героев — просто потому, что она единственная ведет себя как человек, со своими эмоциями, целями и мотивациями. Трудно сказать, что произошло, — «Разговоры с друзьями» тоже вышли скучными, но с интересным конфликтом четырех друзей-любовников, — но вслед за фанатами романа не могу винить в этих проблемах переводчицу. Стиль Руни слишком прост, чтобы требовать особенного дара, а помимо него в тексте ничего и нет. Вместо Руни готов смело порекомендовать (прости, «Пиранези», ты будешь не один, но ты этому только обрадуешься, наверное) «Рыб» Мелиссы Бродер — удивительный роман, который можно прочесть как мелодраматический вариант «Маяка» Роберта Эггерса: девушка встречает, эм, русала и пытается наладить с ним отношения. Вот только эротикой дело не заканчивается, да и вообще довольно скоро выясняется, что приобрести желаемое — еще полдела; предстоит еще столкнуться с тем, что желал ты не того, что тебе на самом деле требовалось. Удивительная книга, которая гораздо лучше говорит о современных отношениях, пусть рыбы-люди в реальном мире не обитают даже в «Тиндере».

======
Ойли Кипрушева
Стажер «Прочтения»
Более всего в этом году меня поразили «Нормальные люди» Салли Руни. Знаю, что у многих они попали как раз в категорию «книг, которые не оправдали ожидания», но я влюбилась в этот роман с самой первой страницы. На мой взгляд, он о самом главном, о том, чего нам всем так не хватает, — о душевной близости. Встретить в жизни человека, который настолько бы понимал тебя, как понимают друг друга герои книги, по-моему, настоящая награда, ведь заполняется пустота в душе, и исчезает одиночество. История Коннелла и Марианны оказалась настолько романтичной, настолько простой и сложной одновременно и почему-то настолько родной, что «Нормальные люди» теперь даже не просто одна из многих любимых моих книг, а самая любимая.

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 06:59

№17
Муравечество
Чарли Кауфман
ISBN:978-5-6044959-7-1
Год издания:2020
Издательство:Индивидум паблишинг
Язык:Русский

Сергей Лебеденко
Куратор рубрики «Опыты»

Список книг, которые я хочу прочитать в следующем году, был бы слишком огромным, но с чего я точно начну — это с вышедшего на русском романа Чарли Кауфмана «Муравечество» о депрессивном кинокритике в кризисе (роман, не уступающий по сложности содержания «Бесконечной шутке» ДФУ, даром что переводчики те же самые) и с нон-фикшена «Сметая запреты» о русской сексуальной культуре XI–XX веков и о том, как гендерные проблемы в России были всегда глубже того, как их представляют себе любители традиционных ценностей. Хороший нон-фикшен сегодня на вес золота, и хочется начать год с хороших книг — а плохие приплывут к нам сами.

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 07:00

№18
Сметая запреты. Очерки русской сексуальной культуры XI–XX веков. Коллективная монография
Анна Белова, Наталья Пушкарева, Наталья Мицюк
ISBN:978-5-4448-1288-4
Год издания:2020
Издательство:Новое литературное обозрение, НЛО
Серия:Гендерные исследования
Язык:Русский

Сергей Лебеденко
Куратор рубрики «Опыты»

Список книг, которые я хочу прочитать в следующем году, был бы слишком огромным, но с чего я точно начну — это с вышедшего на русском романа Чарли Кауфмана «Муравечество» о депрессивном кинокритике в кризисе (роман, не уступающий по сложности содержания «Бесконечной шутке» ДФУ, даром что переводчики те же самые) и с нон-фикшена «Сметая запреты» о русской сексуальной культуре XI–XX веков и о том, как гендерные проблемы в России были всегда глубже того, как их представляют себе любители традиционных ценностей. Хороший нон-фикшен сегодня на вес золота, и хочется начать год с хороших книг — а плохие приплывут к нам сами.

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 07:26

№19
Пес
Кирилл Рябов
ISBN:978-5-907220-00-3
Год издания:2019
Издательство:Флюид/FreeFly
Серия:Книжная полка Вадима Левенталя
Язык:Русский

Артем Роганов
Куратор рубрики «Опыты»

Поразивших меня книг две. Во-первых, «В плену у мертвецов» Эдуарда Лимонова. Я не читал ее раньше и взялся, как нетрудно догадаться, после его смерти. Это художественный репортаж из российской тюрьмы нулевых — очень живой, диалогичный текст, который не пугает и не обнадеживает, но затягивает с первых страниц. «В плену у мертвецов» вызывал у меня в процессе чтения внутренний разговор, в ходе которого я подключался к размышлению о белых пятнах нашей недавней истории, впервые выстраивая свою собственную картину того времени параллельно с авторским видением. Во-вторых, я был приятно удивлен книгой Кирилла Рябова «Пес». Это лаконичный камерный роман, одновременно смешной и мрачный. «Пес» стал для меня самым воздушным и приятным текстом этого года. Он совсем не выглядит сделанным или вымученным, а будто бы написал сам себя и просто вырос, как дерево во дворе. Это здорово.

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 07:00

№20
В плену у мертвецов
Эдуард Лимонов
ISBN:5-98042-001-0
Год издания:2003
Издательство:Ультра. Культура
Серия:Жизнь Zапрещенных Людей (ЖZЛ)
Язык:Русский

Артем Роганов
Куратор рубрики «Опыты»

Поразивших меня книг две. Во-первых, «В плену у мертвецов» Эдуарда Лимонова. Я не читал ее раньше и взялся, как нетрудно догадаться, после его смерти. Это художественный репортаж из российской тюрьмы нулевых — очень живой, диалогичный текст, который не пугает и не обнадеживает, но затягивает с первых страниц. «В плену у мертвецов» вызывал у меня в процессе чтения внутренний разговор, в ходе которого я подключался к размышлению о белых пятнах нашей недавней истории, впервые выстраивая свою собственную картину того времени параллельно с авторским видением. Во-вторых, я был приятно удивлен книгой Кирилла Рябова «Пес». Это лаконичный камерный роман, одновременно смешной и мрачный. «Пес» стал для меня самым воздушным и приятным текстом этого года. Он совсем не выглядит сделанным или вымученным, а будто бы написал сам себя и просто вырос, как дерево во дворе. Это здорово.

Kseniya_Ustinova 13 января 2021 г., 07:00

1 2 3