Фантастика с втопку.ру — 30 книг

Я собираюсь закрыть свой проект Втопку.ру, а чтобы ничего не пропало, составлю тематические подборки с отзывами на книги, которые я для него писала.

Эта подборка отзывов на фантастику.

№1
Интерфейсом об тейбл
Брюс Бетке
ISBN:5-237-02999-X
Год издания:1999
Издательство:АСТ
Серия:Координаты чудес
Язык:Русский

В 1983 году Брюс Бетке придумал термин "киберпанк". Он так назвал своего героя, потому что тот был хакером и носил ирокез. Собственно, дальше в раскрытии темы автор и не продвинулся.

Не все то, что старо - антиквариант. Иногда это просто дряхлая хрень. Действие романа происходит в будущем, и, судя по всему, это нынешние годы. Автор разогнался с социальным прогрессом. У него уже тем, кто в 2009 работать пошел, в детстве сказки читали в толерантно-корректной обработке ("Сказка о красном головном уборе"). Кругом корпоративный тоталитаризм, офисное рабство оруэловского типа. А вот с техническим прогрессом, наоборот, стормозил. В общем, и сейчас смешно читать о начальнице, которая все время размагничивает рабочие дискеты, потому что прикрепляет их магнитиками к сейфу, но не потому что автор задумывал это как шутку. Рассказчик же все еще считает ужасно крутым уметь вставлять в текст гиперссылки.

Главный герой - юный хакер-дрочер. Он крут в виртуальной реальности. Технические подробности даже на мой непродвинутый взгляд кажутся сомнительными. Герой ощущает в виртуальной реальности запахи и вкусы, хотя у него нет никаких для этого приспособлений. Когда к герою в ВР подкатывает красотка с более качественным интерфейсом, чем у него, он ощущает ее кожу как более натуральную, реалистичную. Но у него-то аппаратура - отстой! Это все равно, что заявить, что хорошего качества фильм будет быстрее скачиваться диал-апом, чем плохого. Вообще-то все наоборот.

Автор много шутит, но фантазия у него скудна. Старомодные то-панки, се-панки, шикарные бабы, игры типа "Воркрафта" или "Дума" самого примитивного вида. Коронная шутка - когда герой получает новое суперснаряжение для выхода в виртуал, выясняется, что оно имеет вид трансвеститского наряда и включает анальную пробку. За что отвечает анальное отверстие героя в виртуальном мире автор при этом придумать не сумел.

Сюжет, в общем, проходной. Крутого хакера в реале уволили из корпорации, а виртуале наняли выполнять задание той же корпорации. А в конце - опа - на всех напали добрые компьютеры и сделали небольное а-та-та.

Добавим к ощущению старого трэша еще и старания переводчика. Он "разбежался". Поэтому у него в США делают чипсы "Жир-и-новски", а какая-то улица называется Уорнерской. Кстати, Эл Янкович - он не "Прибабах"! Он Weird.

Neznat 3 апреля 2013 г., 09:26

№2
Завоеватели (сборник)
Елена Хаецкая
ISBN:5-7921-0071-3, 5-88196-704-6
Год издания:1996
Издательство:АСТ, Terra Fantastica
Серия:Далекая Радуга
Язык:Русский

К концу книги у меня уже почти сложилась в голове отрицательная рецензия, и тут - фигак - послесловие автора, в котором она все говорит за меня.

"Сейчас я написала бы "Завоевателей" совершенно иначе. Или, что еще вернее, вообще бы не написала".

"Я писала роман из тех же соображений, какими руководствуется моя собака, когда грызет обувь". (Это, по-моему, применимо к массе авторов).

"Отрицательных персонажей в романе нет. Есть только положительные. И все они по-своему несчастные..." Поэтому и конфликта никакого нет. Всю книгу читаешь с ощущением обманутого ожидания.

"Мир "Завоевателей" весьма условен. Это, скорее, не живой мир, а своего рода театральные декорации". Точно. Географическая система, даже с учетом волшебства, осталась совершенно неясной. Есть несколько точек на карте, а между ними, черти что, в лучшем случае - ежевика.

"Да и господа прототипы почти всех главных героев изменились". Кстати, некоторые сильно заявленные герои в книге непонятно куда пропадают. И очень часто чувствуется, что эти детали, эти шутки - для своих.

В общем, всем бы авторам писать такие отзывы на свои книги. Без чтения "Завоевателей" любитель фантастики спокойно может обойтись, это черновик.

Neznat 3 апреля 2013 г., 09:27

№3
Скрут
Марина и Сергей Дяченко
ISBN:978-5-699-27614-1
Год издания:2008
Издательство:Эксмо
Серия:Стрела Времени
Язык:Русский

Даже поклонники пары авторов говорят, что это худшая книга Дяченко. А по мне так просто кошмар. Наверное, именно из-за этой книги пошли слухи, что между супругами какие-то странные отношения (типа гуру и юная падован).

Сюжет нам демонстрирует смысл слова гипермотивация. Юная пара сбежала, чтобы тайно обвенчаться. Он - из монастыря, она - от матери-убийцы. На обратном пути девушку взял в заложницы паукообразный монстр и предложил юноше привести к нему какую-то женщину по имени Тиар в обмен на любимую.

Параллельно нам рассказывают, как воин спас маленькую девочку, оказавшуюся в центре столкновения двух армий. Как-то сразу становится понятно, что это и есть Тиар, тем более, что по имени ее не называют.

Герой начинает искать. Приметы ему даны практически бесполезные, например, родинка в форме ромба на спине. Ну что теперь, всех похожих женщин раздевать? Яндекса в фентези-мире нет (а моркие свинки почему-то есть), так что приходится бродить и влипать в неприятности. То он ограбит кого, то его побьют, тут еще тещины кровавые подручные рыскают, от веры пришлось отречься, с проститутками общаться, жене изменить. И цель явно неблагородная - притащить незнакомую женщину на верную смерть. Это и есть гипермотивация.

Илаза, жена героя, тем временем, живет в плену и общается со своим тюремщиком. Тот ей душу изливает, но героиня, увы, картонная ходилка, поэтому реакции, изменения личности - никакой. Дело в том, что чудовищами-скрутами становятся в этом мире жестоко преданные люди. Правда, на месте скрута мог бы быть и отшельник, и разбойник и обычный крестьянин. Фентези-элемент в книге выглядит совершенно надуманным, он излишен.

А девочка из параллельной линии растет, и мы узнаем, что в мире есть племя, где принято выращивать невест из маленьких девочек. Наконец, дело идет к развязке (а героя все бьют да бьют), к свадьбе. Девочка созрела. Опекун ведет ее к постели, все чин чином. Тут она понимает, что он ей как папа, а с папой она не может, выпрыгивает из окна и убегает. Потом правда вернулась, но поздняк - муж уже стал чудовищем и куда-то умотал. Тоже прекрасная идея. Все проблемы от того, что невеста не сразу согласилась. А людей понаубивали...

Финал печальный. Скрут воссоединился с супругой и все у них стало прекрасно где-то за кадром. А замученные герои вышли из леса. По-видимом - прямо навстречу безумной маме с ее палачами. Чем кончились истории уймы наебанных и обиженных по ходу сюжета женщин - не известно.

Neznat 3 апреля 2013 г., 09:32

№4
Практическая демонология
Елена Малиновская
ISBN:978-5-9922-0263-2
Год издания:2008
Издательство:Альфа-книга
Серия:Магия фэнтези
Язык:Русский

Это один из романов серии "Приключения некроманта".

Некромантия - гадание на трупах и обращение к душам мертвых. Последнего в книге хватает, а вот с первым плохо. Вообще автор сделала все, чтобы довольно-таки мерзкое колдунство стало розовым и пушистым.
Герой, потомственный маг Вулдиж - рохля, похожий на джентльмена сыска Ивана Подушкина из книг Д. Донцовой. Типичный мужчина, описанный женщиной. Все его хотят, но он нравственно чист и физически воздерживается.
Вот как он видит женщин:

"... девушка действительно оказалась весьма и весьма привлекательной. Фигурка стройная, волосы темные, убранные в длинную косу, глаза пронзительно синие, личико достаточно миловидное, с трогательными ямочками на пухлых щеках. Но первоначальное впечатление наивности портила достаточно тяжелая линия подбородка и упрямо сжатые губы".

Как видите, запас слов у автора достаточно ограниченный.

Мироздание в романе условное. Замок, поместье, деревня, какой-то вроде бы лес, в остальном - пустота. Где-то там и король есть. Поэтому и набор имен странный. Знакомство героев словно разыграно ролевиками в занавесках:

"- Таша, - внезапно прервала затянувшуюся паузу девушка...
- Вулдиж, - Улыбнулся и небрежно обронил титул: Барон.
- Очень приятно".

(ее полное имя в итоге окажется Талия)

Роман легкий, написанный в стиле "пинать котенка", и он бы пролетал, не оставляя следов в памяти, если бы не одно очень неприятно свойство, которое меня постоянно заставляло морщиться. Герой заявлен как стойкий, уравновешенный мужчина. На самом деле, он гиперэмоциональный психопат. И все остальные персонажи тоже. Это распространенный недостаток фантастических романов. Авторы не могут передать оттенков настроений, поэтому у них все характеры идут в разнос.

Например, героиня плачет. Что делает Вулдиж? Барон? Берет кувшин воды и выливает ей на голову.
У героя то поджилки от страха трясутся, то он холодеет от ужаса,

- внутренности его скручивает в болезненный тугой комок от приступов страха,
- он дергает себя за волосы, чтобы прийти в чувство,
- сжимает кулаки до боли в костяшках,
- бьет кулаком по столу,
- невидящим взором смотрит в окно,
- с головой погужается в черное отчаяние,
- хмуро бурчит, не оборачиваясь,
- подскакивает в кресле от испуга и сдавленно рычит,
- злобно шипит,
- испытывает смесь облегчения и злости,
- до крови закусывает губу, борясь с желанием отшлепать девицу ремнем,
- пытается совладать с бешенством, в его глазах темно от пелены ярости,
- глубоко вздыхает - а потом вмазывает собеседниу кулаком по челюсти и брезгливо отталкивает падающего,
- его трясет от возмущения,
- вздрагивает, представив себе что-то страшное,
- морщится с кислым видом,
- почему-то вдруг краснеет,
- сердце в его груди судорожно сжимается и едва не останавливается,
- не выдержав, он орет в полный голос, хватая собеседника за грудки,
- ругается и толкается,
- сжимает кулаки, не замечая, как ногями раздирает себе кожу в кровь,
- и волосы на голове у него встают дыбом.

Да я по сравнению с этим героем настоящий индеец!

Детективная составляющая романа не заслуживает упоминания.

Neznat 3 апреля 2013 г., 09:33

№5
Кристалл Альвандера
Сергей Садов
ISBN:5-289-02510-3
Год издания:2007
Издательство:Лениздат
Серия:Боевая фантастика
Язык:Русский

После первых страниц я хотела было приберечь желчь на другой раз, но дочитала и передумала. В общем-то это милая соцреалистическая утопия про подростков и космос.

Замлю за агрессивность отсекли от остального космоса барьером. Земляне пошли по пути духовного развития. Прошли тысячи лет: кругом зеленеющий рай, эмпатия и телекинез. Но мальчишки и девченки мечтают пересечь барьер. Юный изобретатель Альвандер выращивает некий кристалл, который позволит это сделать. Всю книгу. Всю книгу он его выращивает. Мне вспомнился прекрасный японский анимационный фильм Wings of Honneamice, в котором герои все строят и строят ракету, на которой можно будет только облететь вокруг земли. Но там хоть действие какое-то было, интрига и драйв. А тут ничего, утопия. Маленькие телепаты играют в футбол. Празднуют что-то с искусственно выведенными эльфами. Помогают родителям по хозяйству. Учатся драться в тайных вооруженных силах. На экскурсии ходят. Герои очень хорошие, проблем нет, конфликтов нет, смешного тоже, в общем, ничего нет. И романом воспитания книгу не назовешь, потому что в подобной стерильной среде шансов повзрослеть у героя нет.

Это очень скучная книга. Обложка с пальбой тут как пришей кобыле хвост, но иначе не заманишь.

Говорят, во второй части, когда они, наконец, построят свой корабль и полетят, станет интереснее. Но первая отбила у меня всякое желание искать продолжение.

Типичная цитата:

"Ага, кажется уже за полдень. Придется вставать, с печальной обреченностью констатировал я. ... Откинув одеяло, я натянул свою повседневную серую тунику и нехотя заправил кровать. Ручками. Уже подвиг. Но сейчас делать что-либо, используя пси-силы я категорически был неспособен".

В общем, со стилем у автора тоже не очень.

PS И сколько можно повторять старую байку о том, что "человек использует лишь 5% мозга"? У автора все прекрасное будущее основано на увеличении этого соотношения до 36%.

Neznat 3 апреля 2013 г., 09:34

№6
Суперанимал (сборник)
Андрей Дашков
ISBN:5-17-015615-4
Год издания:2002
Издательство:АСТ
Серия:Звездный лабиринт
Язык:Русский

Книга очень плоха. Такое ощущение, что в авторе сочетаются подросток, пересказывающий боевики в стиле "а он ему трах по морде, а этот тому фигак по яйцам" и чокнутый сектант, безостановочно выдающий бессвязные и возвышенные фразы: Вселенная... Безмерность... Вечность... Отречение... Антиматерия и Чудовищно-Кошмарный Ужас.

Типичный текст:
"Ад вечности прикоснулся к нему. Дыхание космоса заморозило его сердце.
Разбиться о черный лед... Рассыпаться на миллионы осколков... Не видеть ничего, кроме зеркала, в котором отражалось все, что угодно - мир, от края до края, бесконечные скопления спиралей света. Все что угодно кроме Мора... Пытка бытием".

Иногда пафосные нагромождения создают комический эффект:
"Могила не изменилась и осталась неоскверненной. То есть снег и лед по-разному декорировали ее и окружающий ландшафт, скрадывая очертания гигантского упавшего с неба креста, но для Кена существовал только костяк реальности - скелет, поверх которого болталась и увядала недолговечная фальшивая маска".

Больше Дашков ничего не умеет. Ни капли научности, ни капли фантазии, никаких завалящих описаний местности или героев.

Речь в книге идет о далеком будущем, где Земля покрыта льдом и появились суперлюди - суперанималы. Мохнатые, сверхестественно сильные физически, обладающие всевозможным паранормальными способностями. Питаются человеческим мясом. Задача суперанимала - размножаться, выполняя Программу. Людишек они презирают, т.к. те слабые и быстро умирают. Никакой культуры суперанималов нету. В общем, такие энцефалитные клещи, только труба повыше и дым погуще.

По сюжету один суперанимал украл щенков у другого и ждет, пока тот за ними примчится. По дороге разные суперанималы поубивали массу народу и своих товарищей. В финале открылось, что похититель, безутешный отец и щенки - это новая Троица. Они теперь вселенную вывернут наизнанку и сделают по новой.

Читается исключительно тяжело. Да, а героев тут зовут, например, Кен и Барби, и Мор и Фео.

Neznat 3 апреля 2013 г., 09:35

№7
Сокровища негодяев
Антон Медведев
ISBN:5-17-012643-3
Год издания:2002
Издательство:АСТ
Серия:Звездный лабиринт
Язык:Русский

Сокровища из коробки с пыльным барахлом на балконе. Так будет точнее.

Автор пытался написать авантюрный фантастический роман. Это отличная штука, но у жанра есть свои законы. Один очень важный он нарушил. Негодяй не должен быть убийцей.

Книга начинается со спасения девушки от громил. Там где авантюрист надавал бы злыдням по щщам, оставив их валяться и охать, герой Медведева убил обоих. Позже он попал в плен к другой авантюристке и обязан выполнять ее требования под угрозой смерти (ему вкололи паразитов, противоядие дадут по исполнении условий договора). Он узнает, что один из телохранителей его новой начальницы - брат убитого громилы. Подходит к нему и немедленно его убивает. Чтобы в будущем не было неприятностей. Авантюристы так не делают. Боюсь, даже не всякий убийца на такое способен.

Постоянное немотивированное насилие могло бы отпугнуть от этой книги, но он, в общем, проходит почти незамеченным, из-за огромного количества клише. Тут все очень картонно. Пули врагов гарантированно летят мимо. Помощники врагов тупят. Сами враги читают речи перед тем, как попытаться убить. Герой, по сути мастер по ремонту летающих посудин, прекрасно стреляет, дерется, плавает, взламывает программы и т.д. Выглядит тоже, видимо, суперски. По крайней мере, девушки от него без ума.

Но лучше перечитать "Стальную крысу".

Neznat 3 апреля 2013 г., 09:36

№8
Конкуренты
Сергей Лукьяненко
ISBN:978-5-17-053594-1, 978-985-16-5413-6
Год издания:2008
Издательство:АСТ, Харвест
Серия:Звездный лабиринт
Язык:Русский

Эта книга призвана поднять настроение всем, кто тратит время зря. Вы не просто так дурью маетесь за компом, на самом деле, вы представители юной, агрессивной и целеустремленной цивилизации, которая еще утрет нос всем чужакам. И только евреи не разделят ваш триумф. Потому что они почему-то не заключают договоров с мутными игровыми компаниями. (Так Лукьяненко написал, может, пошутил, хрен его знает).

Главный герой книги - журналист. То есть мужской аналог красивой школьницы - человек, который вечно сует нос не в свое дело и имеет слишком много свободного времени. Рекомендую начинающим авторам делать своего журналиста только фрилансером и, конечно, пусть он занимается опасными журналистскими расследованиями, и пуст будет знаменитым. Тогда будет ясно, почему 1-2 статей в месяц ему хватает на жизнь, и почему он не обыкновенный тюфяк-очкарик внешне. А еще в редакциях ему будут давать авансы и деньги на машину и т.п. И конечно, у журналиста есть знакомые во всех сферах, так что нужную информацию он найдет и без всякого гугла.

Остальные приблизительно 15 тысяч героев книги являются NPC - non player characters. Они начинают действовать, только когда герой появляется поблизости или выходит с ними на связь. Поэтому все гениальные идеи этой книги приходят в голову только главному герою. Его мыслительный процесс прекрасен. Он моментально приходит к правильному решению, минуя неизбежные для обычного человека промежуточные версии. Поэтому, например, когда его кидает загадочная контора, он не тратит времени на то, чтобы выяснить ее юридические реквизиты, узнать, кто разработчик и издатель подозрительной игры, зайти на форум игроков. Где вообще-то, если в сетевой игре персонажи начнут вдруг сами зарабатывать и терять деньги, а также помирать без участия игрока, давно бы стояли вопли: "У меня сперли аккаунт!" Он сразу ээээ сразу делает что-то, что оказывается более правильным.

Клон главного героя в космосе тоже то и дело придумывает что-нибудь, до чего не могли додуматься 15 тысяч человек. Типичное поведение, в общем, для героя компьютерной игры.

Не удивительно. что гГГ очень быстро удается узнать, в чем же тайна игры. Так что у читателя остается впечатление, что читал он не роман, а рассказ. В финале герой произносит пафосную речь и второразрядная космическая стратегия продолжается.

А читать это совсем не обязательно. Можно в какую-нибудь "Спору" вместо этого поиграть.

Neznat 3 апреля 2013 г., 09:37

№9
Искупление
Джейн Рейб
ISBN:5949550706
Год издания:2005
Издательство:Максима
Серия:DragonLance / Сага о Копье
Язык:Русский

"Волевой подбородок был напряжен, как и каждая мышца стройного, но мускулистого тела, едва прикрытого изорванной одеждой".

Одна из многочисленных серий мыльной саги о копье - DragonLance. Ужаааасно занудная серия.

Сегодня на экране:

Дамон Грозный Волк почувствовал как у него прорастает чешуйка на подбородке. 548-я чешейка! Что это: проклятье дракона или последствия скверной гигиены? Сможет ли воительница Фиона убить всех, кого велит ей прикончить воспаленный разум? Почему не месте схватки всегда валяется немного золота, кто его оставляет? Сколько раз Рагх повторит "Я убью Нуру Змеедеву" прежде, чем у него отшибет память? Можно ли столько прожить, ни раз не сходив в туалет и практически не высыпаясь? Рарешит ли людоед Мэлдред дилемму: сыновний долг против дружеского? На какой странице заснет читатель? Когда до этого идиота, Дамона, дойдет, что чешуйки его не убивают, а превращают? Сколько нам это еще читать!? Сколько можно метаться по игровой карте?

Ответ на этот и другие вопросы вы в книге, конечно, найдете. Но зачем?

Neznat 3 апреля 2013 г., 09:38

№10
Быть ведьмой
Наталья Щерба
ISBN:978-5-9922-0256-4
Год издания:2008
Издательство:Альфа-книга, Армада
Язык:Русский

А вот и Молодой Талантливый Автор!

Роман "Быть ведьмой" состоит из двух неравных частей. Первая короткая, как конфетно-букетный период в наши дни. Начинается, конечно, со сцены похмелья. Но все-таки автор женщина, так что без особой физиологии переходим к расчистке пространства для приключений и к завязке. Родители героиню не беспокоят, есть своя квартира, постоянной работы нет, с молодым человеком рассталась - можно приключаться. Завязка: юной, красивой и бестолковой Танюше Окрайчик сообщают, что неведомая ей 101-летняя бабушка в Карпатах умерла и завещала ей сундук с фамильными ценностями.

Среди ценностей оказались магические браслет, флакон, клубочек и инструкция по вылету на шабаш для регистрации в статусе ведьмы. Шабаш Таня решила не посещать, в итоге на него отправилась ее подруга, Руслана, решив, что с таниным браслетом станет ведьмой сама. Руслану за нарушение колдовских правил отправили в заключение к колдуну Вордаку, и всю первую часть книги Таня вынуждена спасать свою, в общем-то, нечестную подругу.

Спасает она ее так, что мне невольно вспоминаются слова Франца Кафки о судьбе холостяка: "есть у тебя тело и голова, а значит, есть и лоб, чтобы бить по нему рукой". Таня решает устроиться на работу к Вордаку и изводить его, пока он не отпустит Руслану! Гениально. То жвачку ему в кофе положит, то в компьютере все файлы переименует в "Отпусти Руслану" Вордак злится, но терпит. Попутно юный колдун Лешка обучает Таню волшебным премудростям. И в том числе проговаривается, что если она отдаст свой браслет в обмен на Руслану, ей не жить, так как полностью сила браслета перейдет новому хозяину только после ее смерти. (Отнять браслет у ведьмы нельзя, можно только получить в дар). В конце концов Вордак узнает, что Лешка проговорился (он читает танины мысли), и угрожает теперь еще и Лешке. Надо спасать уже двух друзей! Таня немедленно пытается подарить-таки браслет Вордаку и... Хеппи-энд. Лешка-то - сын Вордака. Таня прошла испытание, проявила себя благородно, теперь все будет зашибись.
.
Но зашибись не стало, и это, кстати, абсолютно логично.

Во второй части романа автор, да и героиня, кажется, наконец, понимают, что беспомощная и бесталанная Таня с могущественным браслетом в мире колдунов выглядит примерно как Фродо в костюме Белоснежки, стучащийся в ворота Мордора с вопросом: "Где тут курсы садоводов?" И жила бы наша Таня примерно столь же долго и счастливо, если бы браслет не оказался ключем к еще более могущественному артефакту. А последним ходят обладать и Вордак, и его главный конкурент, ну и вообще любая ведьма с маломальскими амбициями. По ходу действия Таня чу-у-у-уточку растет над собой. Но в большинстве случаев остается слабачкой. И спасается она, в основном, за счет того, что главные силы враждуют и не доверяют друг другу, а также за счет жирного и необъяснимого Рояля, который вылезает из кустов ближе к финалу. Увы, рояли такого типа обычно приводят к продолжениям. А продолжение, по законам жанра, должно быть хуже. А хуже уж куда же?

(Кстати, непонятно, если в романе есть Черт - то что там с ангелами и куда бог смотрит?)

Но не все так плохо в романе "Быть ведьмой", как язык, которым он написан.

Например, герои считывают мысли с мыслечувствующей ленты. По-моему, это новообразование не только уродливо, но и неграмотно. Получается, будто мыслит и чувствует лента , а не человек.
А ведьмы в горной школе создают "славянки" - "волшебные знаки для сотворения природных заклятий из камешков и деревянных палочек". По-моему, и слово "знак" тут не к месту.

"И тут наконец полил дождь". Но автор вспомнил, что писать надо красиво и добавил: "Вернее, обрушился лавиной холодных тяжелых капель: захлестал по лицу безжалостно, мощно, остервенело".

А можно писать еще красивее:
"... Танюша обнаружила какого-то мужика, углубленного в созерцание толстой... книги... Девушке вдруг очень захотелось, как истинной кофеманке, отпить хотя бы глоточек сего душистого напитка, но она подавила это желание и спросила мужика про Вордака".

Еще к неуместному использованию слов:
После дождя героини, конечно, "осушили по бокальчику коньяка" (а потом к ним пришли ценители коньяка и убили их).
"У самого президента также пропала одежда, а на бедрах теперь трепыхалась тонкая леопардовая шкура..." (я не спешу задумываться о том, чем он трепыхал свою шкуру, а вы не стесняйтесь).
"... Солнце медленно выгрузилось из-за горизонта, возвещая начало воскресного утра". (Windows Vista вообще медленно загружается).
"... замерев, словно каменное изваяние, от внезапного, но довольно ясного озарения". (Если ваши озарения не ясные, возвращайте их продавцу, это не озарения, а хуйня какая-то).
"Потаращившись некоторое время на скопление множества пар обуви, заполнившей коридор не хуже некой сказочной флотилии..." (Да переплюнуть сказочную флотилию - это как два пальца).
"... человеческое тело быстро приспосабливается к метафизике измерения, в котором пребывает..." (потому что философские науки и методы человеческое тело, в принципе, не ебут).

Иногда слов автору не хватает:
"... придется соглашаться работать у маминой знакомой... украшать собою офис... Хуже этой работы и быть не может, - вот уж где человек тупеет, наблюдая за чужими успехами. Приглашала и Руслана - не хочешь выступать, можешь вести факультатив у моделей. По своему опыту в качестве ученицы Танюша знала, что худшей работы, чем натаскивать молодняк, и быть не может".

"... в центре круга уже находились двое борцов в обычной черной одежде, похожей на ученическую одежду, только рубаха и штаны были укороченными на четверть. Видимо, раз драка будет "астральная", одежда при поединке большой роли не играла. А, возможно, в такой одежде тоже можно драться... Больше поразмышлять о странной борцовской одежде Танюше не дали..." (и слава богу).

Иногда автор слова теряет:
"... И мы тогла отметим наше поступление еще раз! - Дашка счастливо вздохнула... Только Таня хотела спросить, что значит "серьезно отметим"..." (Но Даша бы ей не ответила, потому что слова "серьезно" она и не произносила).

А иногда у меня не придумываются больше комментарии: "Но она не позволила: прогнувшись, пощекотав его грудь волосами, и, проделав всем телом гибкую волну, скользнула вниз и прижалась к его бедрам своими".

Neznat 3 апреля 2013 г., 09:51

№11
Точка встречи (сборник)
ISBN:978-9984-816-20-3
Год издания:2009
Издательство:Снежный ком (S-Kom)
Серия:Fa
Язык:Русский

Пока никто из упомянутых в этом блоге авторов не успел меня опередить и написать отзыв на мой рассказ из сборника "Точка встречи", сама напишу немного о каждом рассказе в нем. (Хорошо, что я почти ничьих ников не могу сопоставить с фамилиями, буду объективнее... А, может, это и плохо).

Надо сказать, что почти все рассказы в сборнике - о смерти, так что я, пока читала, тушью для ресниц не пользовалась, а то она размазывается, когда плачешь.

Г.Л. Олди "Посети меня в моем одиночестве..." Трибьют Желязны, так что рассказ не мог не привлечь моего внимания, в хорошем смысле. Итак, Харон остался не у дел, потому что покойных больше нет. И вдруг к нему приходит женщина с косой. Он было дело влюбляется в нее, но она уходит искать людей на горных вершинах и в океанских пучинах. Пришла она, по-моему, не К нему, а За ним. И убежала из-за любви. Но рассказ позволяет трактовать финал по-всякому, что и хорошо.

М. Бабкин "Визит" - смешно обыграна тема "обмана смерти/дьявола".

А. Евтушенко "Бег петуха" - вроде бы ничего особенно в идее, но автор нашел такую удачную точку зрения, так выгодно взялся рассказывать от первого лица, что получилось чертовски страшно. И, кстати, тут тоже возможны различные трактовки. Произошедшее - нелепое совпадение, фантастический домысел, метафора нашей обычной жизни?

И. Наумов "Черепки" - ага, а тут тема "вечного хлеба". Но тоже занимательно. Знаете, сказку про то, как королевство погибло, потому что в кузнице не нашлось гвоздя? В поговорке "тащи с завода каждый гвоздь" явно речь идет о том самом гвозде.

Ю. Сиромолот "Пепел-птица" - философия с красивыми картинками, не мое.

В. Данихнов "Руди гарантирует" - идея хорошая. По-моему, автор как бы спорит с популярным сейчас теоретиком жизни после смерти Вербером.

Е. Пономарева "Красная линия" - ха, это я! Куча лишних запятых и неочевидно построенные предложения. Я все время забываю, о чем этот мой рассказ, перечитала, вспомнила. Он о том, что принятие хреновых законов в какой-то момент перестанет искупаться их несоблюдением. Потому что нарушать их будут не ради благородных целей, а из корысти и злости. Так мы и погибнем. Главный герой - порядочная сволочь. По-моему, такой выбор героя отдает некоторым инфантилизмом с моей стороны.

В. Спиринский "Последняя игра" - а вот тут рассказ с отличной идеей и неудачной точкой зрения. Биосфера превратилась в некросферу, причем не агрессивную, а тупо старательную. Как бы можно было показать прилет колонистов с далекой планеты на Землю, заселенную 50 миллионами мертвецов... Это может быть и комедия, и драма, размах вообще эпический. Но увы, все прям в лоб читателю, никакой интриги - точь в точь, как в моей рецензии.

Д. Булатникова "Ангел Ди, или я люблю смерть" - раздел "пинать котенка". Для меня это слишком романтично, ну, зато рассказ добрый.

К. Гаус "Достойно есть". Хороший фантастический рассказ, в котором не произошло ничего фантастического.

С. Капинос "Memento mori" - тоже трогательно, как и с "ангелом Ди", и тоже, по-моему, очень в лоб. Если бы речь шла от имени девочки, которая вспоминает, как она выздоровела, как изучала Ло, как, каждый раз возвращаясь из экспедиции, встречалась со стареющей матерью, как, пересилив себя, привезла ей панацею - по-моему, было бы интереснее.

А. Дашков "Харон". Когда героя зовут Харон и работает он в крематории для зажившихся родственничков, чем все кончится, как-то прям вот сразу, с названия становится понятно. Да еще и
это: "Не обладая достоинством выдающихся размеров, он был нежен и терпелив - поначалу. Он умел так пошевелить своей кочергой в почти угасшем камине, что порой не знал, куда потом деваться от вспыхнувшего огня женской страсти". Вот уж, воистину, информация, которую я не хотела получать! Вставка и к сюжету не имеет отношения, и непонятна - там ведь не говорится, что его любовницы обязательно стары или фригидны - так с чего же, гм, камину быть угасшим? (Че-то у меня теперь нервные аллюзии на название собственного сайта возникают).

А. Бачило "Московский охотник" - ааа, правда, страшно. Отличные ужасы, саспенс, без объъяснений. Очень рекомендую.

К. Клинтон "Единственная, кто тебя любит" - тоже трогательно, цветы и, условно, котята. Уверена, найдется кто-то, кому как раз больше всего понравятся эти милые рассказы, о которых я ничего не могу сказать.

А. Саломатов "Праздник зачатия" - смешно, да.

Д. Трускиновская "Новопреставленный, от жизни отставленный" - ну, мне Трускиновская давно нравится, я бы не побоялась сравнить с Бредбери. Да, фантастика, но при этом - вот так оно все и бывает. Мертвые бьются за своих живых.

К. Довжук "Правила игры" - если все кругом выпили отравленной воды и стали сумасшедшими - не стоит ли тебе тоже глотнуть из колодца? Герой долго сопротивлялся, такой партизан-монстр. Жутковато и интересно.

А. Морозов "Везунчик" - как в ЧГК, не докрутила, не щелкнуло.

С. Прокопчик "Марш мертвых блондинок" - идея - блеск. И переход точки зрения шикарный. (и название, такое потом долго будет крутиться в голове и применяться по поводу и без).

А. Гурова "Звереныш из Хаоса" - а вот сентиментально, а мне все равно понравилось. Может, потому что я люблю черепах.

А. Егоров "Судебный чертог" - увы, вспомнился мне рассказ Короленко "Сон Макара" и силой своей перебил впечатление от этого рассказа Егорова.

Ю. Рыженкова "Вдова" - рассказ о том, как на самом деле чекисты добивались холода в сердце. Интересная идея, я бы посмотрела на альтернативку, в которую это можно было бы развить.

Й. Тигемюлла "Искупление" - надеюсь, она там всех потом поубивала?

Е. и И. Халь "Хитрый спам" - мммм, идея "человек-спам" мне нравится. Уверена, вы многих таких знаете. Вообще можно использовать для игры "Угадай дикаря". Знаете, когда выбираете какую-то эпоху или обстановку и всем людям вокруг (коллегам, пассажирам вагона) примеряешь определенные роли. Но сама реализация, мужичок этот деревенский, мне не очень понравились. Прям, вспомнилась реклама фруктового сока.

Е. Гаркушев "Большие деревья" - мне кажется, что Женя пишет просто, потому что пишет осторожно, чтобы не получилось какой-то вычурности или иного словесного уродства. Зато всегда получается очень ясно. Идея с круговоротом деревьев и браконьеров замечательная.

М. Каганова "Ледник" - супер, слоны, а тем более, мамонты, и поворот точки зрения. Хотя, наверное, сюрприз был бы больше, если бы до дневника не было бы понятно, что это будущее.

Б. Тюрин "Те, кто рядом" - опа, мужчины тоже пишут сентиментальные рассказы. Ну, занятно.

Н. Федина "29 февраля" - страшно и изобретательно.

А. Буторин "Люба" - я что-то, наверное, пропустила. Почему он не задохнулся без шлема в самом начале?

А. Давыдова "Puzzle" - про любовь. Жалко, что это скорее метафора, чем обработка фантастической идеи. Поэтому тема того, как разобранные на кусочки люди попадают на черный рынок, не раскрыта.

Л. Каганов "Нульгород" - сцена в магазине ядов настолько шикарна, что все остальное кажется обрамлением к ней. Впрочем, рассказы Каганова всегда оставляют ощущение "я прочитал что-то цельное и стоящее".

О. Дивов "Дотянуть до точки встречи" - не зря сборнику дано название из этого рассказа. Он страшный, оригинальный, держит в напряжении до конца и дает надежду.

Г. Л. Олди "Жизнь, которой не было". - не люблю я Олди, увы. Тут весь рассказ, например, пронизан фразами типа "Он ... что-то делал... С ним это случалось реже, чем с вами, и чаще, чем со мной", "Кто-то... чем-то обладает... Втрое большим, нежели у вас, и вдвое, чем у меня". И так далее. И каждый раз ты пытаешься умножать пиджаки на кольраби, и получается какая-то фигня.

Было бы неправильно заканчивать отзыв на слове фигня, так что скажу еще вот что. Далеко не все ошибки и опечатки избежали взглядов редактора и корректора. Полиграфия достойна всяческих похвал. В целом уровень сборника, по-моему, выше среднего.

Neznat 3 апреля 2013 г., 09:52

Дмитрий Глуховский - Метро 2034
3.70
№12
Метро 2034
Дмитрий Глуховский
ISBN:978-5-17-058788-9, 978-5-271-23514-6
Год издания:2009
Издательство:Астрель
Язык:Русский

Вроде бы в создании этой книги автору помогали интернет-пользователи. Что же, тогда польза от их помощи выражается формулой "ноль минус один".

Поклонников "нормальной фантастики, чтоб с мутантами" "Метро Год Спустя" должно разочаровать. Все те же станции, все те же герои, даже проблема главного героя - отражение уже разрешенной (пусть и трагически) в первой книге. Да будет спойлер: в этой книге ее разрешат не многим лучше. И при этом книга куда короче!

Зато появился, и это плохой знак, герой-нарратор. Рассказчик в вакууме. Бывший машинист, старик по прозвищу Гомер, мечтает написать роман о жизни в подземелье, причем великий. Для этого он пускается в опасные приключения с уже знакомым нам Хантером. Правда, судя по цитатам из его черновиков, пишет он вовсе не приключенческий роман, а нечто нудное и морализаторское. Неудивительно. Сам автор вон как описывает его мыслительный процесс: "Старик бросил пробный камень в омут своего склероза и прислушался".

Ради информации для своей книги герой игнорирует даже тот факт, что он заражен опасной болезнью и, путешествуя, невольно разносит ее по всем станциям. Такой вот графоман-убийца. Но автор опускает этот момент практически без комментариев. Идеи Гомера ему важнее, ради того, чтобы их высказать явно и написана вторая часть. Но, право, потенциальное вымирание метрополитена не стоило такой книги. Вот цитата для примера:

"Сейчас он уже знал, о чем она будет.

О том, как смышленый зверь нашел волшебную упавшую звезду, небесную искру, проглотил ее и стал человеком. О том, как, своровав у богов огонь, человек не управился с ним и дотла выжег мир. И о том, как в наказание ровно сто веков у него была отнята та самая искра человеческого; но, лишенный ее, он не стал снова зверем, а обратился во что-то куда более страшное, чем нет даже имени".

Вот такая книга. Допустим, если мир погибнет, и остатки людей будут ютиться в катакомбах, ее и прочитают с удовольствием. Но только тогда.

Есть в романе и любовная линия. Короткая и нелепая, как жизнь шахтерской канарейки. Вот, что автор пишет нам о героине, Саше: "Довольно было вместо того, чтобы нарять в чужие зрачки, зябко подбирать свой взгляд обратно, едва обмакнувшись в них. Обмазавшись напускным равнодушием, Саша могла скользить меж движущихся, сцепляющихся обитателей этой станции..." Девушка удивительно наивна и полкниги бродит в компании с явным авантюристом, а Гомер, который все видел и мог предотвратить, ее не останавливает. Да, со взглядами у нее особое отношение: "Она тоже замедлилась, чтобы отлепить от спины его щекочущий взгляд".

Помимо писателя есть еще и музыкант - флейтист. Но по своей роли он самый настоящий Рояль В. Кустах. Жизнь его еще более коротка и нелепа, чем у героини.

Единственное выявленное достоинство, если вы человек чувствительный, то в метро вам после чтения на некоторое время станет чуть более не по себе, чем обычно. С тем же успехом можете носить с собой тикающий будильник в сумке.

Neznat 3 апреля 2013 г., 09:53

№13
Золотарь, или Просите, и дано будет...
Генри Лайон Олди
ISBN:978-5-699-39158-5
Год издания:2010
Издательство:Эксмо
Серия:Стрела времени
Язык:Русский

Сколько можно читать Олди. Ведь с первой попавшейся книги стало ясно, что мне это никогда не понравится. Ну, раз уж прочитала новинку, напишу.

Идея такова - неожиданно слова из Интернета приобрели магическую силу. При этом исполнителями угроз и пожеланий оказываются не те, кто печатал бяку, а совершенно посторонние люди. Написал кто-нибудь: "глаз на жопу натяну", жертва пошла к дантисту, тот сошел с ума и выполнил заданную программу.

Героя берут в "нюхачи", у него дар находить среди сетевых срачей те, что грозят сбыться на деле. Такие дискуссии как бы особо вонючи (и дело не в количестве нецензурных слов). Но еще важнее разобраться, откуда взялся такой феномен, как он работает. Поэтому герой становится подсадной уткой, жертвой одного из скандалов.

Выясняется, что программа на отработку пожелания посылается пользователю с каким-нибудь тяжелым пакетом данных, который незаметно изменяет настройки монитора. Тут мне стало скучно, потому что про 25-й кадр, аудио- и видеонаркотики все примерно ясно.

Из теорий, объясняющих феномен сбычи слов, Олди выбрали мистическую. Якобы из всей невербалики, эмоций (той части сообщений, что никак не может попасть в сеть, потому что там только буковки, да троеточия) образовалась вторая инфосфера. И люди могут в нее входить даже без компьютера! И влиять через нее на реальность. Посылать, в общем, не только лучи диареи, но и радости, любви и благотворительности. Расчисткой данного астрала герой и продолжил заниматься в финале. А еще нашел любовь жизни в коллеге.

Что у меня вызвало вопросы. Почему киевская контора нюхачей работает с русскоязычными ресурсами? А кто и где следит за "заразой" на украинском языке? Почему именно киевская контора находит проблему и решение первой, хотя известно, что англоязычные сети куда более развиты, чем рунет, а значит и новая "инфосфера" должна была сначала проявиться уж точно не в Киеве?

Что касается стиля, стиль обычный для Олди. "Оркестр-исполин играл симфонию безумия... Молодецкий посвист ветра сплетался с пронзительным взлетом трубы. Гром бешеных литавр. Контрабас крадется на мягких лапах. Несутся вскачь скрипки. Хохочут альты. Подмигивает ксилофон. Хмурятся недоверчивые виолончели. Пляшет в зените эхо колоколов..."
Пафос и инверсии смешаны с цитатами из интернет-срачей, не знаю уж, дословными ли или выдуманными, но очень достоверными. Все вместе дает эффект объективно неприятный. Примерно, как если вы весь день будете читать в интернете исключительно споры агрессивных идиотов.

PS Бонус для сообщества mayonesa_nax.
"Отвалившись в первом пароксизме насыщения, предались воспоминаниям. О чем? - о еде. О шашлыках юности. Как мариновали мясо - способы вспоминались один другого экзотичнее. Ямпольский предложил майонез. Добавить горчички, уксуса, вымазать мясо - и под гнет.

Neznat 3 апреля 2013 г., 10:04

№14
Луна над Лионеей
С. Осипов
ISBN:978-5-699-27102-3
Год издания:2008
Издательство:Эксмо
Серия:Русская фантастика
Язык:Русский

Это третий том фентезийной эпопеи. Я не раз начинала читать какой-нибудь фантастический эпос не с того тома, и если книга была хорошей, я ничего не теряла. Тут автору не помогает даже то, что весь том он заставляет главную героиню сумбурно записывать, вспомнинать, пересказывать содержание предыдущих частей. Все равно ничего не понятно (особенно мотивация героев), и все равно рояли атакуют так часто, что некоторые, кажется, умудряются напасть из засады друг на друга.

Зато обложка не может не поднять читателю настроение. Вообще-то изображенная сцена состоялась в кабинете. Но художнику было неоткуда выдрать картинку с кабинетом. Ладно, хоть диванчик в запасе нашелся. Я долго размышляла, кто же победит в изображенной дуэли? Красотка с Магической Рассекающей плетью? Или страшненькая в Непринужденной Позе с саблей и шлепанцами модели "ни шагу назад"? По сюжету девушка с саблей отрубила биологическому конструкту на переднем плане голову. Это не очень помогло. Мозг у блонды находился в грудной клетке.

Мозг в грудной клетке - не единственная забавная находка автора. У него, например, есть суперзлодей, который рассылает своим врагам сертификаты с порядковыми номерами. Неплохо ведь? Начало тоже неплохое (по сути, не по изложению). Героиня - типичная "жила-была девушка, ничего не умела и все получила". В данном случае - вышла замуж за принца Лионеи, государство на нашей Земле, где открыто живут 12 рас, включая людей, вампиров, гномов и других. В остальных странах знают о Лионее, но не в курсе насчет вампиров и пр. В третьем томе принц сразу после свадьбы сбегает с помощью своей молодой жены из королевства! Потому что на самом деле, он ее не очень любит и хочет к другой женщине. А она подумала, что получить власть принцесы - не так уж и плохо.

Но дальше героиня начала тупить. Она не стала изучать законы и традиции своей Лионеи, она не доследила за помощником своего свекра, очень подозрительным типом (явный "коварный визирь", судя по описанию). Большую часть времени она писала дневник, гуляла, а потом, когда начались неприятности, стала еще и выпивать.

На странице 169 ее вдруг осенило: "Получалось, что власть - это не только возможность заставить охранников отжиматься от пола, но и те решения, в которых всегда будешь виновата только ты. Настя Колесникова". Ну, наконец-то! Правда, королевская семья не лучше. Двое тупо следуют паттернам рыцарских времен, двое подло свалили из родной страны, а одна могущественная бабулька и вовсе перешла на сторону врага, чтобы его потом победить. Только не учла, что ему, на самом деле, наплевать на нее. Да, происхождение вражеской магии, странной и разнообразной, никак не объясняется.
Героиню, впрочем, все время выручает необычное везение в поединках (несмотря на шлепанцы...) и ценные подарки от друзей.

У суперзлодея поведение, на самом деле, не лучше. Он хочет убить всех людей. Он в силах поднять армию из тысяч зомби. В итоге он посылает эту армию разбирать лионейский замок, так как под ним таится страшное оружие. Заодно устраивает по всей Земле стычки людей с вампирами и другим расами... Спрашивается, зачем так много усилий, когда можно было сразу отправить зомби за ядреным оружием?

Стиль соответствует содержанию. Мне понравилось вот это: "... отрапортовала Марина, покосилась на выворачиваемую наизнанку принцессу и как-то слишком часто заморгала". Нет, принцессу просто тошнит, а не то что вы подумали.

В общем, уныло. Не читайте.

Neznat 3 апреля 2013 г., 10:06

№15
Ожог от зеркала
Александр Доставалов
ISBN:978-5-17-056801-7
Год издания:2009
Издательство:АСТ
Серия:Заклятые миры
Язык:Русский

Почти до самого финала мне казалось, что я не буду писать здесь об этой книге. Очень интересная система магии, много оригинальных находок, динамично все так... И тут блин.

В общем, некий параллельный мир пошел по пути магического развития. Будущий маг, школяр Тарас из Твери попадает в переделку. За ним, как в немой комедии, постепенно начинают гнаться все больше врагов. Становится понятно, что дело в магическом артефакте, браслете, который Тарас нашел в детстве. Что делает артефакт хорошего, толком не ясно, но браслетов этих мало и всем они до колик нужны.

В результате, после долгих странствий герои попадают в Стамбул, где мудрый маг Фарсал объясняет им... что бы думали?

"По легенде люди разрушили древний храм и распяли бога. Вернее, сына бога. Какое-то из этих событий породило страшную грозу. Обожгло огромную металлическую колонну... И рассыпались вот эти камни... В ту ночь их собрали римские солдаты. Те, что участвовали в казни Спасителя".

И тут, как говорится, не без Грааля. Всего браслетов было 24. Когда на последних страницах маги сошлись, чтобы повоевать из-за них, между браслетами раскинулась радуга, все опустили оружие и помирились. Хэппи энд.

Но за 700 с лишним страниц автор успел навороть очень многое. Почему поругались Фарсал и декан магического колледжа Тараса? Чем кончится роман рыцаря Андрея? Родит ли Варвара? Освоит ли "крылья дракона" Шершавый? Зачем валчи убили бургомистра? Думаю, я пока читала, еще и забыла половину начатых линий. Автор на них вообще наплевал. Он даже в какой-то момент (устами героя) рассуждает так - мол, не понятно, что за странная девушка работает в цирюльне, ну да ладно - не все же нам знать.

Наконец, в финале же, наплевав на темп, автор вдруг разразился долгими поучениями устами уже упомянутого Фарсала. Оказалось, что мир героев - близнец нашего мира. Но у них там еще ничего, а мы уже покойники. Потому что нас захватила Тварь - электрическая сеть. Через экраны она высасывает человеческое внимание. (Это ничего, что книга Доставалова продается в электронном виде, и я ее-таки с экрана и прочитала?)
Дидактика Фарсала не только неуместна, не только ничего не дала сюжету, она еще и не вполне справедлива. Судя по описанному автором миру у них там нисколько не лучше, чем у нас.

PS Ну и название толком не имеет отношения к содержанию, кстати.

Neznat 3 апреля 2013 г., 10:08

№16
Маруся. Книга 2. Таежный квест
Сергей Волков
ISBN:978-5-904454-09-8, 978-5-904454-16-6
Год издания:2010
Издательство:АСТ, Этногенез
Серия:Проект Этногенез
Язык:Русский

Ну что, уговорили, прочитала я вашу "Марусю". Начала, правда, не с той книги, но прочитанного вполне достаточно.
Книга написана скучно, примитивно, коротенькими простыми предложениями. "Убежать было нельзя. Спрятаться некуда. Оставалось только смириться и идти вперед. Идти было тяжело".
В одной из глав автор внезапно переходит на инверсии: "... обирает росомаха капканы, ловушки... Совсем не приручается росомаха... сохраняет дикую ненависть к человеку... Взрослому быку не уступала она ни ростом, ни весом". К счастью, эта болезнь у него быстро проходит.

"Маруся2" действительно квест. Героиня движется из непонятно откуда непонятно куда с целью убить своего отца. То есть она, конечно, не хочет этого делать, но в тайге просто нет иных ориентиров, кроме полученных. По дороге она находит помощников, аптечки и запасы, врагов и супер-боссов, артефакты, лут и NPC.

Тайга в описани Волкова напоминает пробку на Садовом кольце. Куда не пойдешь - какая-нибудь аномальная зона, мутанты, морлоки, еху, клоны, да мистические персонажи. Мутанты, к слову, продуманы не лучше чем у Глуховского. Перебор с глазами, недобор с шерстью, да великанский рост. Например, комары размером с курицу. Интересно, как проходит их жизненный цикл в тайге.

Герои въезжают в сюжет, как белые рояли. Фигак - толпа корейцев, фигак - Хранитель. Отмечу, что два персонажа на прощанье целуют несовершеннолетнюю Марусю в губы. Первый раз это делает девушка. Второй раз тот самый загадочный Хранитель.

Сама героиня вызывает раздражение. Она из тех людей, кто придя в сознание не спрашивает "Где я?" а кричит "Дура!" Она паникует, орет, убегает, ничего не знает и знать не хочет. В походе ей становятся тяжелы сапоги, и она ножом вырезает из них босоножки. Автор утверждает в интервью, что в книге Маруся растет над собой. Ну, как сказать. В финале ее настолько плотно опекают, окружают всякими пророчествами, что как-то проявить себя ей сложно. Очень сомнительной мне кажется философия ее Хранителя - он учит девочку не задавать вопросов, а находить ответы самостоятельно в своем сердце. В следующих томах, боюсь, это превратится в максофраевщну. В сложной ситуации решение просто будет всплывать из подсознания, без всяких предпосылок.

Ни одна сюжетная нить в этом томе не доведена до конца. Более того, суть квеста - убить отца - ближе к финалу внезапно меняется на "найти оракула и задать ему вопрос, а какой не скажем". Остается впечатление от игры в лохотрон. Ой, обманули, ну надо же. А может, еще денег потратить, и все-таки выиграю?

Neznat 3 апреля 2013 г., 10:20

№17
Викинг. Белый Волк
Александр Мазин
ISBN:978-5-17-073097-1, 978-5-9725-1998-9
Год издания:2011
Издательство:АСТ, Астрель-СПб
Серия:Историческая фантастика. Эпоха Империй
Язык:Русский

Есть такая компьютерная игра - Skyrim. В ней можно проходить центральный сюжет, а можно долго, очень долго развлекаться побочными квестами. Там десяток медведей завалить, тут пещеры от разбойников очистить, еще где-то на мамонта поохотиться и так далее.

Вторая книга Александра Мазина из серии "Викинг" напомнила мне прохождение побочных квестов в Skyrim. Видимо, рассчитывая написать еще с десяток продолжений, автор не стал возиться с основной сюжетной линией. Ее нету. На тролля напал, ферму купил, соседей разграбил, к соседке забежал, потрахался, подрался, снова к соседке, и так далее. Местами это даже не "Скайрим", а Sims какой-то.

Из второго тома невозможно выяснить, зачем судьба, боги или еще какие силы забросили мастера исторического фехтования Николая Переляка в 9 век. Чтобы он там всех баб герпесом заразил и познакомился с практикой лечения местных венерических заболеваний без антибиотиков? Даже плохонького прогрессорства нету. Все, что россиянин смог вспомнить из достижений XXI века, это использование удобрений. И велел рабам раскидать коровий навоз по полю, а свиной сложить в яму подальше. А то бы викинги без него не разобрались!

Есть и другие причины, почему я желающему прочитать что-то на тему героизма в условиях севера, рекомендовала бы поиграть в "Скайрим", а не читать Мазина.

В "Скайриме" красивые пейзажи. Мазин не радует нас описаниями нордической природы, что, возможно, и к лучшему. См. следующий пункт.

В "Скайриме" богатая и оригинальная мифология. У Мазина мифология известная, Эдды, саги. Отличная база для фентези, в самом деле! Беда в том, что герой пересказывает содержание Эдд лексиконом школьника из 90-х, посмотревшего фильм со Шварценнегером.

Со "Скайримом" можно погрузиться в суровую, но сказочную атмосферу и забыть о современном мире. Мазин такого не позволяет. Ладно уж, попаданец развлекает местных переводами Высоцкого и бородатыми анекдотами. Этим страдают почти все попаданцы. Но он находит даже время посетовать о современном Париже, где больно много "черных", брелоками торгуют, вот какое безобразие!

Наконец, в игре вы можете выбирать свою линию поведения. Хотите, массовым убийцей становитесь, хотите - благородным героем, хотите - хитроумным вором. Читая книгу Мазина, вам остается только наблюдать за приключениями свиньи. Никакой рефлексии, никакого внутреннего конфликта. Николай Переляк был просто создан для 9 века. Иногда он, конечно, задумывается: не слишком ли он добр и мягок для этого времени, но когда дело доходит до экшена, раздумья отступают.

Например, решил друг героя с ним побрататься. Обменялись кровью. Теперь надо обменяться семенем. Нет, не так как вы подумали: "гомосячества" (так у автора) герой не принимает, разумеется. Берут рабыню. Герой ее трахает, потом побратим. "Как выяснилось, тот факт, что я пользовал девку (ничего особенного, крепенькая, но сонная какая-то - чисто физиологический професс) первым, тоже имел мистический смысл". Потом берут раба, вырезают у него на коже руны, вешают на дереве. Герой только радуется, что руны вырезают на коже, если бы кожу сдирали, как в совсем древней древности, ему бы было неприятно.
Можно предположить, что мягкотелый наш современник просто не выжил бы в таких условиях. Но я считаю, что зависит это только от воли и таланта автора. Мазин решил их не использовать.

Секса в книге много. Помимо физиологических процессов с девками, есть страстные соития со знакомой благородной дамой. "Пока мои усы и борода (мокрые, ну да ладно!) и, само собой - язык ласкали и дегустировали восхитительные, что на вид, что на ощупь, трепетные перси, рука уже добралась до сердцевины раковины". Есть также сватовство к ее дочери. Одна беда, девушка очень корыстна. Ну ничего, герой к этому привык. Он вспоминает "наше время" и характеризует женщин анекдотом: "В этом году, как и в прошлом и позапрошлом, на конкурсе технических возбудителей для женщин снова с большим отрывом победил "шестисотый мерседес".

Вернусь к сравнению со "Скайримом". В этой игре, даже если уже здорово раскачался, все равно можно встретить какого-нибудь злобного тролля, который уложит тебя одной левой. Чтоб не зарывался. Предсказуемо, у Мазина все куда проще. Хотя герой меньше ростом и физически слабее викингов, он все равно побеждает. Ведь он мастер спорта по фехтованию, знаток болевых точек, а еще он удачлив и ему зачем-то помогают боги. Кстати, несмотря на все заигрывания с местными божествами, что-то в душе не позволило герою в критический момент отречься от Христа. Мораль +100.

Neznat 3 апреля 2013 г., 10:21

№18
Русский хан
Владимир Лошаченко
ISBN:978-5-4226-0182-0
Год издания:2012
Издательство:Крылов
Серия:Историческая авантюра
Язык:Русский

Когда я училась классе в 6, была у меня одна мечта. Будто бы я нашла Волшебный Мешок, из которого можно достать все, что угодно. И я проводила приятные минуты, во всех подробностях представляя себе то, что я оттуда достану. Эта книга очень напоминает такую же игру. И написана она со всем талантом и энтузиазмом малограмотного шестиклассника, зудом пубертатного подростка и бредом престарелого параноика.

Полностью отвечая идеологии издательства "Крылов" и серии "Мужской клуб", книга начинается с фразы: "Шашлык бабья не терпит".
А дальше наш герой идет к своему мотоциклу за водкой и проваливается в тринадцатый век вместе с водкой и мотоциклом.

В тринадцатом веке герой немедленно находит подстреленную тигрицу и приручает тигренка. Затем обнаруживает, что приобрел и суперсилу. Затем, что во времени провалилась также автозаправка с сараем и карабином Сайга. На 14 странице герой обнаруживает, что также приобрел суперскорость. На 16й прет на мотоцикле через сибирские леса, 90 км за три с половиной часа. На 17й убивает ножом медведя (нож прошел насквозь: горло - затылок).

18я страница - герой спасает дочь башкирского хана от нападения волков. Конечно, девушка невероятно красива, она влюбляется в героя, становится его женой и рожает ему сына. Башкиры выглядели "ярко и импозантно: много золота, перстни, цепи, дорогое оружие".

Тут наш герой задумался. А зачем его закинуло в прошлое? Наверное, чтобы спасти Русь от монголо-татарского нашествия. И точно. Очень скоро башкиры отдают ему удивительную находку, которую когда-то обнаружили. Склад оружия XX века с боеприпасами. Пулеметы, минометы, мины...

Первым делом герой раскатывает булгур. В процессе обнаруживает у себя дар регенерации.

Но всего набранного мало для борьбы с игом. Так что скоро героя находит особист из далекого будущего, узнает в нем будущего царя всея Руси и дарит ему:
- прививку атлантов (деблокиратор мозга, продлевающий жизнь до 250-300 лет и дарующий супер-способности),
- ноутбук с шлемом и функциями обучения (иностранному языку за час, например) и синтеза (скажем, мешок золота или лесопилку - как нечего делать).

После встречи с потомком герой "очнулся под утро с пересохшей глоткой и дребезжанием всего организма", но вскоре обнаружил "могучую ясность мышления, мгновенное понимание обстановки" и даже пробудившуюся генетическую память.

Пришла пора объединять Русь. Сами понимаете, владимирский князь был "козлом редкой масти", так что его, да и всех остальных князей и бояр наш герой быстро повывел. Но нашлись у него и могущественные враги. Кто же? Конечно, "янкесы"! Несколько американцев тоже отправились в прошлое и пытались играть на стороне монголов. "Заварил кашу Джордж Саймур - бывший резидент внешней разведки Америки. Отличался просто паталогической ненавистью к России. Я вышел на еще одного мракобеса - ученого, занимавшегося проблемами времени. Короче, эти чмошники решили стеречь Россию с лица земли. Подло и грязно, как всегда, чужими руками". Но вот беда, никаких суперсил у них не было, да и оружия с гулькин нос. Герой очень быстро всех поубивал, в основном, подослав к ним убийц.

И чего только не сделал ГГ для развития Руси. Обучил местных готовить шашлык, плов, пельмени. Женщин - носить белье и каблуки. Заодно и в правах уравнял. Построил заводы, начал добычу полезных ископаемых. Электричество получал с ветряков. Ввел медали с орденами, валюту, спецназ и гвардию, языкам учил, бороды брил, школы основал, кадетское училище, пансионат для девочек, кукол на синтезаторе натиражировал, убийц и насильников поперевешал... В общем, благодетель.

Прививка атлантов действовала. Герой освоил телепатию, исцеление наложением рук, гипноз, предсказание будущего, чтение аур, бесконтактный бой. Короче, "Орда агонизировала, полный писец".

Но тут на пути герою встретилась красавица Людмила. Она тоже была из будущего, отдаленного и уже измененного. В будущем не произошло революции и прочих безобразий, но году так в 2025 очередного императора Руси сбила с пути истинного дама по имени Сара Боруховна (а как иначе?) Отравила царя, разогнала хороших министров, поставила везде плохих, посадила на трон сына Изю и развела в будущем Ад и Израиль.

Людмила же была хорошей девушкой:

"Нами овладела всепоглощающая страсть, девушка оказалась неопытной в любви, но очень ласковой и нежной, с бешеным темпераментом.
- Да ты девственница, ласточка моя!
- Тебя ждала, Володечка.
Бурные любовные ласки продолжались всю ночь, только под утро, опустошенные и счастливые, мы заснули в объятиях друг друга".

Автор решил не создавать герою проблем. Жена, Марьям, одобрила появление новой женщины на супружеском ложе. В конце концов, у ГГ ведь еще и суперпотенция.

На 246 странице герой получает магический компас, указывающий направление к залежам золота и драгоценных камней.

Разбив орду, герой объехал Русь и везде навел порядок. Столицу в Москве основывать не стал, так как москвичи все жлобы. Единственный приличный князь, по мнению автора, был рязанский Федор. У него "пшеница на аккуратно обработанных полях росла густо и вымахала по холку... коня... далеко совдеповскому сельскому хозяйству до наших предков".

Много, много в этой книге чудес. "На заднем дворе сынишка азартно тюкал маленьким топором... Других игрушек у него не было - я запретил". Или вот, герой привез из 20 века подарок мальчику-сироте из 13: "...братец все ходил вокруг игрушечного самосвала, потом не выдержал и заплакал".

Наведя порядок в прошлом, герой отправляется в будущее, разбираться с Сарой Боруховной. Синтезировал себе боевую машину, взял товарища (да, он встретил в 13 веке еще одного попаданца с боевым опытом из 90х). На месте легко ворвался в Кремль, всех олигархов с министрами к стенке, царицу в бордель, царевича на галеры, написал программу в стиле "отнять и поделить", на трон посадил любовницу с ребенком (герой-то не дурак, жен в одном времени содержать) и для надежности приватизировал на имя любовницы пару нефтевышек.

Что делать дальше с героем, автор не знал, поэтому закинул его в 1980й год, где, несмотря на деятельность героя в прошлом, ничего не изменилось. Владимир с Семеном (вторым попаданцем) решают наменять золотых динаров на доллары, зная о предстоящем дефолте, и снабдить деньгами, машинами и недвижимостью своих родителей. Герой активно раздает взятки, отстреливает робкую братву восьмидесятых, приобретает дом в заповедной зоне, а также заводит себе третью любовницу. Тут творческий пыл шестиклассника был явно подавлен пубертатными мечтаниями:

"Хоть я и неопытная в плане секса, но десять оргазмов получить... Володя, я от Светки слышала, есть один способ - хочу отблагодарить тебя, - и нежно поцеловала мой блудень французским поцелуем". "Вскочил с кровати и поставил их наклоном вперед. Красивые попки, ничего не скажешь, но мне не туда, а пониже. Поочередно вторгаясь в лоно каждой, довел до оргазма обеих. Без остановки уложил девушек в кровать и продолжил в ураганном темпе... Кончили втроем одновременно..."

Отмечу, что ко второй трети книги редактор, очевидно, ушел в запой с горя, поэтому там полно опечаток и нелепиц типа "Гранатовой палаты" или "солнечного масла".

А концовки никакой нет. В очередной переход герои угодили во времена Великой отечественной. Туда им и дорога.

Neznat 3 апреля 2013 г., 10:22

№19
Пленница Гора
Джон Норман
ISBN:5-7632-0109-4
Год издания:1996
Издательство:Армада
Серия:Фантастический боевик
Язык:Русский

— Да! Да! — кричала я, открывая свои объятия и этому солнцу, и этому горианскому небу, и всем остальным небесам, распростершимся над другими далекими и близкими мирами. — Да! Я хочу хозяина! Я хочу найти себе хозяина!"

Вспомнила сегодня о таком примечательном авторе как Джон Норман и решила быстренько прочитать что-нибудь из его бесконечного цикла о планете Гор.

Джон Норман знаменит тем, что написал огромное количество книг о том, что истинное предназначение женщины - быть рабыней мужчины, в том числе и сексуальной. Его сериал представляет собой неудобоваримую смесь приключений мускулистых мужиков, мужского доминирования над прекрасными, но тупыми и обыкновенно голыми женщинами и невыносимого занудства.

Дело в том, что Норман ученый, философ, он очень старательно пишет свои книги. В них масса технических деталей. Какие используются паруса, как ловят рыбу, куда текут реки, какова местная политика... Все это бла-бла-бла вкладывается в уста какому-нибудь охраннику, который только что порол очередную голую женщину, и, ясное дело, рвет шаблон.

В данном романе речь идет от лица женщины. Жительница Нью-Йорка была похищена инопланетянами и доставлена на Гор, чтобы стать рабыней. Это нормальная практика для планеты Гор, местные все время высматривают на Земле красоток и воруют их. Но тут еще затесалась небольшая интрига. Элеоноре хотели поручить отравить своего хозяина, героя многих книг из цикла.

По возвращении на Гор корабль похитителей атаковали, и Элеоноре удалось бежать. Правда, недалеко. Она тут же встретила местного работорговца, он ее выпорол и повез продавать. Всю книгу девушка мыкается в рабстве, и самому интересному, интриге с отравлением, посвящается совсем немного времени и места. То есть, к сожалению, сюжет вязнет в болоте авторской идеологии.

О раскрытии характера героини и нечего говорить. Автор лукавит, чуть ли ни не каждой странице вкладывая в уста Элеоноре что-нибудь вроде: "Как я, Элеонора, женщина с Земли, могу ублажать этих мерзких мужчин!? Я свободная женщина!" Но, на самом деле, Норман с самого начала сделал Элеонору психологическим никем. Мы знаем, что она богата, красива, хорошо училась. Все это абстракции. Она абсолютно одинока, у нее нет контакта с родителями, нет друзей, возлюбленных. Несмотря на хорошее образование, она работает моделью. Вся ее самооценка основана на внешнем и материальном: "у меня есть много денег и дорогая машина, вернусь на Землю, куплю себе еще дороже".

При первой же встрече с горианскими рабынями Элеонора отмечает про себя, что 11 из 19 - красивее нее! Ужас! То есть вот стояла и подсчитывала. А что голые женщины впряжены в фургон, она только потом заметила, когда ее саму запрягли.
Элеонора прекрасно включается в горианскую систему. Она помыкает низшими, пресмыкается перед высшими. Гор, вообще, очень одинокий мир. Из-за авторской повернутости на иерархии, тут практически отсутствуют отношения равных. Здесь нет друзей. А Элеонора друг никакой. Даже в состоянии несвободы умудряется поднасрать. Если может унизить другую рабыню, обмануть или свалить на нее свою работу - так и делает.

В общем, автор хотел доказать, что всякая женщина в душе рабыня (а кто нет, та и не женщина толком), и дал своей Элеоноре все качества, которые нужны для подтверждения его правоты. Естественно, в финале она покорилась мужественным объятиям крутого самца, и с удовольствием работала, например, в борделе.

Получается странный эффект. Роман о моральном падении (де факто), которое подается как взлет (по вере автора), и которое является ни тем, и не другим, а сплошной плоскостью, ведь Элеонора не меняется, она лишь попадает в подходящую среду.

Несмотря на большую долю эротики, всяких сковываний, связываний, изнасилований и побоев - тут есть даже сидение в коробке, где приходится гадить под себя - действие выглядит каким-то стерильным. Героиню бьют в лицо кулаком так, что она отлетает в сторону, но о брызгах крови, следах, сломанном носе мы ничего не узнаем. Мир Гора порядком отфотошоплен. Тут как будто не натирают мозолей, не стареют, не беременеют, не менструируют, не теряют зубов... Дети за весь роман упоминаются дважды, старики вообще ни разу. Вообще, при всей мелочности Нормана и внимании к деталям, достоверности не получается. Ну не будет из женщины роковой соблазнительницы ночью, если весь день она пашет по хозяйству, причем уклад варварский, перчаток там не выдают.

Утверждают, что в реальных магазинах сочинения Нормана сняли с продаж из-за протестов феминисток и неофициального черного списка продавцов, но я думаю, тут никакой черный список не нужен. В какой-то момент продавцы сами почитали, что он пишет, и подумали: "Не, ну боевое фентези и так трэш, но это-то же какой-то совсем трындец".

Да, мужчинам о мире Нормана лучше не мечтать. Там у них правит физическая сила, поэтому велик шанс угодить в те же рабы... И даже есть риск, что в сексуальные, не-не, строго гетеросексуальные, к амазонкам. Амазонок тоже иногда ловят и перековывают в рабыни, но пострадавшим от этого легче уже не будет.

И все же, что не удивительно, на Земле существует секта гориан :)

Neznat 3 апреля 2013 г., 10:23

№20
Ритуал. Бастард (сборник)
Марина и Сергей Дяченко
ISBN:5-699-18896-7
Год издания:2006
Издательство:Эксмо
Серия:Стрела Времени
Язык:Русский

Сюжет фентези, в котором похищенная драконом девушка влюбилась бы в дракона, напрашивался давно. И, думаю, не одни Дяченко реализовали эту идею. В конце концов, девушка и дракон - это архитипично. Можно использовать дракона как образ мужчины вообще, можно как образ женской звериной силы или мужского анимуса, в общем, есть где разгуляться фантазии с либидо.

Итак, дракон похитил девушку, поселил в своем замке и стал у них там разыгрываться, нет, для начала только Стокгольмский синдром. Конечно, на фоне драконов-людоедов, звероящер, который тебя не только не ест, но еще и кормит, поит, дает погулять и поэзией развлекает, а самооценка у тебя всегда была ниже плинтуса... как тут не влюбиться.

Так, в любовании прибоем и бросаемых искоса взглядах проходит две трети книги, и я уже начинаю волноваться. Как-то это не по-дяченковски! Где же предательство? Где унижения? Где жаркие слезы стыда? Где бесстыдные манипуляции и психологическое насилие?

Уф. Не подвели. Только-только у наших героев все начало срастаться, как дракон подумал, что не выйдет у них ничего. И совершил типично мужской поступок. Не спросив, что об их совместном будущем думает любимая, сурово сказал ей "Прощай" и улетел без шапки в ночку темную, оставив ее, как всякую настоящую женщину, думать: "Ой, наверное, это я виновата".

Дальше, наконец, пошла так хорошо удающаяся Дяченко тема отвратительных семейных отношений. Но, видимо, авторы то ли решили изменить себе, попробовать что-то новенькое, то ли задались целью похоронить сюжет в сиропе, в общем, случился предсказанный хеппи-энд. Действительно предсказанный. По ходу действия героям попалось счастливое пророчество. И оно сбылось. Вот это по-настоящему оригинальный ход для фентези!

Все остальное, в принципе, вполне укладывается в каноны женского романа. Поменяйте принца на слащавого успешного предпринимателя, а дракона - на грубоватого и загадочного дизайнера с тяжелым прошлым, замки на особняки, пьяные вылеты в грозу на пьяные гонки на автостраде, стихи можно оставить, и вы увидите, что таких романов очень, очень много.

PS Жаба - это земноводное, а не рептилия. Редактора, ау?

Neznat 3 апреля 2013 г., 10:24

1 2