Мистика, готика, привидения, старинные замки, ужасные тайны обитают здесь.
Большой толковый культурологический словарь (Вече - АСТ, Москва, 2003) дает следующее определение слову "готика":
"Готика - (итал. gotico - букв. готский, варварский) - художественный стиль, существовавший в Европе между XII и XVI вв., связан прежде всего с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством. Для Г. стиля характерны устремленность ввысь, ажурные башни, стрельчатые окна, сложный орнамент (витражи); за легкость и ажурность его называли застывшей, или безмолвной, музыкой, "симфонией в камне". Ведущим архитектурным типом Г. был городской собор со стрельчатой крышей. Наиболее известные готические сооружения - Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, Ратуша в Брюсселе и др."
Ознакомившись с таким определением, невольно придешь в известное недоумение, когда натолкнешься на образчики современной масс-культовой продукции, в наименованиях которой присутствуют слова "готика" и "готический".
Дальше...
Становится очевидно, что понятие претерпело серьезную трансформацию и вряд ли сохранило хоть толику былого смысла. Ибо готика, как можно прочесть в "Закате Европы" Освальда Шпенглера, является художественным стилем лишь во вторую очередь; она прежде всего выражает особый склад мышления, особую его направленность, характерную для эпох Средневековья и Ренессанса. Это мышление устремлено вверх, оно насквозь прагматично, оно ориентировано на познание - как природных явлений, так и Бога; из этого порыва рождается как религиозная схоластика, так и научный прогресс. Под готикой можно понимать особую систему отношений с миром, попытку оторваться от земли в духовном и физическом смысле, намерение овладеть природой. Отсюда и характерная готическая архитектура с ее устремленностью в небеса, шпилями и башнями, строгими формами и прочным фундаментом.
А потому к возникшему в XVIII столетии готическому литературному стилю в его традиционном понимании все перечисленное имеет лишь косвенное, опосредованное отношение.
Если придерживаться прежнего понимания готики как ориентированности на познание, как дерзновения духа, то готическими произведениями окажутся весьма неожиданные, на первый взгляд, труды. К ним уместно отнести "Божественную комедию" Данте, "Потерянный рай" Мильтона, "Фауста" Гете и "Фауста" Фридриха Максимилиана Клингера, "Монаха" Мэтью Грегори Льюиса и (с определенными оговорками) "Монаха" Антонена Арто, почти нашего современника. А в музыке, на взгляд автора этих строк, оптимальным выражением готического являются творения Иоганна Себастьяна Баха. Но готика как стиль, как направленность мысли, подобной острому шпилю, к звездам и самом Творцу - что свойственно западной культуре вообще, если опираться на того же Шпенглера - постепенно стала сходить на нет, укрываясь большей частью в философских штудиях. Что до художественной литературы, то она начала проникаться совсем иным духом. В опустевших готических замках, в мрачных соборах и дворцах появились новые постояльцы. Познание ушло вперед достаточно далеко, чтобы сделаться слишком сложным и утомительным для обычного человека - рядового читателя, как мы выразимся сегодня. Он уже не мог угнаться за дерзкой, ученой, готической мыслью, за этим познанием, однако осталось Непознанное. И вот оно-то и обосновалось в покинутых средневековых строениях - надежно и прочно. Начиная с XVIII века все готическое медленно, но верно стало приравниваться к ужасному, таинственному и неизведанному.
Свернуть
Ветка комментариев
Спасибо;)
Кстати,не читала;)
Классная аватарка!
Спасибо, сегодня их стооолько поменяла, решила на любимой Биркин остановиться. Надеюсь, ее не удалят как слишком пошлую))))
А я только эту и увидела.
Но еще долго буду домик с ножками высматривать;)
В моменты печали от расставания с ним, буду иногда мелькать ;)
:)