Мужчина и женщина — 80 книг

№1
Мечтательница из Остенде (сборник)
Эрик-Эмманюэль Шмитт
ISBN:978-5-395-00310-2
Год издания:2008
Издательство:Азбука-классика
Серия:Белая серия (мини)
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур первый
4½ из 5
Мужчина о женщине

Julia_cherry 29 марта 2015 г., 10:46

№2
Дьявол в раю (сборник)
Генри Миллер
ISBN:5-7331-0067-2
Год издания:1995
Издательство:Гуманитарное Агентство "Академический Проект"
Серия:Библиотека первого перевода
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур первый
4½ из 5
Мужчина о мужчине

Julia_cherry 29 марта 2015 г., 10:47

№3
Замок на песке
Айрис Мёрдок
ISBN:978-5-699-29211-0
Год издания:2008
Издательство:Эксмо
Серия:История любви
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур первый
Женщина о мужчине
4½ из 5

Julia_cherry 29 марта 2015 г., 10:48

№4
Сто лет
Хербьёрг Вассму
ISBN:978-5-271-30301-2
Год издания:2010
Издательство:Астрель, Corpus
Серия:Corpus [roman]
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур первый
Женщина о женщине
4½ из 5

Julia_cherry 29 марта 2015 г., 10:48

№5
Новая жизнь
Орхан Памук
ISBN:978-5-367-00390-1, 975-470-445-7
Год издания:2009
Издательство:Амфора
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур второй. Заявка # 1
Мужчина о мужчине
r40-darkgreen.png

Julia_cherry 10 сентября 2015 г., 09:38

№6
Женщина в зеркале
Эрик-Эмманюэль Шмитт
ISBN:978-5-389-04124-0
Год издания:2013
Издательство:Азбука, Азбука-Аттикус
Серия:Азбука — бестселлер (мини)
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур второй. Заявка # 1
4½ из 5
Мужчина о женщине

Julia_cherry 10 сентября 2015 г., 09:33

№7
Персики для месье кюре
Джоанн Харрис
ISBN:978-5-699-65835-0
Год издания:2013
Издательство:Эксмо
Серия:Пленительный роман. Проза Джоанн Харрис
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур второй. Заявка # 1
Женщина о женщине
4½ из 5

Julia_cherry 10 сентября 2015 г., 09:35

№8
Полет Сокола
Дафна дю Морье
ISBN:978-5-367-01207-1
Год издания:2009
Издательство:Амфора
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур второй. Заявка # 1
Женщина о мужчине
4½ из 5

Julia_cherry 10 сентября 2015 г., 09:41

№9
Королек - птичка певчая
Решад Нури Гюнтекин
ISBN:978-5-486-03798-6
Год издания:2011
Издательство:Мир книги
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур второй. Заявка # 2
Мужчина о женщине
r40-darkgreen.png

Julia_cherry 23 декабря 2015 г., 23:54

№10
Список Шиндлера
Томас Кенилли
ISBN:5-85775-046-6
Год издания:1994
Издательство:Эрика
Серия:Бестселлеры Голливуда
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур второй. Заявка # 2
Мужчина о мужчине
r40-darkgreen.png

Julia_cherry 23 декабря 2015 г., 23:56

№11
Зорро
Исабель Альенде
ISBN:5-352-01666-8
Год издания:2006
Издательство:Азбука-классика
Серия:Azbooka. The Best
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур второй. Заявка # 2
Женщина о мужчине
4½ из 5

Julia_cherry 28 января 2016 г., 09:52

№12
Анна, Ханна и Юханна
Марианна Фредрикссон
ISBN:978-5-227-04684-0
Год издания:2013
Издательство:Центрполиграф
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур второй. Заявка # 2
Женщина о женщине
4½ из 5

Julia_cherry 24 декабря 2015 г., 00:02

№13
Женщина при 1000 °С
Хатльгрим Хельгасон
ISBN:978-5-17-085506-3
Год издания:2015
Издательство:Corpus
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур третий
Мужчина о женщине
r40-darkgreen.png

Julia_cherry 9 марта 2016 г., 16:57

№14
Хорош в постели
Дженнифер Уайнер
ISBN:5-17-024037-6, 5-9578-0869-5
Год издания:2004
Издательство:АСТ, Транзиткнига
Серия:Классическая и современная проза
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур третий
Женщина о женщине
r40-darkgreen.png

Julia_cherry 9 марта 2016 г., 16:53

№15
Как общаться с вдовцом
Джонатан Троппер
ISBN:978-5-271-45961-0, 978-5-17-077579-8
Год издания:2013
Издательство:АСТ, Астрель, Corpus
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур третий
Мужчина о мужчине
r40-darkgreen.png

Julia_cherry 9 марта 2016 г., 17:01

№16
Тень
Карин Альвтеген
ISBN:978-5-389-05944-3
Год издания:2013
Издательство:Иностранка
Серия:Психологические детективы Карин Альвтеген
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур третий
Женщина о мужчине
4½ из 5

Julia_cherry 9 марта 2016 г., 17:04

№17
Мужчины не ее жизни
Джон Ирвинг
ISBN:978-5-699-45665-9
Год издания:2010
Издательство:Эксмо, Домино
Серия:Global book
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур третий. Заявка # 2
Мужчина о женщине
r50-darkgreen.png

Julia_cherry 17 мая 2016 г., 18:11

№18
Теофил Норт
Торнтон Уайлдер
ISBN:978-5-17-057058-4, 978-5-403-01487-8
Год издания:2009
Издательство:АСТ, АСТ Москва
Серия:АСТ-Классика
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур третий. Заявка # 2
Мужчина о мужчине
4½ из 5

Julia_cherry 17 мая 2016 г., 18:09

№19
Итан Фром (сборник)
Эдит Уортон
ISBN:978-5-389-04569-9
Год издания:2012
Издательство:Азбука, Азбука-Аттикус
Серия:Азбука-классика
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур третий. Заявка # 2
Женщина о мужчине
3½ из 5

Julia_cherry 17 мая 2016 г., 17:58

№20
Эми и Исабель
Элизабет Страут
ISBN:978-5-389-04467-8
Год издания:2012
Издательство:Азбука, Азбука-Аттикус
Серия:Азбука Premium
Язык:Русский

Мужчина и женщина. Тур третий. Заявка # 2
Женщина о женщине
4½ из 5

Julia_cherry 17 мая 2016 г., 18:05

1 2 3 ...
1 2 3 4

Комментарии


Тур первый. Отчет
1. В игре мной были прочитаны следующие книги:
1). Женщина о женщине: Хербьёрг Вассму "Сто лет" . 4½ из 5
Размеренная скандинавская сага, охватывающая 100 лет жизни предков самой Хербьёрг Вассму, и частично её собственную жизнь. Забавно было читать её параллельно с Сигрид Унсет и её "Улавом, сыном Аудуна из Хествикена" - такой у меня получился объемный северный мир. Блестяще, на мой взгляд, описана Сара Сусанне, а вот Элида и Йордис оставляют кучу вопросов. Вообще, на мой взгляд, с недосказанностью тут автор немного перебрала.
2). Женщина о мужчине: Айрис Мердок "Замок на песке" 4½ из 5
Айрис Мёрдок порадовала. История эта - сугубо депрессивная, но очень достоверная. У меня она шла параллельно с "Дорогой перемен", и я в рецензии на последнюю уже грустила по поводу этого безжалостного препарирования обыденности. С другой стороны, автор тут говорила, на мой взгляд, все же не только и не просто о своем герое, её интересовала семья, как некая цельность и взаимодополненность. Похоже, что её герою внутри себя стало легче от того, что выбор за него сделали женщины. И это, конечно, женский взгляд на мужчину. У авторов-мужчин такое анатомирование собственных патологий найти куда сложнее. Хотя и бывает, конечно. У того же Ирвина Шоу, скажем.
3). Мужчина о мужчине: Генри Миллер "Дьявол в раю" . 4½ из 5
Генри Миллер в этом романе прекрасен. Знаком, недобр, но очень честен. История о том, как помощь кому-то превращается в наказание и обузу - как напоминание другим о том, что ваши благие намерения - это ваши поступки. И ждать за них благодарности по меньшей мере наивно. Каждое ваше действие влечет за собой последствия лично для вас, и люди зачастую совсем не так реагируют на заботу и внимание, как вам бы хотелось. Понятно, что Миллеру, пишущему о себе, прекрасно удалось передать собственные чувства. А вот мотивы его гостя, как и нюансы его характера, мне так и остались неясны. Знаю, что такие люди бывают, но понимания мотивов их поведения у меня не случилось. Поэтому только 4,5.
4). Мужчина о женщине: Эрик-Эмманюэль Шмитт "Мечтательница из Остенде" 4½ из 5
Тут все совсем непросто. Дело в том, что здесь я встретилась со сборником рассказов, а значит, героинь Шмитт описал несколько. И всех немного по-разному. Одну - совсем отстраненно, случайным взглядом мужчины ("Женщина с букетом"), одну - настолько изнутри, что диву даешься ("Выздоровление"). Меньше всех мне понравилось "Скверное чтение" - совсем в памяти не осталось, и "Совершенное преступление" - вот тут я слабо поверила героине. Замечательная история "Мечтательницы из Остенде" - такую женщину я представить себе могу легко, тут полный город таких старушек, с фантастическими историями жизни. И мне понравилось, как Шмитт мягко иронизирует над собой, над своим автором-мужчиной. Словом, сборник не очень ровный, хотя и замечательный.

2. Сразу признаюсь, что более сложного выбора я и представить себе не могла. Так получилось, что сначала, еще в марте, я прочитала две книги, написанные мужчинами. До написанных женщинами книг я добралась только в июне-июле. Так что впечатления сравнивать сложно - временной разрыв все же сказывается.
Кроме этого, оказалось, что две из четырех книг напрямую автобиографичны, а значит, сравнивать их героев с вымышленными не вполне корректно. Понятно, что о себе писателю достоверно рассказать несколько проще, чем о придуманном герое. Но одно хорошо. Выбрала я книги хорошие, разочарования вообще не случилось.
Вот только расставить всех по ранжиру - это как в квалификации Формулы-1, когда первые четыре места отделяет друг от друга несколько тысячных долей секунды - очень и очень условно.
4 место занимает Хербьёрг Вассму, которая в романе достоверно описала только одну из четырех своих женских героинь, а именно - Сару Сусанне. Вот ей хотелось верить, сопереживать. Элида, в целом, тоже удалась неплохо, хотя о ней много недосказано и недоговорено, и это мешало. Йордис - вообще сплошные вопросы. Наверное, Вассму тяжелее всего было писать как раз о себе и своей матери, но тогда и не стоило пытаться. Этих двух героинь я не смогла ни почувствовать, ни осознать. Поэтому доверия и не возникло. Что-то тут автор не досказала.
3 место занимает Генри Миллер. Тут все как раз наоборот. О себе Миллер пишет абсолютно достоверно. Ему сочувствуешь, сопереживаешь безусловно. Более того, книги Миллера как раз помогают лучше понять мужчину, его мотивы и увидеть женщину глазами мужчины. Но тут выше оценить Миллера мне помешала не только автобиографичность истории, но и размытость портрета того самого "Дьявола в раю". Словом, если свой внутренний мужской мир Миллеру раскрыть всегда удается блестяще, то его герой - за которым скрывается реальный французский астролог художник бездельник Конрад Морикан - кроме понятного миллеровского отвращения и возмущения никаких эмоций не вызвал. Наверное, такие люди существуют. Более того, я встречала множество таких женщин. Но вот поверить в то, что такая аргументация своих поступков будет принята от мужчины, я затрудняюсь. За что и отправила прекрасного писателя (лучшего из этой четверки, на мой взгляд) на третье место.
2 место достается Айрис Мёрдок. Она нарисовала совершенно живой портрет метущегося мужчины, который не согласен со своим сложившимся портретом неудачника, и который пытается вырваться из него, привычно опираясь на плечи женщин. Достоверность этого персонажа стоит оценивать мужчинам, но мне показалось, что тут Айрис - безжалостна и правдива. Хотя, возможно, я так посчитала как раз потому, что я тоже женщина, и примерно также оценивала бы такого мужчину в реальности.
Ну а 1 место с минимальным отрывом вырывает Эрик-Эмманюэль Шмитт с его "Мечтательницей из Остенде". Во-первых, благодаря медсестре, которая внезапно открывает в себе красавицу. Это - настолько достоверно, что я не уставала удивляться мастерству автора, описавшему мысли своей героини. Настолько глубоко проникнуть в чужую душу, в голову женщины, может, на мой взгляд, только настоящий мастер. Во-вторых, благодаря этой мечтательной старушке, которая рассказывает сказку, напоминающую на правду, или правду, кажущуюся сказкой - самой Эмме ван А. из Остенде. Тоже такой живой, что она показалась мне давно знакомой. И в-третьих, благодаря женщине с букетом - притче о любви, о верности не какому-то человеку, о верности самой идее любви. Такую женщину я легко могу себе представить, более того, я с такими сама встречалась. И важен не символ - ежедневный визит на вокзал, а вот эта неумирающая вера в то, что любимый вернется, что он поймет, что я - это лучшее, что случилось в его жизни. Так это часто у нас, женщин, сидит в голове... Что мы можем полжизни своей провести на вокзале, только для того, чтобы увидеть подтверждение своей значимости. А что потом? Можно умирать? Грустно...
Никакого общего вывода о прочитанном делать не буду, поскольку в моем случае все авторы замечательно передали внутренний мир своих героев, просто у Шмитта восхитило как раз мастерство перевоплощения, Вассму огорчила закрытостью, а вот как расставить между собой Миллера и Мёрдок - я до сих пор сомневаюсь. Сравнивать мастерство авторов было сложно, но интересно, поэтому спасибо мне за спонтанно родившуюся идею игры, и всем примкнувшим к чтению за то, что ваши отзывы так интересно читать. :)


Тур второй. Отчет.
Ура, я успела, могу продолжить! :))
1. В игре мной были прочитаны следующие книги:
1). Женщина о женщине: Джоанн Харрис "Персики для месье кюре". 4½ из 5
2). Женщина о мужчине: Дафна дю Морье "Полет сокола" 4½ из 5
3). Мужчина о мужчине: Орхан Памук "Новая жизнь". r40-darkgreen.png
4). Мужчина о женщине: Эрик-Эмманюэль Шмитт "Женщина в зеркале" 4½ из 5
2. В этом туре я сама себе снова создала трудности для сопоставления, выбрав достаточно сильных авторов, и высоко оценив прочитанные книги в целом.
Но глядя правде в глаза, героев по местам мне было расположить несложно. Хотя я и не думала, что результат будет таким.
Четвертое место в этой компании занял герой Орхана Памука, юноша, который занят поиском себя и своего места в мире. Герой тут только намечен. Он сам себя не понимает, от знакомых и близких людей бежит, всю книгу мечется среди таинственных незнакомцев с поддельными судьбами и поддельными именами, а значит, у читателя просто нет шансов познакомиться с ним поближе... О сочувствии и сопереживании для меня тоже речи не шло, а еще - слишком много автор опускал, и заставлял додумывать... Так что в моем топе герой этой книги занимает последнюю строчку.
Третье место я спокойно отдаю Джоанн Харрис и её героине Вианн Роше. На самом деле, в книге есть еще одна героиня, которую я могла бы анализировать, но она раскрывается перед читателем только на последних страницах, так что погруженности в её судьбу явно мало для всего романа. Что же касается Вианн, то её образ, что обычно для Харрис, перегружен тайнами и недоговоренностями, довольно расплывчато намекает на обстоятельства прошлого, то есть целиком отдан на откуп читателю: сколько придумаешь, столько и будет. Кроме того, сопереживала я ей всерьез только в тот момент, когда она начала варить персиковый джем и делать шоколадки, а вот любовным сомнениям - нисколько, к сожалению.
Второе место уверенно занимает мой победитель в сопоставлении первого тура - Эрих-Эмманюэль Шмитт. :) Его три женщины - все разные и странные, судьбы которых переплетены и несколько раз взаимно отражены - заставили меня сочувствовать, беспокоиться, злиться, недоумевать... Словом, зацепил меня автор отлично. На мой взгляд, лучше остальных ему удался образ Ханны, но Анна и Энни тоже оказались довольно яркими. Меньше других из этой троицы я сопереживала Энни, но тут во многом виноваты, пожалуй, стереотипы - не интересна мне голливудская тусовка по определению, так что и барышня большую часть книги раздражала. Но вот эмоции у меня Шмитт снова высек, и поверить своим героиням - заставил.
Ну а на первом месте оказался созданный Дафной дю Морье групповод Армино Фабио и его блистательный брат - профессор Альдо Донати. Оба оказались героями сложными, с прошлым, оба менялись на наших глазах, оба совершали самые разные поступки, и оба оказались достойными сочувствия и сопереживания. В этой книге приключения, таинственные события, детективная линия и "скелеты в шкафу", настолько тесно переплелись, что, казалось бы, на подробное описание героя у автора просто не хватит времени и сил, но нет. Дафна она такая Дафна, что успела выстроить целую судьбу двух мальчиков, которым так непросто будет вырасти, и найти своё место в мире... По-немногу, небольшими мазками, но она нарисовала судьбы Армино и Альдо так убедительно, что в моем топ-списке, её герои отправляются на первое место.
Забавное замечание: мне неизвестна причина, по которой я оценила героев противоположного с авторами пола выше, чем героев собственного, но так уж вышло... :)


Тур второй. Отчет № 2.
1. В игре мной были прочитаны следующие книги:
1). Женщина о женщине: Марианна Фредрикссон "Анна, Ханна и Юханна" . 4½ из 5
Замечательная семейная история, которую, как часто это бывает у скандинавов, скрепляют и несут на своих плечах главным образом женщины. И не только те три, имена которых вынесены в название, в книги важное место занимают и повитуха Анна, тезка одной из героинь, и Астрид. Мужчины среди этих ярких героинь как-то теряются...
2). Женщина о мужчине: Исабель Альенде "Зорро. Рождение легенды" 4½ из 5
В ярком приключенческом романе Исабель Альенде несмотря на то, что рассказ ведется от имени женщины, напротив, царят мужчины. Этот роман - предыстория возникновения Зорро и самой легенды о благородном мстителе, защитнике всех обездоленных и обиженых. Написано ярко, приключения, драки, интриги - если бы я прочитала эту книгу в детстве, тогда же, когда полюбила киногероя Зорро, эта книга наверняка стала бы моей любимой.
3). Мужчина о мужчине: Томас Кенэлли "Список Шиндлера" . r40-darkgreen.png
Так получилось, что этот роман я прочитала вскоре после "Выбора Софи" Стайрона. Конечно, я видела фильм. И это - безусловно важная книга, на очень значительную тему. Но написана она - как документальное свидетельство, героев в ней - слишком много, а потому главный - несколько теряется на общем фоне.
4). Мужчина о женщине: Решад Нури Гюнтекин "Королек, птичка певчая" r40-darkgreen.png
С этой книгой были у меня связаны наибольшие опасения. Почему-то я считала её неким любовным романом, наполненным интригами, страстями, слезами, любовными треволнениями.
Оказалось все намного тоньше. Героиня Гюнтекина большую часть книги занята не страданиями, а поиском своего места в мире, саморазвитием, преодолением препятствий. Конечно, конец романа сделан довольно традиционным, а потому я и снизила ему оценку, но книга оказалась весьма познавательной с точки зрения погружения в турецкие обыкновения и чужую для меня культуру, так что я смогу рекомендовать её таким же недоверчивым, не видевшим фильм, но заранее предубежденным читателям. :)

2. Каждый раз я ставлю перед собой непростую задачу, выбирая для сравнения разноплановые и довольно хорошие книги.
С другой стороны, качество книги не всегда совпадает с мастерством изображения героев. И тем не менее, мой выбор героев на этот раз не диссонирует с оценкой произведению в целом.
Четвертое место я отдаю герою Томаса Кенэлли Оскару Шиндлеру. Трансформация его из расчетливого фабриканта в спасителя евреев показана не слишком убедительно, хотя герой получился довольно ярким. Хотя тут, возможно, мне немного помогал образ, созданный Лайомом Нисоном из одноименного фильма.
Третье место достается Фериде, или Чалыкушу из романа Гюнтекина. Возможно, я мало что понимаю в мусульманских женщинах, но некоторые поступки героини мне показались довольно придуманными.
Второе место занимает благородный Зорро, чуть более, чем нужно, романтизированный, но все-таки вполне живой и достоверный. Разумный, не бесшабашный, в меру храбрый, и, главное, вовсе не такой уж неотразимый, каким он рисовался мне в детских мечтах. :)
Ну а на первом месте заслуженно оказываются Анна, Ханна и Юханна из одноименного романа Марианны Фредрикссон. Вот этим женщинам - я верила и сочувствовала безусловно. Каждая из них - была по-своему убедительна и достоверна. А кроме того, все они показались мне разными, и развивающимися в течение рассказанной истории.
Словом, в этот раз однозначно победили женщины. :)
Потом еще подумаю-подумаю, и суперотчет напишу. :)))


Тур второй. Суперотчет :)
Попытка первая, робкая. :)
1. В течение второго тура мной были прочитаны следующие книги:
1.1. Женщина о женщине: Джоанн Харрис "Персики для месье кюре". 4½ из 5
1.2. Женщина о мужчине: Дафна дю Морье "Полет сокола" 4½ из 5
1.3. Мужчина о мужчине: Орхан Памук "Новая жизнь". r40-darkgreen.png
1.4. Мужчина о женщине: Эрик-Эмманюэль Шмитт "Женщина в зеркале" 4½ из 5

2.1. Женщина о женщине: Марианна Фредрикссон "Анна, Ханна и Юханна" . 4½ из 5
2.2. Женщина о мужчине: Исабель Альенде "Зорро. Рождение легенды" 4½ из 5
2.3. Мужчина о мужчине: Томас Кенэлли "Список Шиндлера" . r40-darkgreen.png
2.4. Мужчина о женщине: Решад Нури Гюнтекин "Королек, птичка певчая" r40-darkgreen.png

2. Сначала попытаюсь объяснить, почему в моей голове герои второй заявки пересекались с первой. :)))
Сначала - самое простое. Героини Шмитта запараллелились с героинями Фредрикссон просто потому, что все они - разнообразные вариации имени Анна, и в каждом романе их по три. Анна, Ханна и Энни у Шмитта, и Анна, Ханна и Юханна у Фредрикссон. :)
Вторая параллель - тоже простая, Турция. Орхан Памук о мужчине и Решан Нури Гюнтекин о женщине.
Третья - менее очевидная. В "Полете сокола" меня преследовала военная тематика, манипулирование другими для достижения собственных целей, и то же я пыталась найти в книге Кенэлли...
Ну и последняя - совсем призрачная. Герои-символы, которые влияют на других практически волшебством собственного имени...
Вианн Роше - и - Диего де ла Вега.
Забавно, но то, что тематика совпадала, а пол героя был противоположным - я осознала только сейчас, при написании отчета.
Проиграли турки. Не знаю, почему, но эта пара задела меня меньше других.
Последнее место занимает герой Памука, как самый нечетко прописанный, за ним идет Оскар Шиндлер, как реальный человек, с едва намеченными основаниями личностных изменений.
Затем разместилась необоснованно таинственная Вианн Роше. Пятое место занимает малопонятная мне Феридэ Гюнтекина.
На четвертом расположилась Исабель Альенде, и её немного чересчер романтизированный Диего де ла Вега, он же Зорро.
Третье место занял Шмитт, и его компания барышень разных эпох - Анна, Энни и Ханна.
Второе (с микроскопически отрывом) заняли скандинавские женщины с непростой судьбой - Анна, Ханна и Юханна, мастерски описанные Марианной Фредрикссон.
А вот на первом неожиданно для меня разместились Альдо Донати и Армино Фабио. Я не просто включилась в их сегодняшнюю жизнь, я сопереживала им в детстве, я понимала мысли и страхи Армино... Они оба были живыми для меня, как и тот ужас, который один из них создавал вокруг себя.
Словом, победа достается Дафне дю Морье.


Третий тур, отчет #1.
1. В рамках этой заявки мной были прочитаны следующие книги:
1). Женщина о женщине: Дженнифер Уайнер "Хорош в постели" . r40-darkgreen.png
История, которая начиналась довольно интересно. Толстушка, которая погрязла в комплексах, получает возможность посмотреть на свою жизнь со стороны, читая о себе в колонке бывшего парня. Ну а потом начинается женский роман, когда все проблемы решаются благодаря разным счастливым случайностям. Высокая оценка этой книге сложилась благодаря началу. Конец явно подкачал.
2). Женщина о мужчине: Карин Альвтеген "Тень" 4½ из 5
Семейная драма, скелеты в шкафу, детектив - все это в лучших традициях мрачных скандинавов. Замечательно удались автору и семья Алисы с Акселем, и, особенно меня впечатлила, семья сына Акселя - Яна-Эрика и его жены Луизы. Полбалла сняла за то, что не поняла мотивы Герды, так долго скрывавшей правду. Но интрига отличная, хотя и легко раскрывающаяся.
3). Мужчина о мужчине: Джонатан Троппер "Как общаться с вдовцом" . r40-darkgreen.png
История о том, как мужчина, внезапно овдовевший, находится в состоянии шока в течение года, забыв всю свою прежнюю разгульную (до брака) жизнь, и постепенно превращается в ответственного внимательного отца, и возвращается к жизни. Написано неплохо, но сама ситуация доверия не вызывает. Совсем.
4). Мужчина о женщине: Хадльгримюр Хельгасон "Женщина при 1000 °С" r40-darkgreen.png
Очень противоречивый портрет очень старой женщины, которая готовится к смерти, поражает окружающих своей эксцентричностью и постепенно раскрывает читателю обстоятельства своей шокирующей судьбы. Особенно интересно это потому, что основой книги послужила встреча с реальной женщиной, некоторые потрясающие обстоятельства жизни которой в романе и поданы в художественной обработке. Говорят, в Исландии этот роман вызвал скандал.
=========================
Дочитав сегодня последнюю из четырех выбранных в игре книг, я поняла, что попытка сравнить этих авторов на равных провалилась еще до старта. Во-первых, потому что скандинавы бьют американцев по всем фронтам, а во-вторых потому, что глубоко сопереживать мне не пришлось ни в одной из выбранных книг - герои были интересны, но не близки мне ни в чем. Самое странное при этом в том, что выбрать последнее место оказалось непросто - книги все довольно неплохие, даже, наверное, хорошие.
И все же, на четвертом месте я размещу героя Джонатана Троппера, которому я верила очень мало. Слишком по-американски правильным получился его герой, слишком чуждым мне эмоционально и национально. И, кстати, сейчас обстоятельства его жизни я помню настолько плохо, что уже и нет ощущения, что книгу я прочла предпоследней.
С третьим местом вышло труднее всего. Возможно, потому что я читала обе книги с интересом, но в обеих осознала послевкусие недосказанности, и при этом выстроенности книги. И все же по здравому размышлению на третье место отправляется героиня Дженнифер Уайнер, которая толстеет и худеет по собственной воле, и сказочным образом находит своего героя, выбираясь из руин жизни в сияющие выси. Начало было довольно неплохим, хотя и очень нелогичным, а вот конец явно подкачал, свалившись в женский роман о том, что негодяи будут наказаны, а принц на белом коне непременно нарисуется на давно немытой лестничной клетке девятиэтажки в Биберево. :(
На втором месте разместилась героиня Хельгасона - очень едкая, даже желчная старушка, с очень непростой судьбой, со странными поступками и грузом тяжелых воспоминаний. Не могу сказать, чтобы она мне очень понравилась, но её историю я прочла с большим интересом, и из всех героев жалела только её. Правда, не во всем её понимая.
Ну а первое место уверенно занимает герой Карен Альвтеген, всю жизнь гнавшийся за славой писатель Аксель Рагнерфельдт. Конечно, сочувствовать или сопереживать этому человеку - мысль для меня запредельно невозможная, но его жизнь, как и судьбы всех тех, кто составлял его окружение, мне были очень интересны. Больших открытий не случилось, но рассказанная история задела меня сильнее всех прочих. Мало того, я даже испытала к описанному Альвтеген герою неприятные чувства, что очевидно свидетельствует о мастерстве писательницы.
В общем, победа присуждается скандинавам, и женщине-писательнице. :)


Третий тур, отчет #2.
Не зря Женя хихикал надо мной в момент выбора книг, потому что оценить героев оказалось запредельно сложной проблемой. Хоть и победили (как и проиграли) однозначно американцы. :)))
1. В рамках этой заявки мной были прочитаны следующие книги:
1). Женщина о женщине: Элизабет Страут "Эми и Исабель". 4½ из 5
Эмоционально книга неожиданно очень зацепила. Не знаю, почему выигрывает история глазами Исабель, матери, наверное, просто потому, что её чувства я понимаю лучше, но пока читала, меня не покидало ощущение тоски, беспросветной печали и одиночества этой женщины, в котором она только и может цепляться за мечты о счастливой судьбе дочери. Особенно ужасны, конечно, её мечты о любви Эвери. Это ж до какой степени надо себя не ценить, и не уважать, чтобы польститься на эти скучные серые штаны? :(
Впрочем, об Эми автор тоже пишет прекрасно. Особенно о том, как развивается в ней чувство к мистеру Робертсону, как она мечтает, фантазирует о счастливом будущем, надеется на "спасение", ненавидит мать за вмешательство. И главное, как она не понимает и не видит реальности. Вот тут у меня просто холодело в груди. На месте Исабель я бы эту сволочь, наверное, просто прибила.
2). Женщина о мужчине: Эдит Уортон "Итан Фром". 3½ из 5
Из всей выбранной четверки это самая слабая книга. Даже не знаю, почему, но характеры героев выглядят настолько придуманными и умозрительными, сама ситуация - настолько искусственной, что я вообще не понимала, как всем им можно всерьез сочувствовать? Хорошо, что книга эта - самая небольшая, потому что достоинств в ней настолько мало, что более серьезный объем я бы вообще вряд ли осилила. Особенно раздражали, конечно, описания жены Итана - вставная челюсть упоминалась чуть ли не в каждой строке, а сам "герой" таковым был разве что в собственных глазах. Даже девушка поняла, что ждать от него - нечего. Единственное, чему я порадовалась - такое точное описание психологической игры "больной". Когда забота о больном становится единственным основанием отношений, и болезни появляются именно для того, чтобы отношения продолжались. А в итоге - брак, который извне не разрушить.
3). Мужчина о мужчине: Торнтон Уайлдер "Теофил Норт". 4½ из 5
Этот роман, как и его герой - невероятно крут. Теофил Норт напомнил мне Феликса Круля. Только Круль манипулятор с явным знаком минус (все для собственного физического и имущественного удобства, как и талантливый мистер Рипли), а знак у Норта колеблется между плюсом и нейтралью, поскольку в своих поступках он исходит все-таки из собственных представлений о благе, не соизмеряясь с возможностями воспринимающей стороны, но благо стремится оказать все-таки другому, страждущему. :)
Крайне интересно было задуматься об ответственности благотворителя за свои благодеяния, о том, всегда ли помощь со стороны способна решить проблемы страждущих, в общем это книга системообразующая, и я очень рада, что, наконец, с ней познакомилась.
4). Мужчина о женщине: Джон Ирвинг "Мужчины не её жизни". r50-darkgreen.png
Джон Ирвинг в очередной раз ошеломил. За последние пару лет я прочитала уже третий его роман, и каждый раз меня поражает, как глубоко и подробно автор рассказывает о тех людях и обстоятельствах жизни, которые его заинтересовали. Здесь снова поднималась тема творчества в целом, и писательского творчества в частности. Потому что писатель тут не только Джон Ирвинг. Он подобрал себе довольно яркую компанию. Самовлюбленный Тед Коул с его ордой поклонниц, Марион, несчастная мать, живущая внутри старых фотографий, талантливая изломанная Рут, невозможно любящий Эдди. Но роман Ирвинга - не только о творчестве. Здесь очень ярко рассказана история взаимоотношений дочери и отца, до деталей раскрыт эпизод взаимоотношений писателя и поклонницы, предельно откровенно показаны сексуальные терзания юноши, вывернут изнутри наружу скованный только формальностями брак... Самое ценное в Ирвинге - несмотря на то, что в жизни такие персонажи тебе никогда не встречались, и даже представить себе их никогда бы в голову не пришло, но так живо и ярко они описаны, что ни на секунду не усомнишься - да, это совершенно реальные люди. Единственное, кто смотрелся принцем из сказки - отставной полицейский, но мне кажется, Рут его все-таки заслужила.
==========================
В общем, на этот раз с выбором книг я настолько зажгла, что расставить между собой героев оказалось почти невозможно. Хотя я и попробую.
На четвертом месте остается герой, описанный женщиной-писательницей - Итан Фром. Верила я ему мало, а уж сочувствия и вовсе не было. Слабый характер, ведомый, увлекающийся. Ни глубоких чувств, ни реальных действий. Стенания, страдания. Только и смог сделать за свою жизнь, что свою и чужие судьбы покалечил. :(
С третьим местом, которое умчалось от четвертого на круг, оказалось намного сложнее. Потому что герои всех трех оставшихся книг задели за живое, вызвали интерес и сочувствие. Расставить их между собой - задача невероятно сложная. И все же, пожалуй, меньше всего из них нуждался в моем участии уверенный в себе Теофил Норт, спаситель страждущих и разрешитель чужих проблем. Его, как самого независимого и невозмутимого, я и оставлю на третьем месте.
Второе место оставляют за собой героини Элизабет Страут, которые одновременно и раздражают ужасно, и трогают до глубины души. История матери и дочери, описанная в этой книге, настолько реальна, настолько болезненна, тосклива и страшна, что даже известные недостатки книги не смогли заслонить для меня впечатление от судеб этих женщин. А уж сочувствие к ним было безусловным.
Ну а на первом месте оказывается современный классик - Джон Ирвинг, которому удались не только главные женские героини - Рут и Марион, но и бесконечное количество второстепенных, а, кроме того, мужчины всех возрастов и характеров. Самое лучшее в героях Ирвинга - то, как они развиваются и меняются, проживая свою жизнь на страницах романа. Ты не всегда и во всем их понимаешь, но веришь и сопереживаешь - безусловно.
Словом, в этот раз победу одержал мужчина-писатель, с чем я всех нас и поздравляю. :)


Тур третий. Суперотчет.
1. В течение третьего тура мной были прочитаны следующие книги:
1.1. Женщина о женщине: Дженнифер Уайнер "Хорош в постели" . r40-darkgreen.png
1.2. Женщина о мужчине: Карин Альвтеген "Тень" 4½ из 5
1.3. Мужчина о мужчине: Джонатан Троппер "Как общаться с вдовцом" . r40-darkgreen.png
1.4. Мужчина о женщине: Хадльгримюр Хельгасон "Женщина при 1000 °С" r40-darkgreen.png

2.1. Женщина о женщине: Элизабет Страут "Эми и Исабель". 4½ из 5
2.2. Женщина о мужчине: Эдит Уортон "Итан Фром". 3½ из 5
2.3. Мужчина о мужчине: Торнтон Уайлдер "Теофил Норт". 4½ из 5
2.4. Мужчина о женщине: Джон Ирвинг "Мужчины не её жизни". r50-darkgreen.png

2. Картина вряд ли будет абсолютно объективной, потому что все-таки первые четыре книги были прочитаны довольно давно, но помню я их неплохо, так что постараюсь с итоговым рейтингом определиться безотносительно к общему впечатлению от книги.
Последнее, восьмое место занимает Эдит Уортон, не только плохо справившаяся с портретом Итана Фрома, но и описавшая ситуацию любовного треугольника настолько схематично, что ни одна его грань по сути сочувствия не вызвала.
На седьмом месте остается Джонатан Троппер со своим вдовцом, который местами симпатию вызывает, хотя и не глубокую. Кроме того, от этой книги возникает сильное ощущение повтора, несмотря на то, что я всего лишь второй раз встретилась с этим автором.
Шестое место следует отдать Дженнифер Уайлдер с её тяжеловесной героиней. Как я уже писала в отчете, поначалу она мне была очень симпатична, но потом автор посчитала нужным переориентироваться в сюжете на ценительниц женских романов об ожидании прекрасного принца, и я сникла.
Пятое место я после некоторых сомнений отдаю все же Торнтону Уайлдеру. Безотносительно к высочайшему качеству романа, его герой сам в состоянии заботиться о других, вызывает много вопросов и размышлений, но заставляет усомниться в собственной реальности. Он - почти ангел (или демон) во плоти, а значит, трогает больше ум, чем сердце.
В свою очередь, четвертое место справедливо достается Хадльгримюру Хельгасону, и его непростой колючей старухе. Несмотря на то, что она вызывает крайне мало симпатии, сопереживала я ей всерьез, и из головы она не выветривается.
На третьем месте заслуженно оказывается Элизабет Страут, вместе с Эми и Исабелью. За этих сердце болело всерьез, хотя во многом они же меня раздражали. Понимаю, что это можно объяснить только мастерством автора, но и городок этот, и персонажи воспринимались совершенно реальными.
Второе место я отдаю Карен Альвтеген, которая придумала такого неприятного героя-мужчину, что я принялась всерьез искать ему прототипов, и прокручивать в голове возможные варианты развития этих событий в реальности.
Ну а первое место присуждается невероятному Джону Ирвингу с его женщинами, мужчинами, писателями, страстями, рисунками и книгами.
Словом, в этом суперотчете победа достается Мужчине-писателю, с чем я всех нас и поздравляю. :)


Тур четвертый. Отчет
1. В рамках этой заявки мной были прочитаны следующие книги:
1). Женщина о женщине: Исабель Альенде "Ева Луна" . 4½ из 5
Обложка, по счастью, совершенно не соответствует действительности. Аннотация обещала магию, Альенде снова показала реальность и всю страну. Нет в книге любовной истории с элементами магии, откуда? Это Исабель Альенде, а значит сказка толко слегка затуманит реальность. Да, автор ведет историю о девочке, умеющей рассказывать истории, о том, как эта девочка постепенно взрослеет, влюбляется, учится читать, ищет поддержки у умершей матери, но в книге автор показывает неназываемую страну в Южной Америке подробно и с разных сторон. Со своими индейцами, трущобами, богачами, революционерами. Её взрослеющая Ева Луна побывала практически везде, она рассказала нам и о ворах, и о профессорах, она оказывается в нескольких городах и поселках, в кругу различных слоев населения, попадает в джунгли и к индейцам. Там есть рассказ о партизанах и о политике, и о значении латиноамериканских сериалов в повседневной жизни Латинской Америки. Кстати, именно последнее мне особенно понравилось. Как можно обойти цензуру, и рассказать всем правду? Рецепт - чудесен... В общем, в романе довольно много рассказано о красоте и уродствах жизни в Южной Америке от писательницы, которая этот мир очень любит, и хорошо знает. :)
2). Женщина о мужчине: Анна Мария Матуте "Мертвые сыновья" 4½ из 5
Книга замечательная. И сюжетно очень яркая, и психологически весьма точная. Сама история, хотя и развивается довольно понятным образом, на каждом своем этапе цепляет. И практически каждый персонаж, даже возникающий эпизодически, и в воспоминаниях - прописан абсолютно живым, и достоверным. Я даже не знаю, кто меня больше задел в этом романе - ставший перед непростым выбором Даниэль? - так и не повзрослевший Мигель? - отказавшаяся от жизни Исабель? - безрассудная Моника? Появилось ощущение, что я буду перечитывать эту книгу, и еще не раз вернусь к этому автору. Интересно, много ли у нас переведено её романов?
3). Мужчина о мужчине: Хавьер Мариас "В час битвы завтра вспомни обо мне..." . r40-darkgreen.png
Почему-то от этого романа я ждала много большего. Такая яркая завязка, столько возможностей для развития сюжета, характеристики героя, а в итоге - привычный для современного постмодернизма уход в символы и рассуждения от смыслов и решений. Конечно, это было довольно занимательно, но писать целый роман ради еще одного возврата к теме двойничества и настойчивого повторения мысли о том, что мы часто считаем живыми тех, кто уже умер в реальности - мне кажется, было не так уж обязательно. Мне в этом романе слишком многого не хватило.
4). Мужчина о женщине: Ромуло Гальегос "Донья Барбара" r40-darkgreen.png
С этой историей мне надо было познакомиться, наверное, в юности. На самом деле, это довольно традиционный приключенческий роман с загадочной фигурой титульной героини (не слишком тщательно прописанной), но помимо того, это довольно подробное описание жизни льяносов и ведения сельского хозяйства в тропиках. Встречаются здесь небольшие описания природы и животных, и хотя такие романы я любила лет в двенадцать, когда зачитывалась Майн Ридом, но и сейчас (особенно в описаниях быта пеонов и природы долины реки Арауке) мне было довольно интересно. Хотя ожидала большего, признаюсь. :)

2. На этот раз среди ибероамериканской литературы выбирать лидеров и аутсайдеров мне оказалось довольно легко.
Четвертое место получает классик венесуэльской литературы Ромуло Гальегос, слишком литературно придумавший свою донью Барбару, и крайне невнятно описавший её характер. Ни сочувствовать, ни сопереживать этой даме мне не удалось, ужаснуться её поступкам - тоже, как и понять их причины.
На третьем месте разместился Виктор, герой Хавьера Мариаса. Несмотря на то, что в потоке его сознания встречались интересные для меня мысли, разделить чувства этого молодого мужчины мне удалось не вполне. В общем, на этот раз мужчины-писатели оказались в полном проигрыше. Ни героини-женщины, ни герои-мужчины им не удались. Причем надо сказать, что второстепенные образы тоже веса не добавили. Особенно по сравнению с дамами.
Второе место заслуженно заняла Исабель Альенде с её Евой Луна. Несмотря на все свои странности, причуды любовных терзаний и превратности судьбы, эта девушка сочувствие вызывала. Мало того, многие из тех, кто окружал эту героиню в романе, смотрелись вполне реальными. Некоторые эпизоды жизни Евы - вообще как будто списаны из жизни многих наших девушек и женщин. Словом, ничего более магического в этой героине, кроме умения общаться с умершей матерью, и страстью к рассказыванию историй - я не увидела. Вполне себе живая девушка. :)
Ну и на первое место заслуженно выходят герои-мужчины Даниэль и Мигель от прекрасной испанской писательницы Анны Марии Матуте, сопровождаемые отличными второстепенными персонажами, а также яркими женщинами - Исабель, Вероникой и Моникой. У этой писательницы я сопереживала даже эпизодически возникавшим героям.
Женщины-писательницы на этот раз разбили мужчин в пух и прах!
Теперь буду ждать следующего тура, и размышлять, кого и с кем я могу сравнить. :)


Ассия Джебар - Любовь и фантазия r40-darkgreen.png
Роман этой алжирской писательницы посвящен будням девушек и женщин, некоторым особенностям их повседневности, обычаям и характерным обыкновениям. Читать его не очень просто, поскольку подробности франко-алжирских военных столкновений русскому читателю знакомы слабо, а это как раз является историческим фоном повествования. Военные действия, партизаны - это больше всего похоже на латиноамериканскую литературу ХХ века, чем на Европу. Интересен взгляд мусульманской женщины на ценность французского языка и европейского образа жизни, особенно в сравнении с традиционным для тех мест. В книге множество ярких наблюдений, которые помогают увидеть северную Африку и её культуру глазами жителей, а не ученых или туристов.
Тахар Бенджеллун - Священная ночь r40-darkgreen.png
Роман Тахара Бенджеллуна производит очень странное впечатление. Это погружение в культуру и традиции Марокко, и довольно редкий для литературы тех стран взгляд на судьбу и предназначение женщины глазами мужчины. Не просто главной героиней книги стала женщина, но сама речь в романе идет от её имени. И автору особенно хорошо удается показать это странное противоречие, когда в современном мире часть отношений продолжает оставаться абсолютно средневековыми, архаичными даже. Здесь писатель довольно глубоко погружается в традиции, культуру и религию своей страны, что и усиливает непонимание читателя в вопросе о том, что же делать с этим временным капканом. Хотя вывод о том, что женщина тоже может стать внутренне свободной и от этого счастливой, по мысли автора должен нас утешать.


Это я мудро сделала, что в прошлый раз сразу написала свои впечатления о книгах. Потому что сейчас они уже очень смутны. Поэтому сначала попробую отзывы на книжки создать, а потом уже и отчет наваяю. Тем более, что новые книжки я уже выбрала. :)
Ясмина Хадра - Теракт r50-darkgreen.png
Роман невероятно яркий, задевающий множество оголенных нервов. Никому никогда не пожелаешь пережить то, с чем сталкивается главный герой романа, не просто потерявший в теракте любимую жену, сами основы своей жизни утративший. Эмоционально роман буквально сшибает с ног. Как жить человеку, который разом потерял работу, семью, доверие, даже собственные корни? Главное, что даже рассказав о своем герое множество подробностей, автор так и не показал нам, в чем выход. Поэтому книга, конечно, потрясающая, но главным образом из-за темы, которую она поднимает.
Элиф Шафак - Ученик архитектора 4½ из 5
Роман Элиф Шафак довольно традиционен - это роман взросления. Жизнь героя, Джахана Хан Руми, ученика архитектора и погонщика слона, прослеживается с его двенадцати лет, когда он совсем еще ребенком прибывает на корабле в Стамбул до весьма преклонных лет, когда он оказывается в Агре на строительстве Тадж Махала. За жизнь Джахан найдет и потеряет Учителя, друзей, любовь, окажется посреди множества исторических событий, прикоснется к судьбе Сулеймана Великолепного и его жены Хюррем (которая нам куда лучше знакома под именем Роксолана), повлияет на различные формы деятельности белого слона - от жонглера на праздниках до безжалостного воина в бою. В общем, роман невероятно интересен, и может быть отнесен к лучшим представителям своего жанра.

1 2 3 4