Больше рецензий

Clickosoftsky

Эксперт

Старожил Лайвлиба

3 мая 2011 г. 20:23

167

3

«Я примеряю истории, как платья!»
Макс Фриш, «Назову себя Гантенбайн»

«Креативщика» прочла давненько, а рецензию вот только сейчас собралась написать: книгу вернуть надо Сашке-студенту, который и рекомендовал её мне.
Роман Анны Борисовой издан в формате мельчайшего покетбука, по-детски крупным шрифтом. В пересчёте на вордовский документ это всего страниц сто получается. Есть ли основания называть данное произведение романом? Трудно сказать. Давайте разбираться вместе.
Действие его ограничено строгими временными рамками, вместо названий глав — время в часах и минутах от 7.49 до 23.18 одного дня. Главный герой, он же Креативщик, перемещаясь по городу, рассказывает истории встретившимся ему людям, по ходу дела неуклонно молодея (не буду даже извиняться за спойлерище — об этом уже писано-переписано). В лифте, во дворе дома, в такси, в парке, в кафе, на улице, в подъезде он предстаёт в разных образах, и истории его так же разнообразны: это и съёмки телевизионного реалити-шоу, и пьеса, «основанная на реальных событиях», и неизвестный допрос Гумилёва, и теория о жизни как о звуковой дорожке, где важно не допустить момента сбоя, и сценарий вымышленного фильма в жанре детективного триллера… Буйная фантазия автора радует, но в какой-то момент закрадывается подозрение, что это не роман, а прайс-лист для будущих издателей-заказчиков: я и так могу, и этак, — чего изволите? В потенциале Анны Борисовой сомневаться не приходится: истории увлекательные, и любая из них способна перерасти в повесть, а то и в роман.
Мне эта книга напомнила давным-давно читанный опус Алена Рене Лесажа «Хромой бес». Отличие лишь в том, что бес Лесажа поднимал крыши с домов, заглядывая в них, как в музыкальные шкатулки, чтобы поглумиться над живущими в них людишками и их мелкими страстями. Бес Анны Борисовой «поднимает крышки» с людских душ, с искусством истинного креативщика находя для каждого из собеседников историю, которая способна именно его зацепить, взволновать, заставить метаться и мучиться. Рассказчик греется у чужого огня, питаясь людскими эмоциями — лишь ответное, отражённое способно его потешить.
К крупным недостаткам произведения могу отнести язык. Павел Санаев в аннотации к книге пишет: «Маленький роман, написанный простым, доступным каждому «бульварным» слогом…». Не согласна. Это та простота, которая хуже воровства. Язык не прост — он элементарен до топорности. Искушение графомана: «И я могу не хуже!». Не можешь. Для этого нужно как минимум уметь создавать сюжеты.
Итак, определение «роман» считаю для «Креативщика» излишним. Это лоскутное произведение, в котором заявки на будущие книги сшиты белой ниткой предельно условного сюжета-обманки.

Бонус: Как и мой друг strannik102 , считаете рецензию незавершённой, оборванной?.. Так ведь и книга так же кончается :))

Комментарии


А ведь придётся прочесть, уж очень заинтересовал образ Креативщика... да ещё и язык бульварный (давно, знаете ли, по бульварам не прогуливался :-D )


А прочитал только вот теперь :-)


но в какой-то момент закрадывается подозрение, что это не роман, а прайс-лист для будущих издателей-заказчиков: я и так могу, и этак, — чего изволите?


ха-ха, точно!!!


Внезапно:)) Да ладно, я видела во френдленте, что Вы только что "Креативщика" прочитали...


ага, я за сегодняшний день прочитала сначала "Высокое окно" Чандлера (вы ведь его читали, да? я вроде как и по вашей наводке на него вышла), потом "Креативщика" - первое понравилось намного больше!))


Точнец, по моей. Я ещё тогда спешал фо ю цитат прямо в комментах накидала :))
...Да уж конечно. Даже сравнивать их не следует — высота полёта совершенно разная.


да-да-да-да!!! точно!!!! И мне очень понравилось!!!!