Больше рецензий

Myrkar

Эксперт

от триипостасного Бога

18 августа 2018 г. 15:41

6K

3 Фригидный австралийский разврат

Поэтичное название книги, обещания любовной истории нескольких поколений семьи, претендующее на звание классики и высокой литературы... Все это объемное вранье, громкие слова, излишний пафос. Как типичная бульварная книжица, которая под откровенной обложкой скрывает заявление, что она исторический роман, этот пухленький томик точно так же демонстрирует сцену секса практически ровно в середине. То ли это коммерческий ход для тех, кто проверяет интересность раскрыванием книги примерно в середине, то ли фишка для любительниц погадать, но факт остается фактом - аудитория ее точно недалекая. Как и автор, и созданные ею персонажи.

"Поющие в терновнике" представляет из себя семь глав, которые сами по себе можно считать отдельными романчиками, связанными едиными героями и местами действия. Они настолько разрозненны и бессмысленны, что могли бы попросту отсутствовать в книге или существовать сами по себе. Долгое время я задавалась вопросом, по какому принципу им даны именно такие названия - по именам героев. Вроде как только в половине случаев те сходили в тех главах со сцены... Но потом стало ясно, что каждый такой персонаж, чьим именем названа глава, отпевает в ней свою трагическую песню, "погибая в терновых шипах". Так, практически самая главная героиня Мэгги оканчивает песенку в самом начале, в детстве, хотя жизнь ее продолжается и за пределами книги, ведь каждая следующая часть дает повествование далее по времени. Дело в том, что она, будучи наивной провинциальной девочкой, так и не преодолевает своей неразвитости. Ее трагедия взросления во многом была связна не только с отстраненностью матери, но и потерей очень нежно любимой подруги, в семье которой существовало более теплое и живое общение. Как только дело начало касаться отрыва от семьи, самостоятельности, а особенно отношений с мужчинами, Мэгги превращается в неадекватное существо с душевным расстройством. Собственно, присуще это практически всем остальным членам ее семьи: матери-затворнице Фионе, чья трагедия, оказывается, в статусе матери ветеранов войны, и ее старшему сыну Френку, сошедшему с ума тоже как раз в период переходного возраста, а позже из-за девиантного поведения попавшего в тюрьму, Стюарту-аутисту, остальным индифферентным братьям... Главный секс-символ книги - священник Ральф де Брикассар - отпевает свое, продавшись богатству и политической власти... Соперником благоразумия становится поместье Дрохеда, забирающая у всех некую романтическую составляющую любви.

И ничего из того меня совершенно не тронуло, потому что переживания в книге клишированные, а персонажи - с надуманными характерами, если эти недоделки вообще можно так называть. Слезу получил только единственный момент - смерть отца семейства Клири. Пэдди Клири был единственным настоящим человеком на страницах, совершенно невыдающимся, простым, но способным на раскаяние, прощение, терпение и здравость рассуждений.

"Нас, Клири, всегда учили - трудитесь все вместе на общую пользу, каждый о себе думайте в последнюю очередь. А по-моему, это неправильно, надо, чтоб каждый мог сперва подумать о себе,"

- говорит Френк, первый зачинщик эгоистического непорядка в этой семье. Френк - сын другого отца, которого Пэдди принял как своего. Но Колин Маккалоу считает, что не важно, кто воспитал, она считает, что по наследству передается абсолютно все - от внешности до характера и способности наследовать землю. Поэтому дочка Мэгги от Люка - это подмененный кельтскими эльфами малыш со странно большой головой и необычным цветом глаз, а сын Ральфа - ангелочек, которому уже с детства ведомы тайны мира. Старуха Мэри Карсон, приобретя аристократический статус в результате выгодного замужества, по-особому относится к Фионе Клири, которая изначально из аристократического рода, но потеряла статусность после своего брака с Пэдди, но вернет его с наследованием большого хозяйства Дрохеды.

Если первая часть книги радовала детской наивностью, достаточно реальными глупыми диалогами, хотя их вела уже повзрослевшая девушка 16 лет, а не ребенок, то с появлением сексуальных мыслей мир книги сходит с ума. Героиня превращается в истеричку, которой непременно надо рожать детей вне зависимости от наличия мужчины, потому что ей невдомек, по какому принципу происходит зачатие. Ральф, в которого та влюблена, при любых возникающих с семейством Клири проблемах начинает распевать псевдомолитвы, в которых хулит Бога. По ходу обсуждения этого всего дань уважения вообще переходит к античным богам, а текст автора вместо привычных описаний быта овцеводов или рубщиков сахарного тростника начинает давать отсылки то к Гомеру, то к создателям древнегреческих трагедий. Время от времени можно заметить отсылки к фольклору: в истории о Люке и его ребенке просвечиваются ирландские мифы об эльфах, а в вере католических священников - глупые христианские суеверия. Здесь напутано множество хронотопов: католические священники описываются как полусказочные существа с дьяволовыми эпитетами, не далек от эльфийской бытности Люк, застрявший в стране тростника, мирок Миллеров живет под древнегреческими богами, а Дрохеда - чуть ли не в черной дыре, а помимо этого всего существует некая объективная историческая реальность, но большая часть книги все равно ей не принадлежит. После дезориентированного детства наступает не менее сумбурная женская фантазия с нереальными мужскими образами.

Кстати, в книге достаточно много подробностей о климате Новой Зеландии и Австралии, различиях в природных условиях и занятиях юго-востока и северо-востока континента, о населяющих эти регионы людях различной национальности, есть любопытное повествование о том, как из авантюристов и преступников появилась местная аристократия, всегда приводится исторический контекст происходящих событий, будь то мировые войны или политические разборки в Европе. Но все это очень сухо, как из справочника списано, и совершенно не прожито героями, искусственно вставлено. То же касается и чисто бульварных клише: если секс с главным героем-любовником, то конечно же на прекрасном курорте в самой комфортной обстановке и красивыми описаниями, а как с родным, но не любимым, мужем, то в дешевой грязной гостинице на неудобной лежанке да еще и болезненно. Видно, как развитие отношений соответствует продаже: если богато и красиво, значит судьба-любовь и удовольствие, если обычно и как у всех, то это насилие и ненависть. Еще одно кстати: хорошо бывает и в том случае, когда мужчина - немного женщина по характеру, а значит, злобное стервозное существо, склонное к интригам и секретничанью. А вот когда мужчина прям мужик, основное время посвящающий физической работе, а досуг - кружке пива с приятелями, то в нем точно что-то гейское и ненормальное. Ведь настоящий мужик должен ездить вокруг женщины на коне, демонстрируя свою сексуальность. Именно таким образом Колин Маккалоу, например, показывает помимо всего еще и дипломатическое мастерство Ральфа в официальных кругах: повороты головы и пряди волос на ветру, дополняемые всепонимающим томным взглядом. Не важно, что всю книгу он несет сплошную ересь.

В этой книге любви как таковой нет. Нет и настоящей семейной истории. Если персонажи и птички, погибающие в терниях, то последняя песня их почти всегда отвратительна. Особенно это касается женщин, чья эволюция начинается с наивной, пассивной и замкнутой девушки, а заканчивается экспрессивной сукой, не ведающей приличий.

"Мне, конечно, прямая дорога в ад. Но сперва, надеюсь, мне удастся высказать Господу Богу, до чего же он жалкое, злобное ничтожество!"

- слова Мэри Карсон, задавшей эталон старости для каждой из женщин.
А вот что говорит постаревшая Фиона:

" - Вы научили язвить, Фиа.
- Да, и притом получаю от этого удовольствие."

Мэгги:

"Будь проклят Бог, гнусный, подлый Господь Бог! Злейший враг всех женщин, вот он кто! Мы стараемся что-то создать, а он только и знает что разрушать!"

Джастина:

" - Тогда Господь Бог сам гомик, очище душки Уилли.
- Пожалуй, ты права, - сказала Джастина. - Женщины ему, во всяком случае, не по вкусу. Мы же второй сорт, галерка."

Фионе удавалось держаться, пока все ее время занимала отчетность поместья, Мэгги помогала ее психическая отсталость и перенос внимания на заботу о детях. Последняя героиня, Джастина, пыталась преодолеть это игрой на сцене и обширной рефлексией в письмах и потому из всех выглядела более многообещающим персонажем. Каждой из героинь в начале пути была присуща интригующая нота, но уже под конец автор, видимо, решила не давать ни одной из них ничего особенного и написала до пошлости тупой клишированный текст вместо хорошей оригинальной судьбы неординарных девушек, попросту сровняв их с потенциальными жителями дурдома. Романтическая история о том, как преступники и авантюристы стали на новой земле аристократами не обросла романтикой любовной, да и семья здесь существовала только тогда, когда был жив ее глава - безродный, но честный фермер, довольствующийся тем, что имеет. После него из мужчин остаются только женские фантазии, и относиться к "Поющим в терновнике" как к серьезному произведению становится невозможно.

Комментарии


Рецензия - просто огонь! Меня так эта книга раздражала и до сих пор раздражает, вы хорошо выразили почему.


Я в целом люблю романы, которые тонко бросают вызов религиозным догмам, но действительно - в «Поющих в терновнике» всё это делалось то ли от какой-то затаенной автором злости, то ли для эпотажности... это ощущается сильно. Даже я, будучи атеисткой, как-то не поняла прелести выпада про бога-гомика.
В книге перебор с фатализмом. Под конец было ощущение мыльной оперы.
В остальном тоже во многом согласна, но всё же оценила на 8 из 10. Труд огромный, автор, я так понимаю, ничего лучше за всю свою жизнь и не выдала.


Спасибо. Целиком согласная. Мне было просто жалко тратить свое время на написание рецензии на такую книгу.


Кстати, да: Джастина там единственный нормальный человек.


Меня книга, конечно, не бесила, но первая треть книги вызвала удовольствие и восторг, а дальше - мрак...