Больше рецензий

NataliP

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 августа 2018 г. 12:25

1K

3 Когда жизнь и смерть не более, чем случайность

"Человек случайностей" примостился меж двух морей: позади - первая половина творческого пути Мердок - истории с большим количеством персонажей, где порой в многообразии трудно вычленить главное ("Отрубленная голова", "О приятных и праведных" и др.), а впереди - "зрелый период", более камерный и драматичный ("Черный принц", "Дитя слова", "Ученик философа" и др.).

"Человеком случайности" автор назвала одного из героев : мелкого клерка, длинноволосого безработного, вечно попадающего в неприятности. И "случайности" эти не мелочи, а трагедии, разделяющие жизнь внушительной чертой. Но отношения со случаем этот человек выстраивает весьма своеобразно. Он подменяет им ответственность. Он ни в чем не виноват, просто так вышло.

Героев много. Здесь и молодая эксцентричная особа, и ее жених, метущийся между долгом перед родителями, родиной и своим собственным предназначением. Брат антиквар и брат беспризорник, порабощенная нимфа и просто чета супругов, которые занимаются устраиванием чужих жизней, гомосексуалист, лезбиянка и еще пара тройка персонажей.

Если уж заострять внимание на мердоковских женщинах,то занятны ее великанши, давно перешагнувшие бальзаковский рубеж, одинокие, неустроенные. Они не успешны, порой потратили жизнь на других, в служении и смирении, либо годами безответно любили. Неудачные отношения с мужчинам приводят их к пьянству или же друг к другу. Для Айрис Мёрдок тема однополой любви не болезненна, не эпатажна. Она тиха и естественна. К ней относятся скорее, как к переходному возрасту - и те, кто в них вступает, и все окружающие.

Мужчины же в постоянном поиске. Они запутались, им тяжко бремя любви и отношений, порой просто они иждивенцы и бездельники. Кажется, отбрось их оксфордское прошлое, и можно будет ежедневно наблюдать, как накачавшись горячительными, они активно обсуждают у подъезда, из-за какого угла кто вышел, кого с кем видели и долго ли еще ждать этого Витьку.

Истории Мердок - это всегда ожидание, рефлексия, нелепые ошибки и чувство ускользающей вменяемости происходящего. Трудно сказать, в каком времени живут все эти люди. Чисто хронологически можно догадаться, но детали обстановки, привычки героев, удаляют нас на столетия, а то и вовсе в фэнтэзийный мир. Одним глазом, Витька из первого подъезда, вторым - шекспировский Отелло. В этом Мердок абсолютно ирландский автор.

От себя могу сказать, что роман этот весьма проходной, наряду с "Отрубленной головой", "Замком на песке", "Алым и Зеленым". Сюжет быстро выветривается из головы в первую очередь из-за своей разрозненности. Много людей, много проблем. Хотя история все равно получилась законченной. Из всего заключаю, что "поздние" романы Мердок мне нравятся больше. Исключение, наверно, только "Под сетью". Но он вообще уникальный - такой безбашенной Мердок не будет уже никогда.

картинка NataliP