Больше рецензий

13 августа 2018 г. 10:42

3K

4.5 Лучшее, что может быть, - это свобода

До встречи с Туве Янссон, на которую меня любезно позвала Туула Карьялайнен, знаменитая финская писательница представлялась мне этакой добродушной улыбчивой волщебницей, которая живет в сказочной стране Муми-троллей. Редкие фотографии, которые попадались мне на глаза, представляли портрет какой-то незнакомой серьезной женщины, и я не очень то обращала на них внимания. Любимица детей всего мира определенно должна быть доброй крестной из страны радости и счастья, и никак иначе. И тем сильнее ощущается контраст между "я так себе представляла" и "вот, что было на самом деле". Туве Янссон не просто писатель, даже не просто совершенно фантастический художник и иллюстратор, она очень яркая и сильная личность, с потрясающей судьбой.

Словом, к молодой дебютантке пришло признание. Будущее выглядело радужно, и карьера Туве казалась более чем многообещающей, но мир в одночасье изменился. Началась война.

Именно так. Именно в таких адских и нечеловеческих условиях рождались те самые Муми-тролли. Не смотря на ужасы окружающей действительности, не смотря на одиночество и страдания, Туве продолжала работать и творить. Запутанная личная жизнь, твердая социальная позиция, верность самой себе несмотря на то, что в то время для женщины это было что-то совершенно немыслимое. Туве просто покорила меня. Сложно было читать и не переживать за эту женщину каждую минуту ее жизни. Так хотелось, чтобы за все пережитые страдания судьба вознаградила ее теплом и светом, которые сама она так щедро дарила окружающим.

Туве обладала уникальным даром прощать людей и принимать их такими, какие они есть. Она смогла выстроить на обломках страстной и несчастной любви дружбы длиной в в жизнь.

Отдельно отмечу потрясающие фотографии и картины, которые служат отличными иллюстрациями ко всей истории. Сложно сказать, на что ушло больше времени - на саму историю или на разглядывание всех этих деталей. Ну и знакомые персонажи, из казалось бы знакомых книг, теперь воспринимаются совсем по другому, ведь часть из них - дань любви и уважения Туве к самым близким людям.

Еще девочкой, проводя время в летнем доме в Пеллинки, Туве нарисовала на стене уличного туалета первую фигурку, напоминающую муми-тролля. Эта фигурка должна была изображать Иммануила Канта, и рядом с ней Туве написала: "Лучшее, что может быть, - это свобода".

Прочитано в рамках игры "Урок литературоведения". Урок №64.

Комментарии


Ребёнок родившийся на солнечной стороне общества с золотой ложкой во рту. Никогда не нуждалась в деньгах, не знала не в чём отказа, не голодала. Баловала себя, развлекала, прожила всю жизнь эгоисткой. Богатая лесбиянка скрывающая свою ориентацию от читателей. Кто вам сказал, что она страдала?


А кто вам сказал, что нет? В книге хорошо показано одиночество женщины, которая была вынуждена скрывать свою бисексуальность от окружающих. Мучилась ли она от этого (как это показано в книге) или жила в свое удовольствие, не мне судить. Мои ощущения основаны на той версии её истории, которую я прочитала. И на мой взгляд от эгоистичного счастья и удовольствий люди не убегают в такого рода творчество. А она успела создать много чего замечательного в своей жизни.


Творчество её никто не оспаривает. Но муки биосексуальности в шике и блеске богатства, на фоне Второй мировой войны это немного смешно.


С женщиной, которая стала первой её любовницей, Туве познакомилась в 1946 году. Это к слову про бисексуальные страдания на фоне войны.
А во время войны Туве рисовала достаточно смелые для того времени рисунки на тему войны и карикатуры на Гитлера. Может она и не голодала, может не воевала, но сказать что она пировала и развлекалась в это непростое время нельзя.


В ее карикатурах прочитывается как насмешка, так и ужас. В октябре 1938 года Туве изобразила Гитлера в виде капризного, жадного ребенка, который вопит: «Хочу еще торта!» А ему подносят самые разные пирожные с названиями европейских государств, а потом и большой торт в виде земного шара.

Война закончилась в сентябре 1945 года. В чём страдание? Она принадлежала к элите общества её бы не тронули. Да и появилась карикатура уже когда немцы отступали на всех фронтах. Финны союзники Германии.


Война закончилась в сентябре 1945 года. В чём страдание?

Вы сами себе противоречите. Вы пишете, что вам смешны её однополые любовные страдания во время войны. Когда вам говорят, что ничего такого не было, то опять появляется вопрос "в чем её страдание".
Почитайте книгу. В ней есть отдельная глава про то, что делала Туве во время войны (и карикатуры она рисовала и 1940м и в 1942м годах). Можно ли назвать это вызовом или нет, решать вам.
Если вы книгу уже читали и увидели историю "взбалмошной девицы", то я просто скажу, что увидела там кого-то совсем другого.


Это вы написали про её "страдания" смотрите:
"Началась война. Именно так. Именно в таких адских и нечеловеческих условиях рождались те самые Муми-тролли. Не смотря на ужасы окружающей действительности, не смотря на одиночество и страдания, Туве продолжала работать и творить".
Я ничего про взбалмошную девицу не говорил. Её тягу к женщинам я не считаю страданием когда мир пылает.
А карикатуры были нарисованы в 1940-1941 г., а свет увидели в 1944-1945 г. Ей ничего не грозило уже. Не надо стоить из неё подпольщицу (зиговала как и все нацистам в 1939 г.). Гитлера пинали тогда все подряд. В том числе и его союзники.


Так не было у неё в то время тяги к женщинам. Жила она с мужчиной, замуж за него хотела, про детей задумывалась, да он не захотел. Вот отсюда и одиночество.
Подпольщицу из неё тоже никто не строит. В книге есть явные указания, что рисовала Туве карикатуры во время войны. И публиковали их в это же время. Возможно у вас есть какие-то другие сведения. Могу привести только то, что пишут конкретно в этой книге:

«Да, нет, да, нет». Гитлер гадает на ромашке, у подручных наготове спички. Карикатура в журнале «Гарм», 1938.

И далее:

Позднее редактор «Гарм» рассказывал, что он находился на волоске от обвинения в оскорблении чести и достоинства главы дружественного государства.

Свои работы Туве подписывала своим именем. Грозило ей что-то или нет, мы никогда не узнаем. Как и то как она себя вела в 1939.
Добавлю ещё, что в книге пишут про то, как Туве приходилось работать во время войны, чтобы получить для себя самое необходимое. И как, согласно её записям, её огорчает то, что все думают, что деньги достаются ей легко. Лукавит здесь писательница или нет, опять же точно никто не может сказать.


Вы думаете я начал с вами дискуссию просто чтобы языком потрепать? Велеречивость не страдаю. Про Янсен знаю очень много, больше вас. Книгу эту читал и она перевирает многие факты жизни писательницы. Выставляет её в более выгодном свете.
1938 это ещё до войны. "Гарм" журнал для детей.)) Она никогда не работала ради еды и чтобы себя обеспечить. Она сама много раз это говорила в интервью. Поищите. Только ради удовольствия и чтобы забыть о проблемах. Автор обманывает читателя. У неё в 1943 году в Хельсинки была персональная выставка, которая длилась неделю. Корочка хлеба с водой ей не грозила.
Литературу же она вообще считала своим хобби.
Никакой любви к Атосу у неё не было брак был выгоден семьям, родители выдавали. Туве его никогда не любила. Снусмумриком его изобразила потом. Политическая обстановка сменилась, помолвку расторгли. Она уже в этот момент вовсю с Вивике лизалась.


Верно, я писала рецензию на конкретную книгу и о том, что до этого я не обращала внимания на биографию писателя я тоже говорю. Из этой книги я могу сделать такой вывод, какой сделала. Если вы изучали вопрос и знаете больше, то вместо тысячи слов можно написать, что здесь автор сильно лукавит и что про Туве можно почитать что-то более правдивое (лучше с ссылкой или подсказкой куда смотреть)). Тем более если вы сами признаете, что в этой книге образ сильно приукрашен, то должны понять откуда вывод про страдание героини. Сейчас же сложилось впечатление, что вы пытались обсудить тему, по которой у нас заведомо разный уровень знаний))


Я не вступаю в споры по темам в которых не ориентируюсь. Зачем? Просто друг друга не поняли бывает.) Сами видели автор всё время о каких-то страданиях писательницы говорит.


Детским? С рекламой отелей, обоев, компании Fiskars, производящей ножи, лопаты и различный садовый инвентарь. С карикатурами мужчин, распарывающих себе животы и рассказами совершенно не детского писателя Тито Коллиандера. С бесконечными политическими обложками и анекдотами на тему бренди и совращения Евы.

Может быть вам погуглить стоит первоисточники, прежде чем писать что-то с видом эксперта?

Гарм был сатирическим литературным журналом, и объектами сатиры были нацизм и коммунизм. Многие выпуски журнала были приурочены к определённым политическим событиям, например, к Советско-финской войне. Так себе тематика для детишек.