Больше рецензий

valeriya_veidt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 августа 2018 г. 01:19

919

4

Иногда я спрашиваю своих студентов / слушателей-учителей, каковы основные функции игры. Чаще всего первой называют дидактическую функцию, потом — развивающую, чуть реже — диагностическую и коррекционную. Однако почти никогда не вспоминается наиглавнейшая функция игры — развлекательная. Этот пример из моей педагогической практики отражает основную суть книги Питера Грея «Свобода учиться. Игра против школы».

В первую очередь игра — это выражение свободы. Это то, что мы хотим делать, а не то, к чему нас обязывают.


Первое, что хочется отметить, — автор проделал очень серьёзную работу при написании книги. Открою вам большой секрет: зачастую, чтобы сделать первичный вывод о качестве материала, достаточно посмотреть на библиографический список. Так вот, в данном случае он отличается большим разнообразием как по годам публикаций, так и по географии авторов монографий, учебников, научных статей и пр.

Вторым несомненным плюсом книги является подтверждение слов П. Грея результатами масштабных исследований. Изучая свободную игру ребёнка, автор обращается к результатам множества экспериментов, в своё время ответивших на такие вопросы:
✔ в чём заключатся поведенческие различия между изучением нового предмета и игрой у двухлетних детей? (М. Хьюз, К. Хатт, 1979 г.);
✔ способны ли дети обучаться самостоятельно? (С. Митра, 1999 г.);
✔ насколько счастливы учащиеся 6–12-х классов? (М. Чиксентмихайи, Д. Хантер, 2003 г.);
✔ как эффективней учиться — в паре или в одиночку? (Л. Шульц, 2007) и др.

Третье достоинство книги вытекает из второго. Несмотря на провокационные идеи, Питеру Грею всё же удаётся научно подтвердить ряд собственных умозаключений.

1. Если принуждать ребёнка учиться только на «хорошо» и «отлично», он может вовсе утратить внутреннюю мотивацию к учению.
2. Творческое мышление не развивается, если заставлять ребёнка мыслить творчески.
3. Озорной настрой помогает легче понять суть вещей и стимулирует развитие творческого мышления.
4. Логические задачи решаются гораздо легче в игровой ситуации.

✏ Есть о чём задуматься, правда?

Книга не просто так получила столь воинственное название — автор сравнивает современную общеобразовательную школу с тюремным заключением. При этом среди основных пороков всеобщего образования Питер Грей перечисляет следующие: вмешательство в процесс развития внутренней ответственности ребёнка; превращение учёбы в работу; осуждение слабых результатов образовательной деятельности, порождающее желание списывать и вызывающее чувство страха; подавление критического мышления школьника, а также желания выразить личное мнение и др.

Однако книга не лишена некоторых недостатков. Приведу лишь один пример, чтобы понять суть моего небольшого недовольства.

Одним из последствий того, что у современного ребёнка остаётся всё меньше времени на свободное времяпровождение, по мнению автора, являются психологические расстройства у молодёжи. При этом Питер Грей говорит о росте этих самых отклонений. Однако определение понятия «психологическое расстройство» текст не содержит.

Если бы автор писал о психических расстройствах личности, картина могла быть более ясной, поскольку упомянутая дефиниция действительно существует в науке.

Более того, в этом же контексте П. Грей описывает случай ребёнка с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Но, постойте, СДВГ не есть психологическое расстройство, СДВГ — это неврологическо-поведенческое расстройство развития; заболевание, зарождающееся в детском возрасте вне зависимости от воспитания и среды.

Хорошо, не будем о терминологической неоднозначности, встречающейся в книге повсеместно, — представим, что смысловые ошибки вызваны трудностями перевода англоязычного текста на великий и могучий русский.

Как я уже упомянула ранее, автор пишет о росте (!) психологических расстройств у молодёжи. Росте чего? Росте количества расстройств у одного ребёнка? Или общем росте расстройств среди детей? Если верно последнее, то должны быть приведены результаты, как минимум, одного лонгитюдного исследования, подтверждающего данный тезис.

В общем и целом, книга вызывает ряд вопросов. Между тем считаю её безусловно полезной для тех мам и пап, кто перевёл (или собирается перевести) детей на домашнее обучение, а также для педагогов общеобразовательных организаций, желающих разнообразить школьную жизнь учащихся.

Комментарии


Как всегда: разложили всё по полочкам, очень понятно, познавательно и привлекательно)


Большое спасибо! :)


Рецензия - шикарная. Спасибо за нее.


Спасибо Вам за обратную связь!


Пожалуйста))))))))))