Больше рецензий

11 августа 2018 г. 21:31

1K

4 "О натуральных мужиках, с двумя тяжелыми «ж» посередине" (с)

"Мужик в представлении этой породы все время должен быть вроде как расслаблен, но на самом деле мучительно напряжен, даже чуть-чуть набычен в неустанных попытках профильтровать каждое обращенное к нему слово: а не содержится ли в этом слове некий подвох, некое сомнение в том, что он мужик, он мужик, он муж-жик, б****.
С ними и вести себя надо подобающим образом: мол, и я той же самой породы, смотри, как я несу свое внешне почти неприметное, но внутри тяжелое, как чугунные яйца, достоинство. О, как его несу. Только тронь его, сразу узнаешь, сколько во мне чугуна"

Эта циатата - просто 10/10.

Этот сборник мне по-настоящему понравился.
Неожиданно, ведь я с опаской бралась за него из-за того, что первое знакомство с автором несколько лет назад оказалось неудачным.
Несмотря на то, что это не повесть, а сборник рассказов, не особенно связанных между собой, и которые, казалось бы, можно растянуть на несколько дней, меня очень захватило. Я прочла эту книгу за день, оторваться было попросту невозможно.
Обычно мне тяжело читать произведения, в которых я не сопереживаю действующим лицам. Тут герои действительно отвратные. Но это оказалось не помехой. Что же заставило закрыть на это глаза?
Во-первых, слог. Прекрасный, настоящий русский язык, читать приятно. Да, повторюсь, герои, включая рассказчика, жутко неприглядные. Но у Прилепина они очень хорошо прорисованные, и оттого живые и настоящие. Поэтому за ними интересно наблюдать, порой с горечью кивая головой, узнавая в них то какого-то конретного знакомого тебе человека, то некий собирательный образ русского. Прилепин пишет очень стройно, а ещё у него интересные, ёмкие метафоры, посредством которых здорово получается описывать те черты и явления, которые, казалось бы, словами и не выразишь. Например, в одном рассказе у него был человек, "хрусткий, как капуста". Звучит странно, но когда пробуешь представить, уже кажется, что по-другому подразумеваемое автором и не опишешь.
Зацепило, как он пишет о чувствах к жене в рассказах "Жилка" и "Дочка". До чего же проникновенно, у меня душа сжималась.
Во-вторых, сюжет. Читая каждый рассказ, я наблюдала у себя нетерпеливое ощущение интриги: "ну что же, что же дальше?". Когда я читала эту жуткую, до мороза по коже, историю про деревню, у меня возникло ощущение присутствия, которое, я упорно гнала (страшно ведь), но Прилепин настолько круто создает атмосферу и погружает в нее, что куда деваться - бродишь по тёмному лесу и ночуешь в стрёмном сарае вместе с персонажами.
Что мне не понравилось:
Первое - топорная мужиковатость происходящего в этих рассказах. Все эти тошнотные мужские провинциальные забавы: попойки-девочки-глупости по пьяни и т.д. И хотя порой рассказчик вроде бы показывает, что не в восторге от происходящего, он никого особо и не пытается остановить или вразумить. Поэтому в некоторые моменты не отпускало желание сказать: "Захар, ну ладно они дураки, но ты-то как с ними, почему? Ну скажи им, пусть прекратят".
Второе - некоторые описания женщин были просто отвратительными, и у меня даже возникало нелепое чувство женской солидарности от жалости к пусть и выдуманным женщинам. Если мужчин он рисует 50 на 50: недоумков и вроде бы нормальных, то женщины все, кроме его жены и сестры, получились какими-то курицами. Ну нехорошо.
И последнее, рассказчик бухает, не просыхая. В одном из рассказов, глядя на это безобразие, его спросили: "Интересно, сколько ты проживёшь?". Мне тоже интересно, сколько и как можно прожить, бухая ежедневно. И ещё интересно, Прилепин на самом деле так много пьёт или это все же такой собирательный образ мужжика (с двумя "ж")? Мне, в общем-то, должно быть всё равно, но я, почему-то, надеюсь на второе.