Больше рецензий

9 августа 2018 г. 13:11

388

5 Непридуманный сюжет для жизни

Рассказы Натальи Мелехиной - особое явление в современной литературе. Прежде всего, уникален для дня сегодняшнего описываемый ею мир - это маленькая русская деревня. В ней нет ничего примечательного. И ее самой, русской деревни, уже почти нет - на три жилых дома десяток брошенных и развалившихся. Жители этой деревни - не герои от слова "совсем". Их волнуют самые обыденные вещи - цены на хлеб, виды на урожай картошки, невозможность попасть в райцентр. Казалось бы, для нынешнего читателя, представителя по большей части городской цивилизации, нет микромира более чуждого и неинтересного. Все эти одинокие старики, инвалиды, колхозники, молодежь без перспектив (и даже без стремления к этим самым перспективам) - зачем они нужны современному городскому читателю? Какое отношение все это имеет к миру офисов, супермаркетов, интернета, такси и гироскутеров?
Но Мелехину читают. И, не стесняясь, признаются, что плачут, сопереживая ее героям, мужчины и женщины, богатые и бедные, молодые и пожилые. И хотят читать еще - про любовный треугольник двух бабушек и одного дедушки, про маленькую собачку Пуньку, про сельскую школу и старый матрац на чердаке. Наталье чуждо нередкое для современной прозы текстосложение "из головы", превращающее чтение в интеллектуальную жвачку, чей вкус выветривается раньше, чем будет перевернута последняя страница. Она пишет о том, что видела и пережила сама. Ее знание жизни получено не в запертой комнате, поэтому ее персонажи становятся такими живыми и осязаемыми.
Здесь проявляется и еще одно свойство прозы Натальи Мелехиной: доброта и жажда жизни. Хотя она описывает, по сути, существование деревни после наступившего в ней с приходом "нового капитализма" местечкового Апокалипсиса, уничтожившего все мало-мальски ценное и значимое, всю и так бедную сельскую инфраструктуру, рабочие места, домашний скот (выкормить дорого, молоко и мясо сдавать некуда) и даже крошечные надежды на улучшение ситуации, - тем не менее, ей каким-то чудом удается избежать безысходности и тоски. Она любит тех, о ком пишет, и верит, что они выстоят. Они смиренно принимают удары судьбы и бережно хранят свои домашние очаги, то немногое, что не стерло из их жизни безжалостное новое время. С ее "маленькими людьми" - библейская глубина образов и не ржавеющих со временем простых истин.
Добавьте к этому ювелирность языка и подчас неожиданные, но необычайно точные метафоры - и вы получите краткое представление о прозе Натальи Мелехиной.