Больше рецензий

7 августа 2018 г. 21:18

864

4 От Сезанна до Мандзони

В первую очередь хочу сказать, что безумно люблю книги от издательства "Гараж". Они для меня - проводники в мир искусства, живописи и архитектуры. Благодаря этим книгам я буквально затыкаю те пробелы, которые остались после скучных школьных лет и педагогических семестров в университете.

Что касается книги Рида - есть у меня ровно три пункта на ее счет.

Раз. Сама по себе концепция краткого изложения истории современной живописи довольно сложна, в связи с разнообразием стилей/школ и просто огромным количеством материала. Автор здорово справляется с поставленной задачей, на мой взгляд. Он плавно переходит от одного направления к другому, и становится относительно понятно, кто есть кто и что после чего идёт. Вопросы, типа "Почему это пустое полотно лучше, чем прорисованный детально пейзаж Прованса?" остаётся, все же, открытым, но теперь определённо ясно, что пустое полотно на самом деле наполнено - глубоким смыслом и откликами бессознательного (привет моему преподу по психологии).

Два. Рид затрагивает довольно сложные с философской точки зрения темы, но объясняет их максимально (на сколько это возможно) доходчиво. Волшебное слово "art" - само по себе очень вместительное и тяжелое для полного понимания; оно такое эфимерное и неуловимое, как тонкая шелковая лента, пущенная по ветру. Но автор показывает его с нескольких сторон, обосновывает и аргументирует каждое его значение. Спасибо ему за синий цвет Кляйна, супрематизм Малевича и Джексона Поллока - любимые art'исты предстают с другой стороны; даже большей любовь к ним проникаешься.

А три - всё-таки хотелось, чтобы все те "ключевые" картины, о которых шла речь в главах, находились непосредственно рядышком с текстом их описывающем. Из всего многообразия иллюстраций не хватало "тех самых" - важных и нужных для понимания. Плюс ко всему, Герберт Рид оторвался по полной - столько фамилий в тексте, что голова кругом. Здесь уже отмечали эту проблему книги, и я о ней ещё раз скажу. Около 70 процентов фамилий в тексте мне лично были незнакомы (скорее всего, я просто неучь и грамотей от искусства, но все же!).

А в целом - книга оставила приятное впечатление. Тактильно она - просто прекрасна. Бумага высшего качества (боже, как я люблю глянец!). Иллюстрации яркие и четкие - как раз для своего рода "альманаха" по живописи. Скорее всего отложу ее на полочку, чтобы возвращаться к ней снова в процессе более глубинного познания темы искусства и живописи - в частности. Тем более закладок в книге теперь - воз и маленькая тележка.

Искусство - в нас самих.

P.S.: в мой фонд цитат обязательно попадет эта:
"Вы не сможете оторваться от земли, просто разогнавшись или подпрыгнув. Вам понадобятся крылья".