Больше рецензий

viktory_0209

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 августа 2018 г. 17:07

2K

3.5 spb.ru

"Страница №6" - сборник из двух романов Носова, который не тот самый, а другой Носов. Все на этом акцентируются, считая, видимо, крайне удачной шуткой. Второе расхожее место при упоминании этого Носова, который совсем не тот Носов - это то, что он автор петербургской прозы. Тут бы возмутиться, что это за зверь такой - "петербургская проза", и посмеяться над повсеместным питерским брендированием самое себя, но такой эпитет писателю подходит более чем. И дело не в локациях, хотя и в них тоже.

В "Грачах" Носов водит не по туристическим местам, а по промзонам, раскинувшимся между двумя железнодорожными ветками, варшавской и балтийской, и по тупиковым улочкам Кировского района, сопровождая экскурсии оригинальным краеведческим комментарием. "Член общества" в этом смысле более традиционен, его героя неслучайным образом притягивает злачная Сенная. Неслучайным, потому что Достоевский интертекстуально проходит здесь красной нитью, и в этом проявляется второй "петербургский признак" прозы Носова. В "Грачах" есть одна сюжетная рифма, заплетенная в сценке с казненным на плахе петухом, а в "Члене" их огромное количество - на каждый сюжетный поворот и душевное состояние главного героя.

Временами из-за спины Федора Михалыча выглядывает Николай Васильич, и тогда "Голодное время" превращается в настоящую фантасмагорию. Там аккурат в перестроечный 91-й героя обхаживает некое общество библиофилов. Потом оказывается, что они больше по гастрономической части. Пожрать то есть не дураки, в то время как кругом выстраиваются очереди за хлебом по карточкам. Потом оказывается, что чуваки - вегетарианцы, а потом и вовсе - большой спойлер. По сути же, книга про всеобщую перестроечную дезориентированность, потерю нравственных координат и разделение общества на хищников и травоядных. К слову, такое же разделение на волков и овец осмысляет Елена Чижова, другой представитель "петербургской прозы", в романе "Терракотовая старуха".

"Грачи улетели" про то же самое, и герои там тоже не могут обрести себя в новой, неожиданно образовавшейся стране. Один чинит никому уже не нужные печатные машинки, другой кое-как директорствует в школе, хотя более-менее интересует его только факультативное краеведение, третий, местный трикстер, пробует приспособиться, изобретая разные фантастические способы, но и у него не выходит ничего путного. Но, если "Член общества" целостен и сюжетно, и идейно, то "Грачи" некрасиво дробятся натрое: про Питер, про современное искусство и про ностальгию и тотальную потерянность. Две условные части классные, а последняя будто пришита наскоро. Зато история про то, как три товарища нассали в Неву с моста, а потом решили выдать за акт современного искусства, зачётная и до боли актуальная. Носов в основу опознавания contemporary art кладет целеполагание: вкладывал смысл - перформанс, не вкладывал - ссанина.