Больше рецензий

1 августа 2018 г. 23:43

2K

4.5

Я решила дать Дж.Рёскину ещё один шанс, и он его оправдал. Так, я прочла уже три его произведения - ни одно мне не понравилось. "Камни Венеции" - четвёртое и оно восхитительно; очень тонкая и поэтичная работа. Возможно, отчасти на моё восприятие повлияло то, что прочие произведения этого автора я читала в убогих бумажных изданиях с серой бумагой: сам Рёскин бы согласился со мной в том, что это очень огорчительно и не эстетично. В данном же случае красота издания соответствует красоте мысли.
И в ней Рёскин как раз отталкивается в некотором смысле от настоящего: его эпоха уродлива и требует обращения к классике архитектуры, за которую мы берём готику, а именно - венецианскую готику. Всё, что было до - необходимо должно было её породить, а всё, что после - стать следствием её деградации. Именно готика есть то свободное искусство, идеально воплощающее творческий полёт души человека.
"Камни Венеции" определённо стоит прочесть после "Семь светочей архитектуры" (тоже авторства Рёскина). В представленном здесь описании Венеции нетрудно разглядеть те принципы архитектуры, которых автор уже коснулся в "Светочах". Основной упор, разумеется, сделан на духовную составляющую архитектуры, на её религиозную роль. Архитектура, по мнению автора, должна отойти от стандартов язычества (из которых она и родилась) и через Византию прийти к готике, которая является её венцом и далее может только совершенствоваться - поскольку готика, как вид искусства, свободна и не имеет пределов в своём совершенствовании. Можно согласиться или не согласиться с автором, но то, как он отстаивает свою позицию, с каким поэтическим пылом - это меня восхищает.
В конце книги, после многочисленных описаний архитектурных шедевров Венеции, Рёскин предлагает читателю выйти на главную улицу своего города, оглядеться как следует, применив полученные знания о теории архитектуры, и прийти к выводу о том, какой упадок переживает нынче искусство. Чтобы понять это - ни на какую улицу выходить не обязательно, достаточно вспомнить клоны окружающих нас серых многоэтажек. За это чувство тоски я не поставила книге самую высокую оценку: слишком печально было читать подробнейшие описания каждой детали на фасаде какого-нибудь самого обыкновенного дома в Венеции, или уж тем более раннехристианского храма на острове Торчелло, например, и невольно сравнивать их с окружающей действительностью. Это иногда создавало чувство ирреальности и мешало сосредоточиться. Слишком много непривычных и прекрасных описаний из совершенно другого мира. Отчасти тут помогли изящные и очень подробные рисунки автора, которые заслуживают отдельной похвалы.