Больше рецензий

1 августа 2018 г. 12:24

556

4 Штамп нерушимый (в самом лучшем смысле)

Аннотация сулит антиутопию в мрачных декорациях соцреализма. Однако до антиутопии мы доберемся только ближе к концу, поначалу же попадаем в классический нуарный детектив. Несмотря на явное влияние "Бегущего по лезвию" (именно фильма), ассоциации скорее с городским фэнтези, чем с НФ. Нам выдают кучу прикольных штук и декораций, толком не объясняя, как все работает. Это магия! В смысле, это наука! Ну и хорошо. Нудные наукообразные пояснения только мешали бы следовать за бодрой интригой, и все равно были бы неправдоподобны.
Герой - тот самый небритый недосыпающий детектив, знакомый нам по всем произведениям жанра. Худой, одинокий, все время курит, питается кофе и виски. Циник, но хранит глубоко в сердце пару светлых воспоминаний, призванных немного поднажать на слезные железы читателя. Лучший в своем деле, но начальство все равно почему-то фыркает. Даже зовут его как большинство коллег - Джон. Ну то есть, Иван. Впрочем, по характеру он скорее Гаррет или Дрезден, чем Константин.
Вы его полюбите.
Сюжет стартует, как обычно, с места непонятного убийства, и ведет нас по знакомым декорациям (трущобы, полулегальный рынок, убогие квартирки подозреваемых, кабинеты тупых чиновников, секретные лаборатории) к Очень Большому Заговору. Персонажи так же не обманывают ожиданий: мутанты, гениальные хакеры, опустившиеся ветераны, злые военные. Хочется отметить, что в наборе не хватает роковых красоток и вездесущих проституток, любовные линии отсутствуют как класс. В этом Советском Союзе секса действительно нет. Хорошо это или плохо- дело вкуса. А вот что точно хорошо и даже отлично - персонажи-клише вышли неожиданно живыми и многомерными. Их мотивации правдоподобны и поступки логичны (не считая одной супер-старушки))
Вообще, благодаря предсказуемости сюжета, можно расслабиться и просто наслаждаться эстетикой и атмосферой. Посмотреть есть на что! Постапокалиптичная советская клюква-мутант, написано так же здорово, как это звучит. Но по-настоящему жутких эпизодов мне недоставало. А ведь парочка таковых (старое метро и машина-швея) говорит о том, что автор может! Кстати, о метро - неплохой укор в сторону Метро 2033 вышел с его ванильным...всем.
В финале, однако, начался перебор с сюрром. Но, с другой стороны, довольно ожидаемый пик нагнетаемых все более фантастичных событий.
Еще немного об Иване. Он из тех золотых середин, что и имеет индивидуальность, и одновременно служит проводником читателя. Но, конечно, места в ТОПе самых харизматичных вряд ли займет. Еще не очень понятна его внутренняя моральная эволюция. Будучи послушным слугой системы, причастным к ее мрачным секретам, он вдруг стал рассуждать о людях и большем/меньшем зле. Из-за своих приключений? Но он и раньше видел некоторое дерьмо. И светлые воспоминания (контраст с угрюмой реальностью) всегда были при нем. В общем, этот переход не очевиден.
В глаза так же бросается огромный перекос в сторону описания перестрелок-погонь. Они очень длинные и подробные, а даже с самым увлекательным экшеном можно переборщить. Боевые сцены и каталоги оружия хорошо, но как насчет биологии, социалки, генетики, политики? Обо всем этом информации слишком мало, да и подана она в ключе "герой пересказывает учебник". В итоге не очень понятно как этот огромный неуклюжий советский гигант держится на плаву так много лет.
Так же на пути Ивана частенько встречаются боги и богини из машины, помогающие ему...потому что. Очень эффективно, но крайне простыми методами. Например, банально перестреляв в одно дуло всех его преследователей. Или вот Ване надо выйти из застенок КГБ. Притворится мертвым и уйти через морг или больницу? Ткнуть в глаз охраннику костью расположенного тут же скелета? Достать вшитую под кожу матрешку-отмычку? Нет, с ним просто крайне оперативно связался телепат и починил режим Терминатора.
Иногда нуар и социальная безнадега уступают место откровенно комиксовым моментам, словно из передач "Ужасные опыты советских ученых", и это здорово взбадривает, хочется больше такого треша.
В романе шикарные диалоги, но их сравнительно мало по сравнению с описаниями. Пейзажи тоже хороши и временами завораживают, но в них тонешь и под конец устаешь от некоторого однообразия. А вот язык на пять с плюсом. Легкий, но богатый. нет ни повторов, ни канцеляризмов, встречаются весьма остроумные замечания.
Конец логичный, но счастливым хоть сколько-нибудь его назвать нельзя. Впрочем, его и не ожидаешь. Скорее даже, намек на просвет подпортил бы впечатление.