Больше рецензий

lapl4rt

Эксперт

Эксперт по жизни

31 июля 2018 г. 23:12

544

4

Каждая женщина подходит к планированию семьи по-своему: кто-то гоняется за приваловскими миллионами, кто-то отращивает длинную косу, которую в назначенный час скинет в окно тому самому принцу на белом коне - и будет у них любовь с первого взгляда и до последнего вздоха, и умрут они в один день.

Дженни Филдс решила этот вопрос по-другому.

Она - дочь обеспеченных родителей, перед ней открыты многие двери, недоступные людям из семей с меньшим достатком. Дорога жизни ее братьев пролегает через престижные колледжи и выгодные женитьбы. Все предпосылки были к тому, чтобы колледж и дальнейшая респектабельная жизнь жены бизнесмена стали судьбой Дженни. Дело в том, что сама Дженни терпеть не может предпосылки, созданные не ею самой.

Она съехала из родительского дома, отучилась на медсестру и начала работать в обычном госпитале, сортируя раненых по видам ранений и степеням их тяжести (время - Вторая Мировая война), кого-то перевязывая, кому-то поднося воду или вынося судно, кого-то просто слушая (штатный психолог для покалеченных солдат не предусмотрен бюджетом).
Дженни не плевать на общественное мнение, просто она привыкла его не слышать. Правда, иногда какая-то мысль все ж таки пробивается к ней. Например, мысль стать матерью. Эта мысль ей понравилась, но ей не нравится, что для этого ей нужно тесно сойтись с мужчиной. Дженни не против мужчин, совсем нет - ей удобно быть одной и менять существующий порядок вещей она не намерена.

Подойдя к делу рационально, Дженни все-таки стала матерью Т.С.Гарпа, чей отец - безнадежно больной пулеметчик - умер сразу же после зачатия сына, даже не приходя в сознание во время процесса.

Так и появился на свет Т.С.Гарп, или просто Гарп, чьими глазами представлен мирок, описанный в романе.

Т.С.Гарп, раздумывая о способах зарабатывания денег, в конце концов остановился на ремесле писателя, благо особыми талантами, как показывает время, обладать не нужно. Тем более у него перед глазами был отличный образец раскрутки имиджа писателя: его мать одной левой написала автобиографическую книгу, разошедшуюся небывалым тиражом и сделавшую автора кумиром тысяч женщин.
Поскольку точного определения термину "феминизм" не существует в природе, каждый трактует его по своему разумению. Способ жизни Дженни - максимально самостоятельно, даже - вне общества, хотя без признаков социопатии и мизантропии, - описанный в книге, сделал ее феминисткой №1 во всем мире. На несколько лет ее дом стал оплотом для нуждающихся или кажущихся такими женщин, для оголтелых активисток какого угодно движения.

Кажется, что главный герой - Гарп, время от времени чахнущий над написанием очередного своего шедевра, мятущийся в поисках слов для высказывания того, что надо сказать обязательно. Гарп выполняет роль подзорной трубы: наводим фокус и получаем картинку. На самом ярком пятне задерживаемся подольше. Яркое пятно - это, конечно, Дженни, его мать. На ней фокус остановится надолго - на весь роман. Остальным хватило столько место, сколько осталось позади Дженни, т.е. хотелось бы больше.

Мы двигаемся с Гарпом по жизни от его зачатия до рождения, от поступления в школу и до его смерти. Мы становимся свидетелями выбора пути и не сворачивания при недостатке опыта или сил двигаться дальше. Мы наблюдаем, как Гарп, освещенный громкой и скандальной славой матери, идет вперед по уже проторенной ею дороге, нащупывая свою тропинку.

Ты растешь, только завершая одно произведение и начиная другое. Даже если все эти "начала" и "концы" - просто иллюзия.

Книгу можно было бы сделать более психологически тонкой, более тактично расставить акценты. Дж.Ирвинг поступил по-своему, как и его герои: почти каждое событие в романе, каждый персонаж отмечен тегом "чересчур" - чересчур вульгарная, чересчур сумасшедших феминисток, чересчур интима, чересчур движения. Такой авангард имеет право на существование, тем более что общая картинка складывается, перекосов нет.
У каждого героя свой путь - Т.С.Гарп, Дженни, Хелен, Роберта, толпа безъязыких - все они уверенно идут по жизни со своим выбором, проживая свою, а не чужую жизнь. Автору книги ничего не остается, как следовать за своими персонажами и продолжать следовать своей дорогой, набрасывая сюжеты яркими красками.