Больше рецензий

27 июля 2018 г. 22:02

940

4.5

Не так осталось много книг у обожаемых писателей, к которым я еще не прикасалась, и вот сегодня этот список укоротился на одно произведение.
Анаис Нин, да и следующий по страницам рядом с нею Генри Миллер могут быть оценены как личности по-разному - зависит от характера того, кто читает, но если говорить в общем, книга удивительно хороша. И это - дневник! Нин подчистила реальность, хотя и не слишком сильно, при том, текст читается на одном дыхании, а развивается так, как положено роману. Американские горки перипетий не дают оторваться: но только если Вы человек чувствительный, и Вам нравится читать об отношениях между людьми. У меня нечасто такое настроение, и начинала я "Генри и Джун" без него (скорее, мне бы в тот момент пришлась по вкусу мистика, такой был период), однако книга затянула буквально на двадцатой странице - как болото, как клещи, и не сказать, чтобы эти непоэтические сравнения не отражали суть текста. Несмотря на хрупкую красоту, в книге есть место и удушающей, угнетающей страсти, почти безрадостной. Роман Нин и Миллера то светлый и сияющий, то, чаще, липкий и тревожный, несмотря на всю заманчивость. Какое-то прямо-таки отравленное варенье для пары ярких насекомых. Книга далеко не о романтике, скорее уж о страсти, которая губит обоих изнутри, хотя внешне оба участника отношений держатся хоть в каких-то рамках. Джун при этом - призрак, образ, который меняется, как настоящий персонаж, при этом не присутствуя во плоти - она в отъезде, и Генри с Анаис видят ее то одной, то другой, то третьей, применяя к отсутствующей женщине роли и описания, которые отражают на самом деле больше их самих. Джун - некая аллегория их отношений, и при этом зеркало и для Генри, и для Анаис, в котором они видят свои желания и страхи.
Я самонадеянно полагала, что узнаю в Анаис Нин себя - не могли же ее художественные книги нравиться мне просто так, без причин! Но на страницах "Генри и Джун" я увидела совершенно непохожую на меня женщину, однако будящую ураган чувств. Ее было жаль, за нее хотелось порадоваться, на каких-то страницах я была готова воскликнуть "ну что ты творишь!" или "неужели в своем возрасте ты так наивна?" (а порой и "ох уж мне этот дикий двадцатый век!"), но все это и есть самые большие достоинства книги. Нин была и остается моей любимой писательницей (одной из, как минимум), и я рада, что заглянула так глубоко в ее душу - настолько, насколько она позволила, конечно, но все же.
Есть экранизация книги, явно еще более оторванная от действительно происходивших событий, но, думаю, ее стоит посмотреть - особенно, если после прочтения хочется немного больше поэтичности и художественности на месте реальности, порой грубой.