Больше рецензий

Sandriya

Эксперт

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

27 июля 2018 г. 17:35

2K

3 Пантеон богинь в одной особе

Вопросы к читателям: почему в юнгианской психологии авторы, придерживающиеся течения феминизма, в основной своей массе, выступают, как это не парадоксально, не за идеи равенства, а за идеи сравнения патриархального режима с экзекуцией над женщинами и мужчин с ничтожными тиранами? Как можно писать научную книгу, используя которую многие читатели попытаются решить свои психологические проблемы, не изо всех сил стараясь быть объективными, а не скрывая своей призмы и шор субъективной негативной настроенности? Таким ли ученым-психологам говорить о целостности личности, о сбалансированности и вообще об исцелении души?
Не думаю.

Во избежание голословности и в подтверждение необходимости конкретного фильтрования при чтении написанного, привожу примеры:

Джин Шинода Болен упоминает в своем описании богинь-девственниц (Артемида, Афина и Гестия) концепции Фрейда и Юнга, трактуя их как

В зависимости от того, чья точка зрения – Фрейда или Юнга – преобладает в психологии в данный момент, качества, являющиеся характеристиками богинь-девственниц, определяются как симптомы, патология или как выражение не вполне осознанного маскулинного элемента в женской душе. Подобные теории унизительны для женщин.

Хотя Юнг и не считал женщин внутренне дефектными, тем не менее он полагал, что они не столь способны к творчеству, объективны в своих воззрениях и активны в жизни, как мужчины. Юнг вообще был склонен рассматривать женщин скорее как подчиненных и привязанных к мужчинам существ, лишенных собственных независимых потребностей. Например, он полагал, что мужчина – это творец, и отводил женщине роль помощницы в мужском творческом процессе: "Мужчина выносит наружу собственную работу из своего внутреннего женского естества как завершенное произведение творчества", а "внутренняя маскулинная часть женщины выносит наружу творческие семена, способные оплодотворить фемининную часть мужчины".

...эти качества ощущаются ею как выражение ее женской природы, но никак не чужеродный маскулинный анимус, действующий "за нее".

- честное слово, когда я прочла эти строки - сидела несколько минут в полнейшем недоумении - я читала те книги, откуда Болен озвучила мысли психоаналитиков, но мне бы даже в голову не пришло так извратить значение фраз... Т.е. "анимус", по мнению Джин Шинода, - это чужеродный элемент в женщине и свойственные ему достоинства, заметьте, будто сам Юнг так сказал Оо, не принадлежат женщине - кхм, а ничего, что наши отношения с противоположным полом строятся именно на основании здоровья нашего "анимуса" и "анимы"? Т.е. недостаточно женщине быть женственной, а мужчине брутальным - каждому из нас требуется слышать и слушать, растить и сохранять в заботе еще и свою маскулинность (в случае дам) и феминность (в случае менов), чтобы выстраивать здоровые отношения со своим партнером!

Описание триады богинь-девственниц и уязвимых богинь разнится даже по стилю - сквозь слова веет уважение автора к женщинам, не считающим мужчин важной частью своей жизни, и представление как унизительного положения дам, для которых мужчина выступает неотьемлимой частью существования - Деметра, Персефона и Гера - могут быть исключительно жертвами, как считает Болен. Самым грустным в этой книге юнгианского аналитика является отсутствие само собой напрашивающегося вывода о том, что приверженность одной-двум архетипическим богиням - это нездоровье в отношениях женщины с миром, целостность женской личности может быть представлена лишь сбалансированным выпусканием в жизнь каждой из богинь - в любви и браке Афродиты, чтобы не быть бревном; Геры, чтобы очерчивать свои женские границы и желания-необходимости; Персефоны, чтобы уметь уступать мужчине, а не бодаться с ним; Деметры, чтобы искренне любить своих детей; в личностном становлении и укреплении самой женщины - Артемида, чтобы уметь отстаивать свои интересы и достигать цели; Афины, чтобы развиваться интеллектуально, становиться достойной и интересной собеседницей, учителем; Гестией, чтобы уметь погружаться в себя, открывать собственные глубины.

И все богини одновременно внутри женщины должны обладать свои законным местом и правом, иначе проснется Деметра - и мужчина станет лишь инструментом-осеменителем или Афина - и вообще ничто и никто не будут нужны и важны, кроме интеллекта, чувства станут позабыты.

Самой главной задачей каждой женщины должно выступать стремление к достижению умения вовремя и в правильном контексте использовать помощь каждой своей внутренней архетипической богини - написанные выше ветви активности богинь вовсе не стандарт, только там и нигде больше. Нет - любая богиня может принести пользу в любой ситуации, если услышать ее, поддаться ей с умом и интуицией.

Теперь вкратце о каждой богине-архетипе, как о них говорит автор:
Богини-девственницы:
Артемида - азартная охотница, для которой мужчина скорее выступает целью - достигла, пошла дальше; мстительна.
Афина - интеллект и умственное развитие - смысл жизни, где уж тут найти место для значимости мужчины.
Гестия - медитирующая хранительница семейного очага; цель - не сделать приятно себе или мужчине, а находиться в процессе создания того, что могло бы порадовать; сильнее, чем все остальные богини способна при помощи медитаций (та же уборка - уже медитация) погружаться в свои собственные духовные глубины; мужчина не особо нужен.

Уязвимые богини:
Гера - жива за счет связи с мужчиной, постоянно требует от него столь же глубоких и мощных вложений, как те, что она сама ему преподносит; убьет соперницу, но не мужа.
Деметра - женщина-мать, для которой настоящее чувственное переживание не оргазм, а ощущение сосания младенцем молока; мужчина ей нужен для оплодотворения.
Персефона - подвластна мужской воле. ведомая; женщина, не раскрывшая для себя любви.

Алхимическая богиня -
Афродита - легкомысленная, неглубокочувствующая и увлекающаяся особа, которая, однако, способна достигать экстатических мистических и трансперсональных оргазмических переживаний.

Таким образом, суть этого произведения - те же самые уже известные архетипы (Жрица, Ведьма, Великая Мать и др.), только в профиль (с позиции мифологии), чье описание передается автором сквозь толстенную линзу феминизма, как позиции обиженки, мечтающей отомстить мужчине, но остающейся пассивной в своей агрессии. Поэтому вывод: новаторских идей нет, феминизмище есть, при чтении жизненно необходим фильтр и хотя бы общие знания по психологии с позиций Фрейда и Юнга, чтобы не быть введеным в заблуждение почти не скрываемой субъективностью трактовок имеющего значительные и глубокие психологические травмы автора.

И напоследок: здоровая и цветущая психологически женщина - это та, которая и сама по себе целостна, цельна, а в паре с мужчиной создает вместе с ним трансперсональную высшую целостность.

картинка Sandriya

На картинке греческие музы, поскольку изображения всех богинь вместе найти не удалось((

Борьба с долгостроем
В Трижды Три Темы за совет в категории "Книга, которая, на ваш взгляд, обязательно должна быть прочитана, из моей подборки "Пси-фикшн"" спасибо, Marikk

Комментарии


Спасибо за рецензию! Сомневалась, стоит ли читать эту книгу.


Ну мое мнение - не истина последней инстанции, скорее одна из т.зр.))


Честно говоря, ваше описание этой книги наталкивает меня на мысль, что повествование там инфоцыганистое о мудроженственности...


Вызываем Собчак на проверку)