Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 июля 2018 г. 16:00

1K

4 Побег из рая

Клайв Баркер обосновывает мою нежную любовь к своим произведениям двумя мощными аргументами:
1. Он блестящий стилист. Его произведения отличает отличный язык, образный, который достоин куда больше чем те темы, на которые Баркер пишет;
2. Невероятной, буйной фантазией. Баркер не боится фантазировать на любые темы – от гомосексуализма и смены пола до оборотней и иных миров.
Если б Баркер обуздал свою любовь к ужастикам, и направил свой гигантский талант на написание какого-нибудь образцового романа, который можно печатать без пометки 18+ - он бы сделал себе огромное литературное имя. Увы, похоже ему комфортно в этом амплуа – возможно, он уже видит свою реализацию как режиссер и художник, и лавры писателя ему совершенно ни к чему, возможно у него какие-то свои мотивы (что бы я поостерегся утверждать, так это то, что Баркер нормален с психической стороны – достаточно раз взглянуть на его картины).
Данное произведение (именно произведение, не книга) – стержневые для автора и его творчества. Франшиза «Восставший из ада» в кинематографе (сам Баркер снял только первые два фильма, и они замечательные) растянулась на 10 частей (последняя вышла в 2018 году), обещают 11, и от нее уже тошнит самого Баркера. По крайней мере в своих интервью о своем детище на поздних стадиях он отзывается разве что не матом. Ну да оставим сложные отношения режиссера Баркера с компаниями, производящими фильмы – и вернемся к явлению. Явлению на рынке ужастиков 80-90-х, прямо скажем, переполненном продуктом на любой вкус и цвет – во много выдающемуся, если не уникальному.
Книга, по большому счету, скорее вариант сценария, нежели самостоятельное произведение. Описывается ровно то, что нужно для визуализации фильма. Будет ли здесь какие-то сложные душевные переживания героев, что могут расширить представление о полотне, созданном Баркером как режиссером? Нет, не будет. Книга технична, лаконична, и в какой-то степени даже своей безыскусностью характерна для Баркера-рассказчика, а не для Баркера-романиста. Мы имеем четкую фабул, и сюжет, развивающийся по объявленным законам. Разве что концовка немного отличается – но там собирались делать римейк, в общем, простить можно.
О чем эта книга? Только ли здесь эротика (для Баркера, кстати, ее здесь почти нет), садизм (для Баркера, кстати, садизма тут тоже почти нет) и расчлененка (для Баркера, кстати… ну вы поняли)? Нет, конечно. Если б Баркер не поднимал какой-то стержневой вопрос, он был бы обычным третьесортным писакой, не сумевшим вдохновить никого. Вопрос книги в поиске и обретении рая.
И главный герой, Фрэнк, одержим идеей обретения чувственного рая, познания удовольствия. И по мере попадания в него к нему приходит мысль, которая как-то сама в голову и не напрашивается – а кто сказал, что представления Бога о рае как о прекрасном месте, совпадают с представлениями человека о рае как о прекрасном месте? Кто сказал, что то, что высшие силы считают удовольствием и счастьем – человек тоже сочтет удовольствием и счастьем? Можно ли непознаваемые, трансцендентные сущности упаковать в наши достаточно примитивные представления о понятия добра и зла, радости и горя, удовольствия и страдания? Для Баркера как для человека, получившего классического английское образование, которое включает в себя и подготовку в области теологии – этот вопрос дискуссионен. Именно этому посвящена книга, ее философский посыл.
Изгнание Адама и Евы из рая после вкушения плода с древа познания добра и зла – это наказание Бога для нарушивших его запрет, или это переход Адама и Ева на новую стадию осознания, которая делает неприемлем созданный для них рай? Мог ли рай и представлять из себя этот БДСМ-мирок Баркера, где удовольствие заключается лишь в раздвигании границ боли, и вкушение плода привело к осознанию этого факта, и Адам с Евой перестали получать удовольствие, и были вынуждены покинуть это место? Побег из рая становится достаточно пикантным, но еще большую пикантность приобретают поиски рая.
В названии нет никакого «Восставшего из ада» - это не самый удачный перевод названия фильма. Книга же в оригинале называется The Hellbound Heart. Я затрудняюсь дать корректный перевод этому названию, сомневаюсь, что он возможен на русском – но речь не о бегстве из ада, речь о некоей обреченности, предназначенности для ада. Сердце, предназначенное для ада. В конце концов праведник, проживший жизнь достойно, и попавший в рай, или грешник, попавший в ад, не должен быть удивлен, что его представления об аде/рае могут не сойтись с представлением тех, кто содержит два столь популярных заведения.
Абстрагируясь от философских размышлений, мы имеем хорошую повествушку, написанную в характерном для Баркере стиле, которая, пусть, и не дает представление о всей глубине его таланта – но поможет скоротать вечерок. Вдумчивый читатель сможет вытащить из нее больше, чем просто ужастик.