Больше рецензий

KahreFuturism

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 июля 2018 г. 22:56

828

4

Приступая к книге, несмотря на её высокие оценки, я отбросила наивные надежды, что в ней автор раскроет перед жаждущим читателем все тонкие нюансы письма и из каждого слепит гения века. Объясняю свой пессимистический настрой тем, что а) универсального совета для всех быть не может; б) будь такая книга создана - нас бы смыло волнами талантливейших работ за последнее время, и сами бы мы бросились писать и издаваться, издаваться, издаваться, не поспевая за порывом окрылённой музы.

Итак, нет. От этой книги я ждала тёплой компании, надеясь провести её, попивая любимый чай и подмечая для себя интересные взгляды на разного рода вещи. Беседа заладилась, но не с начала. Своеобразный мануал по письму автор откладывает на потом, прежде рассказывая о том, как она полюбила и начала писать. Тут вышла небольшая запинка, учитывая, что Э. Ламотт утверждает, что муза любит посещать писателя, когда он слегка или не слегка пьян, и доказывает это на своём примере и примере отца. Весьма сомнительное вступление.

Но в основной части дела идут лучше, в которой автор выступает больше в роли психолога, советуя не давить на себя, садясь перед чистым листом, а сосредотачиваться на каком-нибудь моменте и писать всё, что приходит в голову, не забывая при этом осознанно дышать. Это поможет сломить скованность. Предвосхищая вопрос о том, что делать, если озарение так и не снисходит, автор советует писать о любой ерунде - хоть о морковках. Цель на данном этапе - перебороть стеснённость и боязнь текста.

Далее следуют рекомендации о том:

а) какими должны быть герои. Для этого нужно поместить воображаемых персонажей в определённую ситуацию и наблюдать за тем, что они будут делать и говорить, параллельно делая об этом заметки. Спешить с определением главных и второстепенных персонажей не стоит - они проявят себя сами, но это может занять время, поэтому постоянное представление и сталкивание своих героев в воображении только ускорит этот процесс;

б) как создать хорошие диалоги, читая вслух написанные реплики и оформляя речь каждого персонажа своим стилем;

в) и как планировать сюжетное развитие, которое должно проистекать из взаимодействия героев, а не заставлять их подстраиваться под выплывающие из ниоткуда обстоятельства.

Также читатель узнает о том, как важно слушать свою интуицию, которую автор шутливо называет брокколи, и познавать себя, потому что человек, не до конца понимающий себя, не сможет понять и создать полноценных героев в своём произведении. Одна из граней понимания строится на ценностях, которые задают произведению отнюдь не морализаторский тон, а строят его вектор, поднимая на поверхность нелёгкие и спорные темы.

o-o.jpeg
Таким образом, автор неспешно, порой возвращаясь к личному опыту, с любовью говорит о письме с читателем, как с давним другом, внезапно повстречавшемся в уютном кафе, когда за окнами брызжет горящее солнце, вдали оживает уличная музыка, и тёплые брызги летят со стороны моря. Именно этой атмосферы я ждала от произведения, за неё и ставлю оценку.

*Art by Iain Vellacott

Книга прочитана в рамках игр Собери их всех, LinguaTurris и Флешмоба Нон-фикшн 2018.