Больше рецензий

be-free

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 июля 2018 г. 09:30

2K

5 Неслучайная книга, где много меня

Не все книги случайны в нашей жизни. Некоторые, бывает, читаются в очень подходящее время. Как будто выжидали правильный момент, пока поумнеешь, а потом бросались в руки, попадались много раз на глаза. Когда встреча наконец состоялась, понимаешь, что еще год назад вы бы не понравились друг другу, именно и только сейчас подходящее время. Так произошло у меня с книгой Людмилы Евгеньевны Улицкой «Лестница Якова».

Признаться, я старая поклонница Людмилы Евгеньевны, поэтому пристрастна. Но ведь Улицкая правда выдающийся мастер слова. Каждый раз, только делая первый шаг в ее очередную книгу, я замираю от восторга стройности и красоты ее фраз. Вот она – российская литература XXI века, а не те, кого номинируют на сомнительные премии. Это было лирическое отступление.

Многие великие писатели брали за основу сюжета историю собственной жизни или кого-то близкого. Пришло время и Улицкой рассказать о себе, своих предках. В «Лестнице Якова» сюжетных линий две и каждая находится в своем временном отрезке. Одна рассказывает о Норе, театральном художнике-постановщике. Ее время – 1950-2000. Вторая – о Якове и Марии, дедушке и бабушке Норы. Их история начинается в конце XIX века и длится до 50-х годов XX.

Жизнь Норы получилась обычной и одновременно удивительно яркой. Местами она типичная советская женщина, крутящая роман с женатым мужчиной. И вдруг описывается ее работа, театр, творческие и собственные переживания (не муки, нет). Театр глазами Улицкой – чудо. Каждое решение Норы для очередной постановки – волшебство. Личная жизнь отходит как будто на второй план. И вдруг вылетают вперед, оглушая близостью темы: отношения с мамой, с любимым мужчиной, воспитание горячо любимого сына в одиночку, восприятие отца, вызывающего отторжение. Возвышенное и бытовое рядом, понятное и запредельное. Хотя между нами два поколения, Нора – ровесница моей бабушки, я как будто лично знаю эту женщину, ее историю, ее характер.

Линия Якова и Марии похожа на многие другие истории персонажей, живущих по воле своих создателей в непростое время, когда Советский Союз только начинался. Похожа, но и разительно отличается. Было ли целью Улицкой показать, насколько мы не знаем и не понимаем даже предыдущее поколение – у нее это получилось отменно. Яков, увиденный Норой мельком в сознательном школьном детстве, запомнившийся угрюмым чужим стариком, через много лет обретает голос посредством своих писем к жене и сыну. Оказывается, он был выдающейся личностью, умным и рассудительным человеком, которому очень не повезло родиться как минимум не в том месте (хотя кому из тогда и там живущих повезло?). Человек огромного потенциала, отменного воспитания и отличных душевных качеств оказался вырванным из жизни, вычеркнутым. Его судьба очень трагична.

спойлер
Но самое в ней страшное – забвение и предательство даже самых близких, кого он любил всей душой, ради кого жил.
свернуть

О Марии и говорить не хочется. Ее образ отлично раскрыт и, к сожалению, даже где-то понятен, и это меня пугает. Хотя легко судить литературных персонажей, чья жизнь разворачивается перед тобой за несколько часов. Хотя нет никакой уверенности, что сама поступила бы иначе после многих лет ожидания непонятно чего.

Чтобы полюбить книгу, надо увидеть в ней себя. Меня в «Лестнице Якова» много. Я там сразу в нескольких значимых для меня эпизодах, начиная с первого. Причем если бы прочитала эту книгу еще хотя бы год назад, вряд ли узнала бы себя, вряд ли бы оценила некоторые темы. Но «Лестница Якова» молодец, подстерегла меня в очень правильный момент, когда я смогла по достоинству оценить каждую сцену, каждый поворот судьбы полуреальных героев. Людмила Евгеньевна, это было, как всегда, великолепно.