Больше рецензий

17 июля 2018 г. 13:38

458

5 c'est la vie

История одной семьи, полная взлетов и падений, печали и радости, совершенно невероятных, но именно этим таких жизненных случаев зацепилась за какое-то место в моем сердце и осталась там. Вероятно, герои при всей их эксцентричности, оказались мне невероятно близки и понятны. Я жила и дышала с ними, понимала болезненную привязанность Гарпа к близким, некричащий феминизм Дженни Филдз, любовь к книгам Хелен. Я восхищаюсь стойкости и любви к жизни этих персонажей, такое редко встретишь в реальной жизни. Жестокость реального мира, нелепые жуткие происшествия, обычные человеческие ошибки не только не сломали их,не развели в стороны, но и сплотили, помогли докопаться до сути жизни.

Это произведение как дорогая модель машинки или миниатюрный домик, где заглядываешь за кровать размером с большой палец и видишь там заброшенные игрушки. Ни одна мелочь не оставлена без внимания, ничто не дает усомниться в "правдивости истории", всё по Гарпу. Пусть эта реальность выглядит как мир через объектив "рыбий глаз", она не становится менее реальной, просто таков мир глазами Гарпа.

Теперь он, конечно, подождет, когда она снова спросит: «И что же здесь правда, а что вымысел?» И он, конечно же, скажет, что это не имеет значения, пусть она лучше скажет, во что она не поверила. Тогда он эту часть переделает. Все, чему она верила, было истинным; все, чему она не верила, требовало доработки. Если же она верила всему рассказу, то и все целиком могло стать истиной.


Ирвинг пишет обо всем: и просто о жизни, и проблемах локальных, и о мировых. Джеймсианки, например, представляют тот тип людей, которых я боюсь до чертиков- истинно верующие, в том числе в свою правоту. Джеймсианки - гиперболизированно радикальные феминистки своим движением и взглядами искажают то, за что борются. Их движение в итоге отказывается и от человека, которому посвящено, и от каких-то разумных идеалов. Месть ради мести, чистая разрушительная сила, бессмысленная и беспощадная. На фоне этого взгляд на жизнь Дженни Филдз мне весьма импонирует, она не пытается ничего доказать ни миру, ни мужчинам, ни вообще кому-либо.

Что до Дженни, то она знала только одно: женщины — как и мужчины — должны, по крайней мере, иметь возможность самостоятельно решать, как прожить свою жизнь, а если это превращает ее, Дженни, в феминистку, значит, так оно и есть.


При том, что роман написан до тотальной толерантности, здесь прекрасно существует транссексуал Роберта, которую любят и ценят не потому что "сейчас так принято", а потому что она прекрасный человек. Никто не жалеет одноглазого мальчика или безъязыкую девочку, никто не говорит, что они особенные, потому что по Гарпу нет ничего странного в том, что ты не такой как все, не нужно выпячивать чужие проблемы на всеобщее обзрение в попытках утешить. Ирвинг не носится с одноглазым мальчиком, он делает его фотографом, ну а что, всё равно фотографы смотрят на мир только одним глазом, через объектив.Эта ирония над жуткими ситуациями, над проблемами и увечьями прекрасный способ с ними справиться.

"Мир глазами Гарпа" выглядит как " ещё один роман Т.С. Гарпа, сына знаменитой Дженни Филдз". Гарп это другая сторона самого Ирвинга,он сам из королевства кривых зеркал,а это произведение великолепная вымышленная автобиография,как один из вариантов историй Гарпа, которыми ( точнее поисками истины в которых) он изводил Хелен.

Прочитано в рамках игры "Долгая прогулка". Июль 2018. Команда "Дупло всевластия"