Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 июля 2018 г. 08:11

7K

5

Еще одно сентиментальное извлечение, еще один образец метаморфозы крупного романа в детскую книгу. Небольшой фрагмент, обработанный для маленьких читателей Софьей Чацкиной, рассказывает нам о Слоне Бастилии и об Июньском восстании 1832 года в Париже.

Если первая часть – это что-то довольно мало отличающееся от «Козетты», только с меньшим размахом, то вторая, героическая часть выходит в иную плоскость. Я помню (или думаю, что помню) свои детские впечатления от «Гавроша» - я все пытался понять, кто и за что воюет. Не в плане, что мне я не понимал причин восстания, а в том, что и тогда хотелось мне больше подробностей.

Сейчас же видишь мрачную историю бездомных детей и маленького участника боевых действий. Как показал XX век, участие детей в боях – грустное и тяжелое последствие наступления эпохи массовых войн.
Но Гюго это не интересует, в самих сценах боев на баррикаде Гаврош – лишь способ совместить сцены у революционеров и с другой стороны, не более чем функция.

Сама вторая часть – это несмягченная условностями версия «Трех толстяков». Париж до барона Османа, узкие улочки с возможностью перекрыть доступ в район, достаточно простое еще в изготовлении и в возможности достать оружие. Ода вооруженному народу.