Больше рецензий

Inku

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 июля 2018 г. 16:23

2K

4 Где фантазия, там свобода

Авторы СС в своем паблике недавно похвастались, что общий тираж книги уже перевалил за сорок тысяч. Интересно, сколько (тысяч) человек купили ее, надеясь, что это продолжение проекта «придумай смешную подпись к картинке»? И сколько в результате было разочарованных?

Было от чего разочароваться. Веселых мемасов на базе средневековых миниатюр тут нет совсем, и на самом деле книга — достойное научно-популярное издание об иконографических схемах Средневековья: основные мотивы и образы в изобразительном искусстве, объяснение аллегорий, символов и систем знаков. Средоточием средневекового мира была вера и, соответственно, все рассматриваемые сюжеты — религиозного содержания. Без хотя бы поверхностного знания Священного Писания и истории Церкви читать книгу будет сложно — или вообще неинтересно, хотя авторы предельно демократичны и ни разу не свалились в кондовый академизм. Вступительно слово хорошо, и жаль, что оно не уравновешено заключительной главой: повествование обрывается внезапно, без подведения итогов.

Помимо решения чисто искусствоведческих задач, авторы, как мне видится, поставили перед собой цель показать, что Средневековье было гораздо свободнее и ярче, чем мы привыкли думать.

И вот что интересно: пока христианство было буквально растворено в воздухе, парадоксальным образом сакральное воспринималось без натужного пиетета — о, эти бесконечные ереси, Киприановы пиры и Кармина Бурана! Ну и летающие фаллосы на полях Псалтыри, да. И только с постепенной секуляризацией общества, на излете XV века возникают «Молот ведьм», Index Librorum Prohibetorum и иконографические запреты — то, что, казалось бы, является визитной карточкой «темных времен», наряду с инквизицией: несведущие люди очень удивляются, когда узнают, что основным наказанием за ересь в Средние века был денежный штраф, а больше всего ведьм было сожжено в период с 1500 по 1700 годы, то есть уже в Новое время, причем в Германии и Англии, а вовсе не ужасным Торквемадой. Вот так и работают штампы, предубеждения и черный пиар.

Многие пеняют на плохую полиграфию книги. Но у меня на полке стоит «История Средневековья» — роскошный том, великолепные иллюстрации, отличная бумага, вот только читать там нечего, за исключением предисловия Умберто Эко. Я однозначно предпочту интересное содержание сколь угодно блестящей форме и поэтому выбираю СС. И все же на корректоре издательство сэкономило зря: глаза болели от огрехов набора и пунктуационных ошибок.

Кстати, о пиаре. Я очень рада за авторов СС: всегда приятно, когда гуманитарии умудряются заработать на абсолютно, казалось бы, некоммерческом предмете своих исследований. Молодцы. Остается только посетовать, что у Олега Воскобойникова, автора не менее прекрасного «Тысячелетнего царства», нет раскрученного блога и его книга не стала таким же бестселлером.

Комментарии


Недавно читал обсуждение фильма "Трудно быть богом" Германа. Народ очень активно выступал за то, что Герман показал истинное лицо Средневековья, а ваше мнение?


Я фильм не смотрела (у меня вообще большие проблемы с восприятием визуального искусства), но могу себе представить :) Грязь, мрак и безысходность, да? Это такой стандартный жупел и страшилка: ах, мы все скатываемся в Средние века.

Вот только Средние века - это условный период с 500 по 1500 годы. Всякое было, не только Черная смерть и инквизиция, просто о них знают все. Были еще доменные печи, книгопечатание, первые университеты, Кельнский собор, в конце концов. Но, как всегда, "плохие новости" привлекают больше внимания :)


Да, все верно - грязь, мрак и безысходность, причем - в очень концентрированном виде. И уродливые лица с печатью явного вырождения - почти 100% всех лиц, хотя и мелькают порой умные глаза. Впрочем - Герман и себя там ближе к финалу засветил в миниатюрной роли вырожденца. )