Больше рецензий

sparrow_grass

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 апреля 2011 г. 15:50

3K

5

С твочеством Пелевина я познакомилась по его рассказам, когда-то давно они были опубликованы в "Химии и жизни", вот там, ещё будучи школьницей, я их и прочитала. Надо сказать, что они произвели на меня впечатление.
Когда вышел роман "Чапаев и Пустота", практически все мои друзья увлеклись им, много цитировали. Не очень я любила поддаваться общим настроениям в чтении, но прочитала, в основном из-за своей ещё детской привязанности к автору рассказа о Шестипалом. Тогда роман совершенно никакого впечатление на меня не произвёл, показался просто набором сюра, а сюра и без него хватало, сюжета я вообще не увидела, поэтому и не задержался он у меня в памяти, автор разочаровал, и я долгое время обходила стороной его произведения. По-видимому, не в подходящий момент мне книга тогда попалась, именно с точки зрения внутреннего состояния, в литературном смысле я была читателем вполне подготовленным, в смысле созвучий с реальностью тоже, разумеется, времена были интересные, чего уж там.

А сейчас внутренний момент, если можно так выразиться, оказался, по-видимому, каким-то уж очень созвучным с романом. После воспоминаний Тэффи, да ещё в подборке про цитаты мне попалась фраза



Я, Василий Иванович, совершенно не понимаю, как это человеку, который путает Канта с Шопенгауэром, доверили командовать дивизией.

Это прекрасно! Я поняла, что совершенно ничего не помню из романа, и судя по этой цитате, зря. Примечательно и то, что когда начала читать (перечитывать) книгу, едучи в метро, как раз ехала на Тверскую, с которой всё и начиналось в романе. Был не февраль, а март, но очень похожий, мрачноватый, с метелью.

В юности, наверное, ну или в какие-то моменты жизни, когда она кажется до краёв заполненной, про пустоту как-то забываешь, она отодвигается на второй план. Однако, она есть, и даже с физической точки зрения, вдумайтесь - атом - это маленькое ядро и размазанные в пространстве электроны, а в чём они существуют? Воздух вокруг нас - это всякие молекулы, летающие на каком-то расстоянии между собой, а что между ними? Мы живём на планете, рядом вертится Луна, светит Солнце, летают другие планеты, метеориты, кометы, прочие камни, а что между ними?



- Начнём по порядку. Вот вы расчёсываете лошадь. А где находится эта лошадь?
Чапаев посмотрел на меня с изумлением.
- Ты что, Петька, совсем охренел?
- Прошу прощения?
- Вот она.


В книге много пластов, и написана она мастерски, уверена, каждый увидит в ней что-то своё, какие-то свои отражения, отблески своей реальности. Иногда кажется, что это на что-то похоже, на "Матрицу", но так, какой-то тенью... на "Мастера и Маргариту"? - тоже каким-то отблеском. На "Иллюзии" Баха - это только кажимость, от них этот роман ещё дальше, чем от "Матрицы". Для кого-то (и в какой-то момент) эта книга будет очередным бредом, от которого человек устал в реальности, для кого-то интересной разминкой ума, тренировкой в угадывании литературных аллюзий, для кого-то глубокой философской вещью, для кого-то просто поводом поразмыслить и т.д., и каждый будет прав на самом деле, потому что никакого "на самом деле" нет. :)

1 2

Комментарии


Конечно, интерпретаций романа и его слоёв может быть множество, свои личные некоторые интерпретации я решила поместить здесь в комментах, добро пожаловать к обсуждению, если есть желание.


Я думаю, что одна из главных тем романа - это осмысление вписываемости постсоветских людей в современный мир - если сказать узко, а в более широком смысле - проблемы, возникающие у людей при резких сменах парадигм, когда коллективное сознание довольно быстро меняется, и во-первых, не все за этим успевают, во-вторых, это не проходит всё равно бесследно для психики, а в-третьих, быстрые подмены сознания просто не могут быть органичными.

Ключевые моменты - первый и последний разговоры Петра с психиатром Тимур Тимуровичем. "Но вопрос, тем не менее, остаётся - почему одни устремляются, так сказать, к новому, а другие так и остаются выяснять несуществующие отношения с тенями угасшего мира...." и вопросы анкеты. Поэтому да, действие происходит в пустоте - герой строит несуществующие отношения с тенями прошлого, но для него они более реальны, чем современные подмены, которые ярко нарисованы его сокамерниками по палате.


Вот именно и называется "петь хором, вместо того чтобы оперировть" ;) Все люди разные, безусловно. Не вижу каким образом можно сочетать созидательную деятельность и подобные метафизические метания. А ведь реальная созидательная деятельность - это залог порядка и процветания общества! Чистые туалеты и мусор в специально предназначенном месте - это совершенно реальные вещи, которые создают атмосферу и настроение. Они не там, где ничего. Они пахнут. И разруха - это тоже реальность, которая вводит в депрессию и заставляет читать вот такие вредные книженции, который Пелевин строчит.
Когда критическая масса людей с блуждающим умом перевешивает, вот тогда страна и начинает разваливаться. В общем, книжка либо для молодежи, либо для старичков, либо для тех, кто небо коптит ;)


Книга для тех, кто никак не может найти себя и понять, зачем он родился и зачем нам солнце светит. Но, к сожалению, ответов это произведение не дает, тем самым вводя человека в еще больший хаос, хорошо если не депрессию.
http://www.livelib.ru/review/459582#comments


Ух ты!обязательно прочту, обязательно.Мне очень понравились Ваши комментарии.


Наверное, лучший роман Пелевина, и рецензия хороша... Пустота -- она не только между молекулами, она и в духовном мире..

К комменту sparrow_grass о коллекитвном сознании -- цитатка из "G П"



Вот, например, ты пишешь: «коллективное бессознательное». А ты знаешь, что это такое?
Татарский пошевелил в воздухе пальцами, подбирая слова.
– На уровне коллективного бессознательного, – ответил он.
– А ты не боишься, что найдется кто-то, кто знает отчетливо?
Татарский шмыгнул носом.
– Господин Азадовский, – сказал он, – я этого не боюсь. Потому не боюсь, что все, кто отчетливо знает, что такое «коллективное бессознательное», давно торгуют сигаретами у метро.


А с "Белой гвардией" Булгакова у "ЧиП" нет пересечений?


Это ты стебёшься, или серьёзно? Если вдуматься, то что-то есть... Тоже написана буквами, кириллицей и на русском... А что ещё?


Я всегда стебусь, и всегда серьёзно!


...проблемы, возникающие у людей при резких сменах парадигм, когда коллективное сознание довольно быстро меняется...



- вот это вот, т.е. смена общественной формации - по-своему апокалиптична по своей природе, что и наполняет такие процессы метафизическим смыслом. Вроде у Михаила Афанасьича аналогичные мотивы звучат.


Мотивы апокалипсиса у Булгакова звучат в полный голос. А пустота-пелевинское.


У меня лично не рождается однозначных ассоциаций.
С чем, наверное, можно ещё каким-то боком сравнить, так это с Кастанедой, но его я не читала, только так, на слуху в своё время много было, мои друзья мне куски зачитывали.


Теперь вижу, что много пересечений с Белой гвардией, кстати. Особенно атмосфера.


Да, про пустоту можно продолжать и продолжать. :)


«Лучший» — пожалуй, спорное слово.
Я бы сказал, что это — квинтэссенция, выжимка всего пелевинского солипсизма, книга, с самой высокой концентрацией пелевинской зауми.
Очень густая, но и очень зубодробильная.

Так что Аманде-Винамп я бы посоветовал начать с чего-нибудь попроще и поудобоваримее, если это будет первое знакомство с автором.


Очень хорошая рецензия! Вы очень точно определили главные темы и проблемы романа, я с Вами полностью согласна! Еще мне вспомнилось, что я тоже начинала свое знакомство с Пелевиным с его рассказов.Это были "Проблема верволка средней полосы России" и "Бубен верхнего мира".)


Спасибо за добрые слова. :)


Про Затворника это повесть, а не рассказ)


По объему на повесть не тянет...


Повесть не имеет устойчивого объёма.


Формально - да, но это было очень давно, когда я читала в ХиЖ, лет 20 назад. :)


Ну эта ошибка всё равно никак не влияет на хорошое качество рецензии)


Я начинала знакомство с автором как раз с этого романа, и до сих пор считаю его лучшим у Пелевина, а также одной из своих любимых книг. И спасибо за рецензию - очень хороша!


Я не поняла, о чем эта книга.


Много о чем, как это обычно бывает, каждый находит что-то свое.
Я бы разделила эту книгу на две основные составляющие - социальную и мировоззренческую, причем они сильно взаимно пересекаются. В социальной мне лично особенно близко рассмотрение нашего восприятия нашей же истории, в частности, революции. В конце 80-ых - начале 90-ых, когда Советский Союз рушился, люди, кто как мог, барахтались среди этих осколков, и каждый решал по-своему - либо пытался цепляться за них, либо пускался в свободное плавание. В ЧиП я увидела (и это попадает в резонанс с моим собственным состоянием) эту самую сквозную нить - мы и наше прошлое несколько десятков лет назад, наше отношение к нему, наше настоящее через призму нашего прошлого и т.д. и т.п. Но особенно приколола фраза про "несуществующие взаимоотношения с тенями прошлого", как-то так. Вот именно, что иногда это именно так.

Ну а мировоззренческая, я думаю, что тут сплошные отражения идей Дзен. С этой книги Пелевина я и стала, кстати, интересоваться Дзен. :)


Уже подзабыла немного сюжет, но, если мне не изменяет память, объективный мир в этой книге иллюзорен, и о какой-то истории в традиционном понимании говорить трудно (вселенную создал Котовский же, да?) :)
Сомнительно, конечно, что Пелевин выбрал исторический период произвольно, но если одной из задач и являлось поднятие исторического самосознания, то она похоже была не основной. А если и влияет на основную (поиски Внутренней Монголии), то каким образом - не знаю...

Да и в религии я не верю, совершенно) Отсюда и недопонимание с книжечкой.


P.S. На том, чем является основная тема, я не настаиваю. Как правильно было замечено, каждый увидит что-то свое. Правда, я сама люблю однозначность, а феномены вроде смерти автора (где как раз-таки вариативность прочтения доведена до крайности) у меня почему-то не вяжутся с этим автором. Все равно здоровое желание найти смысл и, желательно, оригинальный побеждает.


В том-то и дело, что каждый видит то, что видит. И необязательно, кстати, чтобы читатель видел то же самое, что хотел сказать автор. Вообще, почему человек пишет книгу и почему человек читает книгу - для этого же есть разные причины, правильно?

Мне помнится, что нам в школе рассказывали даже про Тургенева, что он весьма и весьма удивлялся, когда в его "Отцах и детях" видели что-то революционное. Кстати еще, что я вижу - что каждое поколение одну и ту же книгу читает по-разному. В наше время "Заводной апельсин" был культовой книгой, сейчас я вижу, что в основном эта книга просто шокирует читателя, и многим хочется "вернуть смертную казнь", грубо говоря.

Поэтому я не настаиваю на своем видении книги, разумеется, да и это неважно. Но если мы ведем конструктивный диалог (я исхожу из этого), то Вы задали мне вопрос, я на него отвечаю, как могу.
Про объективный мир. Вам хочется ясности, а ее нет. В том-то и дело, что когда ВИ ставил Петьку в тупик всеми этими "что и где существует и существует ли вообще", и Петька в ответ пытался подолвить ВИ вопросом про "где лошадь?" - что ответил ВИ? - правильно, - офигел, что ли, вот же она. Меня этот момент приводит в восторг, если честно. То, что реальность наших 90-ых существует в воображении Котовского - это тоже очень классный момент. И тоже, каждый его понимает по-своему. Меня этот момент тоже завораживает, могу долго об этом думать, но однозначно объяснить, наверное, не смогу.

1 2