Больше рецензий

7 июля 2018 г. 19:10

279

3.5 Игры в Бога

Блестящий мастер парадоксальной интриги, Фаулз обрёк меня разгадывать смысл своего таинственного повествования. Сам Автор заявлял, что смысла в "Волхве" не больше, чем в пятнах Роршаха, и единственная его цель - это отклик читателя. Но я думаю, он лукавил. Художник не обязан объяснять своё искусство. Как и Бог свои игры.

У меня, как и у многих, почти всю дорогу возникало желание бросить книгу, не дочитывать её, всё в ней казалось какой-то пустой бессмыслицей и переливанием из пустого в порожнее. Несмотря на то, что Фаулз искусно владеет навыками создания шикарных словесных построений и поражающих ум интригующих поворотов событий. Читала я её очень медленно. Но я знаю по опыту, что толстые книги имеют свойство удивлять, обычно ближе к середине, но в данном случае - в конце. Первые аж 600 страниц читались через силу, а последние 200 всё же доставили удовольствие и даже заставили переоценить весь роман целиком.

Главный герой Николас Эрфе не вызывает симпатии, а повествование ведётся от его лица, поэтому ты будто бы слушаешь рассказ о довольно интересных событиях, но от довольно неприятного человека. Фаулз намекнул нам фразой самого Николаса о Митфорде, неприятно именно от того, что ты видишь в нём собственные черты, только гипертрофированные и выставленные на пьедестал. Это роман о юности, а кто из нас не был в юности чрезмерно самонадеянным, глухим и равнодушным к чужим чувствам, озабоченным лишь своими желаниями?

По сути Николас - обычный юноша, неглупый и образованный, романтичный скептик, ненавидящий современность, чья жизнь была бесцельна и неопределённа. Поэтому его поэтическую натуру так тянуло к таинственной и загадочно жизни на острове Фраксос, к приключениям, подальше от обыденности и предсказуемости. Нереальный мир более ценен для него, чем тот, в котором он вынужден находиться. И его можно в этом понять. И всё-таки стоит отдать должное Фаулзу, он очень красиво и ловко, с нотками мистики, психоанализа и детектива, передал то, к чему приводит юношей такая тяга, если они не успели покончить с собой.

После пережитых Эрфе испытаний и унижений, чтение становится куда приятнее. Герой наконец-то становится более человечным, появляется сочувствие к нему. Обычно горе не приходит только для того, чтобы разрушить нас. Если мы достаточно сильны, то болезненные переживания обогащают нас, они дарят нам нечто ценное, очищение и прозрение. Они меняют нас изнутри. И неспроста Фаулз вставил в роман столько аллюзий и отсылок. Эрфе (как Орфей) проходит через преисподнюю, чтобы вызволить у Аида (Кончиса) свою возлюбленную Эвредику (Алисон). Николас проходит через катарсис, или как называл это Кончис - дезинтоксикацию и инициацию. Он был призван, но куда?

Поистине, философия достигнет вершин успеха, если ей когда-нибудь удастся обнаружить средства, используемые Провидением с тем, чтобы привести человека к своему предназначению. Только тогда мы сможем предписывать несчастному двуногому животному определенные способы поведения, указав ему верный путь среди житейских терний. Только тогда человек освободится от причудливых капризов судьбы, которой мы даем двадцать различных имен, поскольку ничего конкретного о ней не знаем.
Де Сад. "Несчастная судьба добродетели"

Паутина лжи и интриг, загадок и тайн создана не для того, чтобы запутать его и дезориентировать, а чтобы освободить его от собственных иллюзий. Только через катарсис человек сумеет себя обрести. Если до произошедшего Эрфе не знал своих собственных мотивов, плыл по течению, поведение его было реактивно, то после эксперимента Кончиса над ним, он смог ощутить кожей, что всё внешнее - иллюзия. Через болезненное разрушение этих иллюзий понял, что проблема не в зыбкости того, что снаружи, а в зыбкости того, что у него внутри, и тогда он стал искать опору не во внешнем мире, а в себе.

И все-таки, кто же я, кто? Кончис был близок к истине: просто-напросто арифметическая сумма бесчисленных заблуждений.

В чем же был замысел метатеатра и чародейства Кончиса? Почему рабочее название книги - «Игра в бога»? Если бог есть, разве не посылает он нам то же самое, точно такие же испытания для души? Пусть не столь гипертрофированные, но с той же начинкой?

Я тебя учил тому, что будет в твоей жизни – внешним, и все эти вещи оказались ложными, фальшивыми, красиво шуршащими обертками от шоколадных матрешек. Ты срывал обертку, внутри оказывалась – другая, ты хотел вкусить – и не мог понять, где же конфета: ты был обманут…и в тот момент, когда ты прекратил бессмысленно разворачивать обертки, ты – прозрел, и обрел меня, т.е. Бога.