Больше рецензий

6 июля 2018 г. 13:17

557

5

Если говорить о сюжете этой книги, то много времени это не займет. Живет в заволжских лесах купец-тысячник Патап Максимыч Чапурин, его жена Устинья Захаровна и две дочери на выданье - Настя и Прасковья. Вот, собственно, и все. Книга настолько самобытна, что вы даже не заметите, что сюжета как такового в ней нет, ведь у семейства Чапуриных обширные родственные, дружественные и торговые связи. Людей в этой книге много, но вы не запутаетесь в их именах: каждый персонаж описан подробно и с большой любовью, каждый сыграет какую-то свою роль, каждый оставит по себе ощущение настоящего знакомства, такого, которое длится многие годы. Между прочим, Чапурины и их близкие - староверы, так что вас ждут многочисленные описания быта, обрядов и традиций.
Казалось бы, скучновато должно быть. Нетушки и фигушки! Основная составляющая этой книги - славянский фольклор. Для таких читателей, как я, это настоящая ловушка, потому что, хотя я и чувствую эйфорию, но все же и безумно хочу спать. На протяжении нескольких дней я ложилась на два-три часа позже обычного, лишь бы подольше оставаться в этом дивном мире. Потрясающий язык русской старины! Я наслаждалась каждой страницей. Честно.
Рекомендую опытным книгочеям. (Очень рекомендую.) Далее следуют цитаты.

– Какое у тебя приданое? – смеясь, сказал солдатке Никифор. – Ну так и быть, подавай росписи: липовы два котла, да и те сгорели дотла, сережки двойчаты из ушей лесной матки, два полотенца из березова поленца, да одеяло стегано алого цвету, а ляжешь спать, так его и нету, сундук с бельем да невеста с бельмом.

– Замолола!.. Пошла без передышки в пересыпку! – хмурясь и зевая, перебил жену Патап Максимыч. – Будет ли конец вранью-то? Аль и в самом деле бабьего вранья на свинье не объедешь?..

Хозяюшка в дому, что оладышек в меду: ступит – копейка, переступит – другая, а зачнет семенить, и рублем не покрыть.

Идем по задворкам, крадучись тихими стопами, яко тати…

Эх, леса-лесочки, алые цветочки! Век бы тут гуляти, алы цветы рвати, крепко обниматься, сладко целоваться!..

– Чему заржала, окаянная? – визгливо шумела она, отряхая жидкую грязь, со всех сторон облепившую иноческое ее одеянье. – Тряслось бы над тобой да висло, беспутная!.. Чирей бы те в ухо да камень бы в брюхо!.. Чем бы пожалеть старуху, а она зубы скалит, пересмеивает… Чтоб тебя пополам да в чéрепья!.. И угораздила меня нелегкая с этакой шалопутницей на богомолье идти!.. Гулянки у тебя на уме только да смехи, о молитве и думать забыла… Околеть бы тебе без свечей, без ладану, без гроба, без савану!..

– Давно, батюшка, знаю, что на тебе два чина: дурак да дурачина.

– Слушай, что деды-прадеды наши говаривали: перву пить – здраву быть, другую пить – ум веселить, утроить – ум устроить, четвертую пить – неискусну быть, пятую пить – пьяным быть, чара шестая – пойдет мысль иная, седьмую пить – безумну быть, к осьмой приплести – рук не отвести, за девяту приняться – с места не подняться, а выпить чарок с десять – так тут тебя и взбесит.

– Говорится же пословица: «Хитра, мудра баба казанская, похитрей ее астраханская»…

Книга прочитана благодаря игре Killwish. Ребята, большое спасибо!