Больше рецензий

5 июля 2018 г. 13:51

2K

3.5

картинка missis-capitanova


Трансформация моих впечатлений от книги в соответствии с 3-мя ее частями.

ЧАСТЬ 1. ЗАВОРАЖИВАЮЩАЯ.



Первые мои впечатления после начала чтения "Красных цепей" сводились к тому, что мне думалось, как приятно находить среди современной русской литературы подобные изумительные книги! И что не может не радовать - в последнее время их становится все больше и больше! Первый десяток страниц - и я в восторге и не могу сдержать своих эмоций! В этот период мне приходилось буквально насильно отрывать себя от чтения - книга словно омут поглотила меня с головой. Аннотация обещает нам кровавую цепь убийств, в которую вплетены средневековые мистерии, преступные страсти, безумие и одиночество... Моя ошибка заключалась в том, что почему-то я четко для себя решила, что автор сможет из всех этих ингридиентов создать детектив, в котором все будет по итогу логически обосновано, а любая мистика найдет свое рациональное пояснение...

Что особо хочется отметить - это слог автора и умение посредством него создать определенную атмосферу. Мне очень понравилось как пишет Константин Образцов. У него шикарный стиль, очень яркие описания, местами довольно точные наблюдения о жизни, о характерах и судьбах. Я бы его назвала российским Карлосом Руисом Сафоном - несмотря на мрачность сюжета, на определенные элементы мистики и готики, их книги одинаково захватывают. Как в случае Сафона и его Барселоны, так и у Образцова по прочтении книги раз и навсегда влюбляешься в нарисованный им Питер. Тёмные дворы-колодцы, мокрый асфальт, осклизлые листья, дома, которые так плотно прижаты друг к другу, что уже слиплись от времени, плесени, болотной сырости и туманов, дрожащие и мигающие огни фонарей и фар проезжающих мимо машин, освещенные квадратики окон многоэтажек, тяжелый и густой запах прелой листвы и мокрой земли, несвежее дыхание каналов, сдержанные, холодные и немного надменные здания... Если вы любите осень, дождь и первые холода так же, как и я, то описание Санкт-Петербурга в этой книге не оставит Вас равнодушных. Атмосфера осеннего города, в котором орудует нечто, несущее смерть и страх, передана просто выше всяких похвал! И, кстати, еще одна параллель между этими двумя авторами - у Сафона в книге "Тень ветра" сюжет завязан на некой книге Хулиана Каракса, у Образцова - на "Rubeus vinculum" и у обоих книг поразительно схожая судьба: в свое время они обе были изданы весьма небольшим тиражом, позднее на типографиях вспыхиваю пожары, уничтожившие практически весь тираж и разоривший издательство... Совпадение? Или кто-то отчасти воспользовался чьей-то задумкой?

Теперь что касается героев. Лично мне они в первой части показались слегка заурядными. В последнее время в литературе активно используются такие типажи как одиночка, с какой-то душевной травмой, набором разнообразных вредных привычек, но незаменимый при этом как профессионал или герой, который имеет довольно богатых родственников, но по каким либо причинам отдаляется от них и зарабатывает себе на жизнь на грошовой, но любимой работе. Я не могу сказать, что Алина Назарова или Родион Гронский получились штампованными, но отдельные элементы их образа были взяты с уже примелькавшихся героев. Это не плохо и не хорошо - просто факт остается фактом... Хотя в первой части я и отметила, что похоронный агент и судебно-медицинский эксперт - весьма и весьма оригинальный тандем для расследования преступления...

Первая часть была прочитана на одном дыхании. Запал мой резко сошел на нет, когда в ее конце появляется такой персонаж как Вервольф. Вот тут то я начинаю понимать, что мои надежды на то, что развязка у истории будет исключительно реалистична и логична, скорее всего не оправдаются. Я вполне нормально отношусь к подобной нечисти в литературе, но вот сама таких тем стараюсь избегать. Для меня, если я читаю детектив, все в нем должно быть глубоко рационально и объясняться исключительно с позиций разума, без прибегания к каким-либо потусторонним силам... Удовольствие в конце первой части мне так же подпортили вкрапления отрывков из старинного манускрипта "Хроники Брана" о приключениях лорда Валентайна, его дочери Вивиен и ее верного слуги, так как благодаря им мои надежды на исключительно человеческий характер преступлений, совершенных в Питере, рухнули как карточный домик...

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОБЕСКУРАЖИВАЮЩАЯ.


Восторг сменяется удивленным недоумением... О чем я читаю? Алхимия, эликсир жизни, вампиры, оборотни, бандитские разборки и деление сфер влияния, странные метаморфозы с главными героями и открытие у них двойного дна... Если в первой части герои хоть и показались немного штампованными, но негатива не вызвали, то раскрытие их образа в дальнейшем вызвало небывалый скепсис. К примеру, в начале Алина видится нам собранной, профессиональной, неглупой девушкой (пусть и немного наивной). Во второй части ее как будто подменили. После всех событий она все еще верит в то, что ее обращение в правоохранительные органы что-то решит. Как можно было спуститься в подвалы "Данко" и элементарно даже не сфотографировать то, что она там увидела? Как можно расчитывать на то, что полиция поверит ей на слово и по одному ее звонку поднимет всех сотрудников для проведения спец.операции? И это при том, что человек работает в структуре, близкой к правоохранительной, знает всю ее подноготную, много раз убеждалась в ее коррумпированность и теперь еще и знает о том, какие высокопоставленные люди являются клиентами этой клиники? Тот факт, что магнитный ключ Кобот оставил охраннику, тоже не выглядит правдоподобным! Если подземельями пользуется только он, соответственно и ключ предназначен только для него? Смысл оставлять его на проходной? Для кого? Для себя? Так проще и логичнее носить его при себе! Да и история о том, как Алина провела охранника выглядит настолько нелепой, что напоминает кадр из какой-то дешевой голливудской комедии, где многие персонажи выстроены по принципу "тупой и еще тупее". Девка работает пару недель в клинике, а охранник, который здесь с момента ее основания, безропотно отдает ей ключ! Если бы Кобот был на проводе и Алина действительно сказала ему то, что сказала, не брать трубку не было смысла - нагоняй бы прилетел хоть так, хоть так. Так лучше было бы взять и получить инструкции непосредственно от начальства!!!

С Гронским во второй части лично для меня вообще получилось смешно. Ну кем еще мог оказаться похоронный распорядитель, как не бывшим тайным агентом, лучшим из лучших? Сиротой, которого взял на воспитание бандит в законе, получившим лучшие навыки шпионажа, объездившим весь мир, хватающим с неба все звезды, пока не провалил важное задание? Правильно - никем иным! Сцена, где худосочный, страдающий жутким похмельем Гронский с помощью всего нескольких пальцев обезоруживает бандитов в квартире Алины, напомнила мне мультфильм "Панда Кунг-Фу" и секретный «пальцевый захват Уси». Ну честное слово, это очень банально, примитивно и заезжено как в литературе, так и в кинематографе! Введение в сюжет таких персонажей как Кардинал и Абдулла и описание их разборок на заброшенном заводе вообще напомнило мне кадры из фильма "Бандитский Петербург". Вернее, "Бандитский Петербург" замиксованный с "Ночным дозором"... Для меня во второй части, что называется, "... Всё смешалось в доме Облонских..."

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. РАЗОЧАРОВЫВАЮЩАЯ


Третья часть стала контрольным выстрелом автора в мои читательские надежды. То, что начиналось так хорошо и многообещающе, доставило в итоге полнейшее разочарование. Особенно это касается героев. Гронский, у которого два ребра сломано и как минимум в трех еще трещины, сотрясение мозга, порезы на голове, колотые раны плеча и вероятные внутренние повреждения после встречи с оборотнем, как ни в чем не бывало мечется по городу и дерется как лев на крыше с шестисотлетним вампиром. Что тут скажешь? И если во второй части Рембо у нас только Родион, то третья покажет нам, что Алина тоже недалеко от него уйдет. Сцены ее ловкого и умело избавления от хвоста из людей Кардинала и борьбы с нечистью в "Данко" я читала скрипя зубами - уж очень хотелось бросить книгу. При чем, Гронский дал ей указание выжечь клинику из гранатомета и оставил адрес, по которому потом она сможет его найти. Как она поняла, что пробираясь по подземному лабиринту под клиникой, попадет под нужный дом?! Эта беготня с гранатометом на одном плече, дробовиком на другом и с пистолетом в руках выглядела убого. О поединке с Кристиной я вообще молчу! Уж очень легко ей удалось одолеть древнюю ламию. А Родион, весь такой по сюжету наделенный недюжинными аналитическими способностями, весьма туго доходил до того, кто есть Кристина на самом деле. И, кстати, история об избранности Гронского в конце меня очень сильно разочаровала.

Единственный персонаж и единственная сюжетная линия, которая меня тронула в книге, это история Маши Галачьянц. Девочку действительно жаль. И пусть я покажусь кому-то злой и циничной, но в определенный словах Некроманта есть доля истины - некоторые люди в этом мире не годны ни на что более, чем стать ингредиентом для ассиратума. Это лучшее, что они могут сделать в своей жизни...

Некоторые вопросы в книге для меня остались без ответов. Например, то, как художник Каин мог видеть будущих жертв и переносить их на полотно; почему слуги леди Вивиен не могли сами справится с Некромантом и т.д. Кстати, что весьма меня позабавило в финале, так это способ, каким Кристина обращала мужчин в вампиров!)) Такого я еще не читала! Укус на шее нервно курит в сторонке как банальный и изжитый прием! :))

Резюмируя, скажу только, что как писатель Константин Образцов мне симпатичен во всем, кроме вплетения в свои сюжетные линии сверхестественных элементов. Я бы с удовольствием почитала у него что-нибудь более приземленное и рациональное, но пока что нечего. Дальше продолжать знакомиться с циклом "Красные цепи" я вряд ли стану... Просто не мое...

Книга прочитана в рамках 1-го тура игры "KillWish"
23/30

Комментарии


Ну как, Образцова больше не читали? Вторая книга куда лучше, по-моему. Может, дадите ей шанс? Только не читайте третью. Считаю, она еще хуже первой.

Что касается Красных цепей, надо сказать, я согласен с вами. Недостатки книги вы верно подметили. И это очень жаль, т.к. потенциал у книги большой. Можно было бы написать куда лучше.

Я вот сначала думал, что в итоге Гронский окажется маньяком с раздвоением личности и поймает сам себя. Было бы круто, правда? =)

Впрочем, мистика тоже неплохо, на мой взгляд. Только следовало бы безжалостно вычеркнуть линию Кардинала. Уж потому хотя бы, что будни таких вот организаций (если они существуют) сложно описать правдоподобно. Кардинал не выглядел для меня правдоподобно.

Но даже если бы допустить его существование, то Гронскому с Алиной вряд ли удалось бы обмануть Кардинала. Да и супер-пупер-шпион Гронский не выглядит правдоподобно. Лучше бы он был каким-нибудь фсбшником, списанным за профнепригодность. Смотрелось бы правдоподобнее.

И да, художник-прорицатель, проживающий по-соседству с колдуном это перебор. Слишком много мистики. Не верится.

Но Молоту ведьм вы попробуйте дать шанс. На мой взгляд, эта книга ощутимо лучше Красных цепей.


Спасибо за впечатляющую рецензию.
Так какой резюм в итоге: читать или нет?