Больше рецензий

4 июля 2018 г. 12:20

387

5

Интернет говорит нам, что Константин Дмитриенко - поэт, издатель и любитель литературы из Владивостока. В течение двадцати лет он писал свою "Повесть", по завершению сам же ее издал, потом книгу прочел известный приморец Макс Немцов и, говоря его же словами: "«тут-то я и ох**л»". Дальше, как в сказке, рукопись попала в Эксмо, книгу издали уже широким тиражом. Интервью с Максом Немцовым тут - kotbrodskogo.ru/articles/post/96-max-nemtsov

О чем эта книга? Смотри название. О чучеле, тигровой шапке и Малом Париже. О золотоискателях и золотопромышленниках Дальнего Востока, а точнее - Амурской области. С первых переселенцев и до наших дней. По словам самого Дмитриенко: история эта о простых людях, которые "даром, что золотоискатели, и проживают свою жизнь в довольно простой логике: нашел самородок – купил водку, не нашел – не купил" (встреча и интервью Дмитриенко тут - primamedia.today/post/509). А еще о самом Приморье, в мифах, обычаях и судьбах самых разных национальностей, из которых складывается потрясающая мистическая и приключенческая история.

Разобраться в этой истории по началу очень непросто. Да и втянуться сразу не получается. Короткие, будто не законченные главки раскидывают героев и события по времени, месту и всей книге. Немного утомляет мешанина из стилей и форм: то поэтические легенды, то художественные воспоминания и байки, то нарочито вульгарная публицистика. Почему-то это не воспринимается как авторский прием, а кажется какой-то неопрятностью. Дмитриенко 20 лет сочинял, и, наверное, многое поменялось за это время. Но написано всё равно хорошо, понимаете. За поэтику, за образы, да и за саму историю прощаешь автору всё. К тому же в финале все события и герои так соединяются, что наступает настоящий катарсис.

В этой книге встретилсь две моих больших любви: к Дальнему Востоку и к периоду начала 20 века и гражданской войны. Русские, японцы, китайцы, тунгусы, эмигранты, каторжники, белые, красные, партизаны, казаки, оборотни, драконы и собака с рыжими ушами, честно, мне больше ничего не надо. К тому же в чувстве юмора автору не откажешь.
И еще, я пережила опыт, выражаясь словами Эко, "интертексутальной иронии". Спокойно читаешь книгу, и тут явно понимаешь, что тебя отсылают к "Сердцу Тьмы" Конрада. Еще до упоминания Куртца и Марлоу. Опыт узнавания, понимания и невероятного, как мне кажется, совпадения с автором. Опять же, перефразируя Эко: образцовый писатель встретил образцового читателя. Дмитриенко в своем интервью поминает еще Кортасара, Павича и Оэ, но их я не разглядела. Тогда уж Маркеса надо вспоминать с одной дождливой деревенькой, затерянной в джунглях.