Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

4 июля 2018 г. 10:42

4K

5 Сжечь сарай

По титульному рассказу этого сборника Харуки Мураками снят южнокорейский фильм «Пылающий», который выходит в прокат в июле, месяц у меня традиционно кинематографический, потому что приезжает на каникулы дочь. И значит, не мешает заранее составить представление об одном из фильмов, на который непременно сходим. Потому что хвалят. Не будучи фанатичной поклонницей японского писателя, к некоторым его вещам питаю большую нежность, Sputник и Цкуро Тадзаки совсем мои, не могу того же сказать ни об одном из читаных в разное время рассказов, тем интереснее было свести знакомство со сборником, которого прежде не знала. Рассказы, составляющие его, написаны давно, с 82 по 84 год, не цикл – какого бы то ни было сквозного героя или даже намека на сюжетную связь нет, потому расскажу о них в том порядке, в каком расположены в сборнике.

Итак «Светлячок». Частый у Мураками мотив любви-дружбы, любви-приятельства, когда молодые люди обоих полов тесно общаются, не составляя пар, о которых можно было бы сказать: Он ее парень, она его девушка. В большей степени дружба и общение в пределах одной компании. Именно такая объединяет старшеклассников из провинциального городка, двух юношей и девушку. Равномерного взаимного притяжения между ними нет, девочка и один из мальчиков знакомы с детства, дружат семьями, его другу не о чем с ней поговорить, но в его присутствии общие темы находятся. И вообще им втроем комфортно. До тех пор, пока общий друг не запирается в гараже в машине с включенным двигателем. А спустя год двое оставшихся случайно сталкиваются в Токио, куда приехали учиться. И начинают вместе совершать многокилометровые пешие прогулки, почти не говоря друг с другом. Пока однажды им не случается переспать в ее день рождения, после чего расстаются окончательно. Почему «Светлячок»? Сосед по комнате в общежитии дарит герою, уезжая на каникулы. Но свет малютки еле виден и рассказчик выпускает его.

«Сжечь сарай» второй по порядку. Тридцатидвухлетний женатый писатель знакомится с привлекательной девушкой, моложе себя почти на двенадцать лет – немного роман без обязательств и большого взаимного притяжения, который окончательно затухает, когда она едет в Африку, возвращаясь уже подругой этакого японского Гэтсби: отличные костюмы и стильная машина, явно богат, хорош собой, мутное прошлое, непонятно чем зарабатывает («внешняя торговля» – обронил туманно). Как-то раз эта пара заваливается к писателю, жена которого отсутствует, много пива, немного отменного качества каннубиса, пока девочка засыпает, мужчины беседуют. Гость признается в пиромании – он получает психологическую разрядку, изредка поджигая бесхозные заброшенные сараи: бензин, спичка и с безопасного расстояния любоваться, как горит. Он и здесь, прямо в окрестностях уже присмотрел один подходящий. Гости уезжают, а писатель вооружается картой окрестностей и пытается вычислить обреченное строение. А после составляет маршрут утренней пробежки, лежащий через все пять подходящих точек. И бегает день за днем почти полгода. Пока, встретив своего гостя, не задает ему вопрос о сарае: Что же, мол, не сжег? Сжег – отвечает, - И тот был даже ближе к вам, чем вы могли подумать. А кстати, вы не знаете, куда пропала имярек? Полгода уже от нее ни слуху, ни духу...

«Танцующая фея». Откровенный, хотя довольно очаровательный, сюр. Некая дальневосточная держава, Китай, Япония, Корея? Прежде была Империя, но на памяти одного поколения свершилась революция. Радикально ничего не поменялось, слоновий завод, на котором работает рассказчик, по-прежнему функционирует. Методика незамысловата как грабли: отлавливается один слон, разнимается на части, дополняется фейковыми деталями и назад в природу выпускается пять особей. Нормально, чо, просто мы любим слонов и не имеем времени ждать естественного прироста. Одному из рабочих начинает сниться танцующая фея, которая пророчит, что скоро он станет плясать с ней среди лесов. А дальше будет странная лавстори: понемногу от «Огневушки-Поскакушки» и «Хозяйки Медной Горы» Бажова, отчасти «Труп невесты» Тима Бёртона, крохи андерсеновской «Русалочки». Занятный рассказ.

«Слепая ива и спящая девушка». Тоже достаточно сюрреалистично, но здесь внешне совершенный реализм, сюровое настроение, состояние, детали. Молодой человек, потерявший в Токио работу, приезжает собраться с силами в маленький городок детства и по просьбе тетки везет двоюродного брата на прием к отоларингологу. У мальчика сложное расстройство слуха, которое началось после удара мячом на уроке физкультуры много лет назад, прогрессируя в глухоту. Сильный рассказ, по настроению напомнил Фолкнера.

«Три германские фантазии» - миниатюры, которых я откровенно не поняла, потому и сказать о них что-то вразумительное мне сложно, особенно о первой. Полета авторской мысли, ассоциирующей порнографию с историческим музеем, мое скромное воображение не разумеет. Хотя да, третья новелла о висячих садах, если верить рассказу Антона Долина о фильме «Пылающий», просочилась в фильм фермой, расположенной на границе Северной и Южной Кореи (Западного и Восточного Берлина). Общее впечатление как от достойного сборника рассказов, ни один из которых не шедевр, но все на очень высоком уровне.

Комментарии


В вашем пересказе мне больше всего понравился сюр со слонами. Нестандартная бизнес-идея, и на пользу дикой природе :)))
Похоже немного на генномодифицированных бабочек с эмблемой кока-колы на крыльях :)


Да, в Танцующей Фее занятная идея.
И мне кажется, не в последнюю очередь она привлекла ваше внимание потому что концепция Франкенштейна в любых вариациях не оставляет вас равнодушным.


Ещё больше меня привлекает автор концепции. Удивительная девушка :)


Все-таки Мэри? А кино смотрели?


Смотрел, даже более одного варианта. Не понравился ни один.


Я тоже как-то давно видела , а новое и смотреть не стала.


У кинорежиссёров возникает непреодолимой искушение использовать визуальные возможности своего искусства на полную мощность. В результате получается фильм ужасов. За пределами рассмотрения остаются психологические тонкости, не говоря уж об идеях, которые и ввела в оборот Мэри Шелли.
Плюс "средний" зритель ожидает триллера. Ну и получается, естественно, фильм ужасов.

А ведь в книге у beast-а единственная мотивация. Он не хочет никого убивать. Он хочет всего лишь любви и понимания, того же, что и все мы. Но обстоятельства так уж неудачно для него сложились.
"Отец" его был умён, но не имел эстетического таланта. Плевал он на эстетику, его голая наука интересовала. И получилось чёрт знает что. Это ещё одна важнейшая идея для всех времён и народов.

В тех фильмах, что я смотрел, ничего такого нет в помине.
Очень грустная история: в конце все-все умерли :) Включая режиссёров :)))


Согласна. Я не случайно об этом вспомнила. Сейчас читаю вот.


Блин! Это я стану читать только под дулом пистолета :)))
Зачем вы это читаете?


Вы чего, это ж номинант Букера. Арабская фантастика и всякое такое.
Хотя, если честно, меня не торкает. Но уже немного осталось, дочитаю.


Арабская фантастика -- это сказки тысячи и одной ночи. А это -- чистой воды конъюнктурщина. Спекуляция на актуальной теме и паразитирование на известных именах Мэри Шелли и Виктора Франкенштейна. Автор -- натуральный багдадский вор :)))
Даже Букер повёлся, но меня им не обмануть.

Интересно будет почитать вашу рецензию. Вам часто удаётся даже про откровенную лабуду написать что-то осмысленное в позитивном стиле. На вас только и остаётся надеяться этому иракскому автору :)


А мне у Мураками только "Страна чудес без тормозов" понравилась ...
Жаль он от этого жанра отказался.


А я не читала. Что за жанр?

Ох ты ж, заглянула в аннотацию.

Страж Ворот оттягивает мне правое веко и протыкает зрачок острием ножа…

Впечатляет. И снова проткнутый зрачок. только позавчера про это писала.


Там однозначно определить конкретный жанр, столько всего намешано. Если одним словом, то фантастика. Но можно увидеть и научную и социальную, и антиутопию. Стилистически скорее сюрреализм.
Вот и меня впечатлило в свое время!)))


Но написано в конце 80-х прошлого века. Ты меня заинтересовал книгой. И народы, смотрю, массово прочли (не иначе, в нескольких играх участвовала).


Да, время имеет значение!)))
Тогда это было нечто! Мне впечатления хватило, чтобы познакомиться еще с полудюжиной романов Мураками, и все зряшно, между прочим.
А вот сейчас после Пелевина и Сорокина может и не оценил бы совсем.


А, так ты в то время читал? Мое восхищение! Ну да, я же помню, библиотека Американского Культурного центра. И ты уже тогда обратил внимание на Мураками? Потому что модный был? Или читательское чутье сработало. Блин, захотела. Пойду поищу.


Я не смог вспомнить читал ли в журнальной версии в конце 80х- начале 90х или уже в электронке после 97-го. Но точно на русском.
А из Американского культурного центра я запомнил только сборник расскозов бесподобного Пола Боулза.

Не найдешь - скину. Кстати аудиокнигу начитал Князев.
Правда там обещают сюр, и возможно стоит запаралелить.
Я уже то и то загрузил. Сейчас вот прямо так сразу и начну.


Отлично, я присоединюсь.


Можно я страшное скажу?
Не нравится совершенно! Вроде все гладко, живенько, но как-то не трогает.


Ну тогда может и не стоит?


Я ровно треть прослушал.
Главное не могу понять, почему мне раньше так нравилось...
Отложу точно.


А фильм ты посмотрела?


Только что скачала, а смотреть хочу завтра. Присоединяйся.


А я уже. Я очень люблю Ли Чхан-дона, ходила на предпоказ.


А у нас не идет в кинотеатрах. И я прежде не видела фильмов Ли Чхан-дона. Будет повод свести знакомство, спасибо. что напомнила.


Мне кажется, тебе должна "Поэзия" понравиться.


Да, ты права, "Сжечь сарай" не мой фильм, но "Поэзия" совсем-совсем моя, сейчас смотрю. Спасибо за режиссера.


"Поэзия" чудесная! Еще, мне кажется, тебе должен понравиться фильм "Тайное сияние", хотя и с вопросами.
И ещё в тему азиатского кино - а ты смотрела Корээду? Например, "Третье убийство"?


Нет, совсем не знаю, даже не слышала. Поищу, но меня заинтересовал Ли Чхан Дон, посмотрю еще Тайное сияние. потом буду двигаться дальше.


А чем тебе "Пылающий" не понравился?
Корээда японец, эстетика несколько другая, но очень интересный режиссер.


Понравился, но в нем больше страсти, чем я могу воспринять сейчас. Знаешь, вещи должны приходить вовремя, в юности если в книге или фильме не было страсти на разрыв аорты, для меня это было недо-недо. "Пылающий" идеально смотреть когда ты влюблена, когда сама пылаешь, по крайней мере, так я это понимаю, я сильно вовлечена в предметный мир и абстрактное воспринимаю через конкретное, ты можешь делать это напрямую, сколько тебя понимаю.


Да, я про страсти ничего не знаю, разве что в виде невротических навязчивостей каких-то, но и оно больше про мысли.
Для меня "Пылающий" весь про зыбкость, нечёткость, одиночество, загадку, двойственность и тягу к самоуничтожению. И про творчество, конечно.
И это с учетом теперешнего состояния увлеченности на грани с влюбленностью, кошмар.