Больше рецензий

30 июня 2018 г. 22:15

625

3 Всё происходящее есть часть какой-то повести

Погружаясь в чтение этой книги, вы попадаете в сон. И этот со не из разряда тех, в которых хочется остаться жить. И даже не противоположный – от которого скорее хочется проснуться, потому что он пугает тебя, используя все твои потаённые страхи. Он медленно и почти незаметно превращается в полуночный бред, от которого нет спасения. Ты просыпаешься, чтобы глотнуть свежего ночного воздуха, но неизменно при погружении в сон, это знойное, прилипчивое сновидение снова здесь. Остаётся только надеяться, что произошедшее не отразится на предстоящем дне, что не будет никаких сюрпризов с отражениями, видами из окон и направлениями ветров.

Уже из названия понятно, что ключевое событие в сюжете – это осада церкви Святого Спаса. Болгарские и куменские орды надвигаются на Жичу. Важна ли цель осады? Или развязка осады? Нет и ещё раз нет. Наслаждение кроется в самом тексте, в описании чудес, помогающих осаждённым и в кознях осаждающих. Чего только стоит шапка из живой рыси или подземное озеро в облаке. Впрочем, стоит сказать, что церковь всё-таки имеет особенность: четыре окна. На самом деле, окна в романе занимают важное место. Через первое окно можно видеть нынешнее, через второе – прошлое, через третье – будущее, через четвертое – видеть всё таким, какое оно есть, но далеко. Это уникальные окна, которые сослужат свою службу в борьбе против захватчиков. Что же до обычных окон, то будьте уверены, что всё не такое, каким кажется.

Сегодня окна в оба настоящих времени заложены камнем. Повсюду. Прошлое и будущее, которые нам вроде бы доступны, тоже выглядят совсем не так, каковы они на самом деле. Все настолько перекроено и перестроено, что собственную мать не узнаешь. Говорят, что в последний раз окна всех четырех времен были собраны все вместе в Жиче, в Спасовой церкви, точнее, в келье святого Савы. Но ты должен знать – все они разбиты. Разбиты не только их ставни. И не только сами окна. Это не самое страшное. Разбито все, что через них было видно.

Вторая нить сюжета – это поиск плаща, которое собрало в себе перья тысячи птиц, который обладает особыми свойствами: позволяет летать, защищает от смерти, сообщает владельцу все знания, как доступные людям уже сейчас, так и те, которые откроются им в будущем. И конечно же ради такого волшебного дара стоит затеять крестовый поход, свергнуть несколько правителей, провести самые разнообразные политические интриги, обманув саму смерть. Другое дело, не будет ли это зря.

В другой книге Петровича меня зацепила любовная линия, хотя обычно я не настолько сентиментальна. Здесь этому тоже уделено книжное время. Здесь и тайные связи, свидания во сне, внебрачные дети, зачатые в полнолуние, обладающие особыми способностями. И, в результате, на этих детях и будет завязан узел, соединяющий разные линии повествования. Какие красивые описания вас ждут, особенно касающиеся прекрасной девы Дивны, какое имя! Только вот кроме красивой обёртки, которую нельзя не похвалить, в этот раз похвастаться рассказчику нечем.

Вердикт: это было наркотически красиво, похоже на запутанный сон, логика которого тебе подвластна пока ты ещё не пробудился. Это красивые описания, это магический реализм, который можно черпать ложкой. Ох уж эти описания ветров, а какие были проведены параллели между окнами и видами из них и явлениями действительности и недалекого печального прошлого Европы и всего мира. Но, пожалуй, после такого сна мне захотелось бы хорошенько «проветрить» голову, чтобы забыть обо всех лабиринтах и кривых стёклах.

Прочитано в рамках Долгой прогулки 2018 г.
Команда "Атомные кроты".