Больше рецензий

PASEOS

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 июня 2018 г. 09:21

Лучшее на Лайвлибе

11K

4 Ящик Пандоры

Одна из ярчайших особенностей "Мартина Идена" заключается в том, что вы прямо-таки кожей чувствуете автобиографичность романа. Признаться, я не знал биографию Джека Лондона, а также не знал, что именно в этой книге чрезвычайно много параллелей с жизнью автора. Однако, прекрасно это понимал при прочтении - настолько пронзительно и именно с нотками личных переживаний кого-то там, за кулисами, написано произведение. Что ж, тем интересней.
Этот роман я бы условно разделил на две части, а вот с рецензией поступлю иначе и разделю на три.

Я не смогу обойтись совсем уж без спойлеров, впрочем, они невелики. Я предупредил!

Итак, часть первая, хвалебная.

Начало книги и её первая половина написаны просто изумительно! Всегда безумно интересно читать о становлении, взрослении, развитии главного героя - это же просто беспроигрышный сюжет, к которому остается добавить лишь талант писателя и приятный глазу и слуху слог. И вот, получите: "Мартин Иден" - как раз этот случай.
Эта книга о том, как юный, безграмотный моряк волею судьбы попадает на обед в дом аристократического семейства и до безумия влюбляется в молодую девушку, настоящую леди из высших слоев общества. Простодушный Мартин, обладающий крепкими кулаками, матерными словами в лексиконе и задатками интеллекта глубоко внутри, решает во что бы то ни стало получить образование, вознесстись к высотам высшего общества и жениться на возлюбленной даме.
Похоже на сказку, но это во многом история жизни Джека Лондона, включая мелочи, вроде работы в прачечной, или написания приключенческих рассказов для зарабатывания на жизнь. Так что, стоит сесть поудобней и вчитаться в этот удивительный сюжет .

В общем-то, эта часть книги захватывает с головой, ибо поражает целеустремленностью протагониста, его потрясающей волей к жизни и к победе над миллионом преград. Образ Мартина, кажется, может подкупить любого. Этот парень, пусть наивный и почти безграмотный, способен на любовь, благородство и чувство прекрасного и, главное, готов двигаться к этому, несмотря ни на что.
И это "несмотря ни на что" не заставляет себя ждать - всё ближе к середине романа у читателя закрадывается подозрение, что ничем хорошим это не кончится.

Часть вторая, не совсем хвалебная.

Не знаю, приводил ли еще кто-то такие сравнения, но у меня "Мартин Иден" настойчиво ассоциировался с романом "Цветы для Элджернона". И эмоции похожи. Глупый мальчик становится невероятно умным, но распоряжается своей жизнью весьма неоднозначно, сам, в то же время, становясь сложным и во многом невыносимым человеком, превращаясь практически в социопата. Финал всем известен.
Так вот, Мартин Иден теперь писатель, интеллектуал, философ, по развтию он намного выше многих своих "коллег" по светской богемной среде. При этом одна его одержимость сменяется другой. Он бредит идеями индивидуализма, экзистенциализма, метафизики, ницшеанства. Он всё еще бредит любовью, бредит стремлениями исключительно писательством заработать больше денег ради этой любви. Благодаря своей потрясающей работоспособности, он попросту сжигает себя живьем, стремясь постичь и достичь всего этого. А в итоге знаете что? Этот безумный фанатизм в работе восхищает, но столь же безумный огонь в идеях и рефлексии Мартина попросту начинает раздражать.

Ярко горящий факел быстро затухнет и истлеет, истлеет и безумная воля к жизни, если устроить ей ядерную бомбардировку из сомнительных философских идей и собственных "эмоциональных мин и снарядов" вкупе с физическим перенапряжением и недоеданием. Перед читателем уже совсем другой Мартин Иден, добравшийся до Своего Священного Грааля, вкусивший Его и опустошенный Им.
И какими бы великими не были поставленные Мартином вопросы, каким бы гением и интеллектуалом он не стал, каким бы прообразом настоящего мужчины он не являлся, мне нравятся не все новые очертания фигуры Мартина Идена. И со многими вещами, которые автор пытался до меня донести устами своего персонажа, я не согласен. Эта часть истории сильно повлияла на мое собственное душевное равновесие, заставила мозг заработать сильнее и во многом задуматься о собственной жизни, как бы банально это не звучало. За такую атмосферность Джека Лондона надо бы носить на руках, вот только настроение было изрядно подпорчено, вплоть до депрессии. Такой вот ящик Пандоры...

Часть третья, итоговая, примиряющая.

Будем говорить честно, каждый читатель, считающий себя, как минимум, неглупым, очень уж часто будет ассоциировать себя с Мартином Иденом, и я не исключение. Действительно, слишком уж велика пропасть между маргиналами из кабаков и людьми думающими, читающими, стремящимися к саморазвитию. Впрочем, как говорит нам Джек Лондон, ни в одной из крайностей правды нет, да и, наверное, нет её вовсе. Поэтому, чем выше вы поднимаетесь по интеллектуальной лестнице, тем большим социопатом вы становитесь, и финал истории зависит только от вас самих, ведь вы совершенно точно потеряете интерес ко многим прежним знакомым и, вполне возможно, разочаруетесь в основной массе людей. Такой побочный эффект вечной тяги человека к знаниям.
Что до "Мартина Идена", то это монументальный труд Джека Лондона, безумно интересный и способный влиять на мировоззрение, ибо столько тем, философских и не очень, можно найти далеко не в каждой книге. Но соглашаться во всем с "Мартином Иденом" или воротить нос от некоторых его идей - это дело каждого, а уж истина, как водится, где-то рядом. Но вот где?

Комментарии


Помню, что когда читала, меня дико раздражало вот как раз то, что ты описал. А еще почему-то очень раздражала девушка, в которую он влюбился. Поэтому я не смогла высокую оценку поставить, хотя по всем признакам роман мне должен был понравиться.


Ну, про девушку я даже заикаться не стал, ибо такой человек - это чуть больше, чем ничего. Впрочем, и винить её за это нельзя - такое воспитание. С другой стороны, в романе она скорее символ, чем определенный персонаж. Она символизирует разочарование от того, что фанатично идеализированная светлая мечта оказывается, по её достижении, всего лишь обычным грешным существом из плоти и крови, довольно ничтожным по своей сути.


Да, согласна.
Помню, что как раз это мне в ней и не понравилось - что она вроде и сама не особо исключительная барышня, а ГГ так за нее цепляется. Понятно, конечно, что с нее начинается его путь, но все равно поведение у нее не самое приятное.


Не самое приятное, но самое типичное. Особенно, для будущей жены, которая никогда не намерена работать сама. А вот чего там себе будущий муж навоображал, это пойди разберись! Вот и нашла коса на камень. :)


Так, мне точно надо перечитать! По моим впечатлениям (хотя это было уже лет шесть назад, я плохо помню), она его поначалу пыталась учить, и ей было вообще параллельно, чего там будущий муж навоображал) Она в своих мечтах жила и не особо пыталась понять, чего там окружающие себе думают. Опять же, могу и ошибаться.


Учить пыталась, да, в мечтах жила, да - она ж леди и всё такое. А когда у них любофф случилась, она стала от него требовать идти зарабатывать деньги, чтобы было, на что жить. И всё, вроде бы, закономерно и логично, но как-то подбешивала она, ага. Руфь. ))) Особенно, когда бросила, а потом к нему, изрядно разбогатевшему, припёрлась с поклоном, мол, ну возьмите меня, была неправа, исправлюсь! )))


Вот-вот, и я о чем!)) Стало быть, не так уж неправильно я запомнила)


Помню, что когда прочла первый раз, то мне совсем не понравилось. Как-то все человеческое так раздражало. Такое оно...мерзкое.

А год назад перечитала —понравилось. Хотя человеческое осталось мерзким. Просто я сосредоточилась на состояниях главного героя, а не на самом взаимодействии персонажей.


Ну, о состояниях Мартина в начале его пути читать и правда интересно, к тому же и его взаимодействие с другими героями крайне любопытно, ведь он с низов рвется вверх, к этим светским зубрам, считающим его варваром и снисходительно, а кто-то и чуть брезгливо, жалеющим его.

А вот дальнейшие его внутренние переживания - это уже рефлексия не совсем психичиски уравновешенного человека, страдающего глубокой депрессией. Уверен, что хороший психиатр поставил бы Идену точный диагноз. Кстати, именно во второй части романа особенно чувствуется сам автор. Это его обида на издательства, чувство несправедливости, обида на социум, буржуазию, люмпен и т.д., вещается через протагониста. Атмосферно и депрессивно.


Мне как раз был интересен переход от «нормального» состояния к этому нездоровью. И та самая рефлексия.

Меня просто тогда интересовала депрессия как психическое/психиатрическое состояние. И у меня самой она была. Учитывая психотерапию и то, что из себя не выпрыгнуть, я постоянно варилась в этом котле. И хотелось попробовать посмотреть со стороны, через другого. «Мартин Иден» оказался идеальным для этого.

Потом я ещё читала про Джека Лондона. В том числе книгу воспоминаний, написанную женой. Конечно, счастливым и гармоничным автора не назвать. Тот же трудоголизм как невроз, способ гасить тревожность.

В книгах Джека Лондона автор весьма заметен. Но «Мартин Иден» —особенно показательная вещь в этом плане.

Мне кажется, у него очень хорошо показано, насколько «рваться вверх» приводит не к счастью, а к осознанию собственного одиночества. Какая-то невозможность найти своих. Там и низы с ним не созвучны, и верхи.


Угу, а мораль сей басни такова - всё хорошо, когда в меру, а фанатизм в чем бы то ни было опасен смертельно...


многие мудрости - многие печали.
и кто умножает познания, умножает скорбь

мне вторая часть понравилась больше первой. я первую читал только из-за того что очевидно было что во второй произойдёт переворот.

Я скажу вам, Мартин, в чем ваша ошибка или, вернее, ваша слабость. Вы игнорируете духовность. Ей нет места в вашем миросозерцании. Тогда как вы уделили большое внимание изучению биологии, от самых основ, от лаборатории с ее пробирками и оживлением неорганической материи вплоть до самых широких эстетических и социологических обобщений, и в некоторой степени общему образованию, изучая точные науки, арифметику, физику, химию. Вы упустили духовное образование. Которое всегда с приставкой само-, что вам было бы так по нраву. И ваша Любовь, ваша чувствительность и потребность к красоте остались при вас, остались непоняты немощными мира сего, а самое главное непоняты и Вами, не осуществившись в полной мере. Вы умерли от боли заточенной в Вас красоты, которая так просилась наружу, и только начав проявляться прекратила это дело. Именно в потребности признания внешнего мира Ваша трагедия, духовность же обращает человека во-внутрь. Появляется бесконечное пространство для роста и развития, без потребности в признании, без делегирования своей силы внешнему объекту. Нет-нет, я не говорю о конкретной доктрине, Мартин. Например христианстве или буддизме. Я говорю о том, что Сильный Человек, о появлении которого вы мечтали, на мой взгляд, не может быть без Духовности, где бы он не нашёл её выражение, какой бы он её не выразил сам. Но над собственным осмыслением этой стороны вам стоило поработать чуть больше. Это упустил и Ваш этот Ницше, и отчасти анархисты, наподобие Кропоткина, слишком увлекающиеся биологической, интеллектуальной и социальной развитостью своего сверхчеловека (сверхгражданина), своей идеальной фигуры. И, говоря конкретно о Ницше, отрицая духовность хороня богов, которые, между тем не есть Духовность. Без духовности интеллектуально развитый и физически мощный человек, пусть даже в коллективе таких же, лишь колосс на глиняных ногах. Вот что я думаю о Вашем мировоззрении Мартин. Если кратко. Я конечно простой человек и мало понимаю, но мнение моё такое.


Великолепная история!
Очень здорово, что она во многом отображает жизнь самого Джека Лондона.